Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
08.09.2005. Независимая газета
Михаил Камынин, директор Департамента МИД РФ
Разговоры и слухи о том, что саммит СНГ в Казани должен был стать окончательным разводом в Содружестве или тем паче похоронами этой организации, оказались более чем преувеличенными.
Бесспорно, в СНГ много проблем, ибо речь идет о процессах глубинной и многогранной трансформации на огромной территории. Но колокол звонит не по Содружеству, а по завышенным ожиданиям.
Ничто не придет само собой. Над эффективностью организации надо работать. СНГ сегодня - это живой, развивающийся организм. И не случайно, что в Казани среди ключевых вопросов повестки дня были вопросы совершенствования интеграционных институтов, включая их реформирование. Несмотря на продолжительные и порой острые дискуссии, встреча глав государств подтвердила главное - общую заинтересованность всех участников СНГ в развитии многостороннего сотрудничества, общий настрой на увеличение практической отдачи от совместной работы в самых различных сферах взаимодействия.
В этой связи принят соответствующий документ. В нем, во-первых, подчеркнута необходимость активизации взаимодействия в рамках Координационного совещания руководителей силовых структур стран СНГ. В совещании участвуют помимо глав собственно силовых ведомств генпрокуроры, командующие пограничными войсками, руководители таможенных служб и финансовой разведки стран Содружества, министры иностранных дел - то есть речь идет об очень серьезной структуре. И, во-вторых, согласно этому документу, Совету глав правительств СНГ даются поручения по дальнейшему углублению экономического сотрудничества, в том числе по совершенствованию работы Межгосударственного статистического комитета СНГ - а это важнейший информационно-прогностический и аналитической центр Содружества. В свою очередь, Совету постоянных полномочных представителей государств-участников при уставных и других органах Содружества поручено совместно с Исполнительным комитетом СНГ дополнительно изучить эффективность работы Экономического суда СНГ.
Принято к сведению и решение Совета министров иностранных дел от 23 августа 2005 года о расширении полномочий и повышении ответственности Совета постоянных полномочных представителей государств-участников при уставных и других органах СНГ.
Председатель Совета глав государств СНГ Владимир Путин в Казани выдвинул предложение создать "группу мудрецов", которая занялась бы разработкой концептуальных подходов к перспективам развития Содружества. То есть работа по реконструкции СНГ будет продолжена. Это свидетельствует о существенной внутренней динамике самого СНГ, интеграционный потенциал которого далеко не исчерпан.
К сожалению, некоторые наши партнеры иногда стремятся забыть об общности исторических судеб, культурных и мировоззренческих предпочтениях народов, навязывая им те или иные не всегда понятные политические опции и решения. Но при всем очевидном разнообразии своих устремлений политические элиты в странах Содружества не могут не учитывать волю своих народов. Разве украинцы или грузины перестали быть духовно близкими нам людьми? Вот он - один из важнейших до сих пор факторов, работающих на наше единение.
При всех разногласиях в Содружестве существует понимание необходимости тесного взаимодействия по целому ряду направлений. Например, совместной борьбы с общими угрозами. А это организованная преступность, терроризм, наркобизнес, торговля людьми. Увы, территория Содружества является ключевой не только с точки зрения новых транспортных коридоров или энергетического потенциала, но и транзитных путей нарко-трафикантов, террористов и преступников всех мастей. В ходе Казанского саммита приняты такие документы, как Концепция сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма и Программа действий на 2005-2007 годы, Программа сотрудничества в противодействии незаконной миграции на 2006-2008 годы, Концепция военного сотрудничества до 2010 года, а также Концепция согласованной пограничной политики.
В Казани подписана и серия других документов, имеющих крайне важное значение для развития СНГ. Прежде всего, отмечу Соглашение о гуманитарном сотрудничестве. Этот документ открывает самые широкие возможности для взаимодействия в сфере культуры и образования, науки и искусства, информационного обмена, спорта. Документ поддержали 11 из 12 государств - участников Содружества (кроме Туркменистана). Напряженная работа в рамках этого соглашения ждет нас в 2006 году, который объявлен Годом Содружества Независимых Государств. Планами проведения года предусматривается ряд интересных многосторонних проектов культурно-образовательного и информационного характера, в частности, форумов творческой интеллигенции стран Содружества, выставок, кинематографических, театральных и музыкальных фестивалей, концертов и т.п.
В ходе саммита приняты также Обращение к народам государств - участников СНГ и мировой общественности в связи с 20-й годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС и Заявление в связи с 60-летием образования Организации Объединенных Наций. В заявлении особо подчеркнута роль ООН как универсального института по поддержанию международного мира и безопасности. К сожалению, под разными предлогами документ не подписали Азербайджан, Грузия и Молдавия.
Главным итогом саммита, с моей точки зрения, явилась демонстрация общей заинтересованности всех участников СНГ в развитии интеграционных процессов. Разумеется, у каждой из наших стран есть собственное видение путей решения актуальных задач, но для всех нас неизменным остается стремление сохранить Содружество в качестве эффективной и востребованной площадки для политического, экономического и гуманитарного сотрудничества.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |