Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Геннадий Коненко
С момента установления дипломатических отношений между США и РМ (1992 г.) Вашингтон главными целями своей политики в Молдавии провозгласил содействие в консолидации демократических основ молдавского государства, поощрение рыночных преобразований, укрепление взаимовыгодных связей в области политики, экономики и безопасности, сохранение суверенитета и территориальной целостности Молдовы. К этим «благородным» целям следует добавить и такие, которые США не особенно афишируют - вывести Молдову из-под влияния Москвы, закрепить ее в числе стран СНГ, уже являющихся их союзниками.
В первые годы после провозглашения независимости в стране для этого были известные предпосылки - здесь были сильны националистические и русофобские настроения, в руководстве страны тогда вынашивались планы присоединения ее к Румынии. Реализации этих планов, однако, помешало Приднестровье, с оружием в руках отстоявшее не только свое право на самостоятельное развитие, на сохранение самобытности славянской диаспоры, но и, по сути дела, отстоявшее независимость и государственность самой Молдовы.
Так, у Вашингтона появляется новая задача – добиться вывода российских войск и вооружений из Приднестровья, которые якобы являются элементом нестабильности в регионе. На самом же деле российское военное присутствие мешало и мешает до сих пор осуществлению стратегических планов США – выдавить Россию из сферы ее традиционных интересов, максимально сократив ее политическое, экономическое и военное присутствие в бывших советских республиках, чтобы и здесь распространить взятую на себя роль международного гегемона.
Эти направления внешней политики Вашингтона на постсоветском пространстве и определяют отношение США к проблеме приднестровского урегулирования.
США совместно с ОБСЕ, ЕС и СЕ сделали все, чтобы сорвать подписание уже согласованного между Молдовой и Приднестровьем российского плана урегулирования приднестровской проблемы, в соответствии с которым российское военное присутствие продлевалось до 2020 г. и России отводилась ведущая роль в военно-гарантийной операции. Такой поворот событий не мог устроить США и их союзников из ЕС, которые считают, что гарантийная операция должна осуществляться только по международному мандату, а в состав международных миротворческих сил должны входить военные и полицейские контингенты стран Евросоюза и НАТО, куда российский контингент мог бы войти, но на равных со всеми другими условиях, и не больше.
Как известно, российский Меморандум «Об основах государственного устройства объединенного государства» предусматривал создание молдавской федерации, закрепление территориальной целостности страны и наделение Приднестровья как субъекта федерации особым статусом. Федеративная форма как согласованный между сторонами принцип построения объединенного молдавского государства и решения приднестровской проблемы был одобрен еще в 2002 г. и ОБСЕ, и США, которые, однако, сегодня поддерживают новый молдавский план, где урегулирование приднестровской проблемы предлагается осуществить уже в рамках унитарного государства.
Американцев сегодня вполне устраивает этот план, который требует вывода российских войск и вывоза оружия из Приднестровья, что якобы является препятствием на пути урегулирования. Парламент РМ недавно принял т.н. обращение по демилитаризации Приднестровья, в котором, в частности, говорится, что Молдова берет на себя обязательство предложить в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира» и осуществить с участием ОБСЕ роспуск военных формирований в приднестровском регионе, ликвидацию оружия и военной техники…. Поэтому военные части, дислоцированные в зоне безопасности РМ на основании молдавско-российского договора от 21 июля 1992 года, должны быть постепенно сокращены и полностью выведены с территории страны до 31 декабря 2006 г. Ясно, что речь идет о российских миротворцах.
Что касается Оперативной группы российских войск в Приднестровье, которая ныне в основном занята охраной военного имущества и боеприпасов, то Москва должна завершить вывоз и ликвидацию своего военного арсенала до конца 2005 года, а также вывести из Приднестровья военный персонал ОГРВ, что явится «одним из неотъемлемых условий демилитаризации приднестровской зоны».
Американцы не являются участниками пятистороннего формата переговоров, и, несмотря на призывы Молдовы, не спешили таковыми стать, предпочитая оказывать свое влияние на переговорный процесс через ОБСЕ и двусторонние консультации с Молдовой, Россией, Украиной, а также с Приднестровьем, которые они проводили на постоянной основе.
Теперь новый план настолько устраивает Вашингтон, что на заседании Постоянного совета ОБСЕ 28 июля с.г., на котором молдаване представили свой Закон об основных положениях особого правового статуса Приднестровья, американская делегация не только одобрила этот документ, отметив, что он согласуется с планом урегулирования приднестровской проблемы, предложенным президентом Украины В.Ющенко, но и заявила о готовности США играть в будущих переговорах активную роль.
Как показали последние российско-американские консультации по приднестровской проблематике (8 сентября с.г.), позиция Вашингтона не претерпела каких-либо существенных изменений. Вместе с тем, более отчетливо прозвучало с его стороны мнение о необходимости наращивания усилий международного сообщества в разблокировании переговорного процесса с участием Республики Молдовы и Приднестровья, по содействию в подготовке всеобъемлющей и устойчивой модели политического молдавско-приднестровского урегулирования. В США понимают, что упорство Кишинева в навязывании своего одностороннего плана решения приднестровской проблемы без какого-либо учета интересов Тирасполя затягивает ее окончательное урегулирование и, тем самым, откладывает осуществление их планов относительно полного вывода российских военных из региона.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |