Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
17.09.2005. Дни.ру
Елена Калашникова
Проект "Грузия демократическая" слишком дорого обходится США. Экономическое положение страны после "революции роз" требует регулярных финансовых вливаний, чтобы администрация Саакашвили могла и дальше удерживать власть.
Имиджевый вклад в Грузию
Однако отказ от финансирования проекта может обернуться еще большими потерями для американских экспортеров демократии – потерями имиджевыми. Репутация "цветных революций" будет безнадежно испорчена, если на примере Грузии окажется, что страны и их народы не становятся счастливее от переворотов.
В таком случае, США предстанет в виде страны-агрессора, насильственно изменяющей государственный строй в третьих странах не в интересах населения этих стран.
На то, чтобы этого не произошло, США готовы поставить Грузию, Украину и другие страны, где экспортеры пытаются привить свое видение демократии, на постоянное содержание. Впрочем, тот факт, что информация о регулярных траншах на то, чтобы постреволюционные страны не оказались на грани нового кризиса становится достоянием общественности, также отрицательно влияет на имидж "народного бунта", независимого от финансовой иглы Штатов, как пытаются позиционировать "цветные революции" их лидеры.
Надо отметить, что спонсоры революционных правительств проявляют изрядную изобретательность при поиске официальных причин для выделения транша.
На этот раз 300 миллионов долларов будут выделены в рамках программы "Миллениум челендж корпорейшен" в 2006 году. Это латание дыр в грузинском бюджете названо "грантом".
Правительство уже распланировало, как потратит эту сумму. Премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели заявил, что 102,2 миллиона долларов уйдут на реабилитацию автомобильных дорог в Самцхе-Джавахетии, 49,5 миллиона долларов – на реабилитацию грузинского магистрального газопровода и финансирование энергосектора, 60 миллионов долларов - на развитие региональной инфраструктуры, 15 миллионов долларов - на развитие агробизнеса. А еще 32,5 миллиона долларов - в инвестиционный фонд развития Грузии. Что подразумевается под последней статьей расходов, Ногаидели не пояснил.
Саакашвили ищет спонсоров, а не работников
США и раньше не оставляли грузинских единомышленников без финансовой поддержки.
Сразу после переворота и прихода к власти Михаила Саакашвили, Штаты запланировали перечислить Грузии 9 миллионов долларов 7 из них предназначались на "мелкие расходы" новой власти, что-то вроде премиальных за успешно выполненное задание: официально заявлялось, что деньги будут израсходованы "по усмотрению временного правительства страны". Оставшиеся 2 миллиона должны были компенсировать расходы 4 тысяч семей за электроэнергию, чтобы хотя бы часть населения сразу ощутила на себе преимущество "цветного" руководства.
В июне 2004 года международные организации выделили Грузии 1 миллиард долларов на реализацию в 2004-2006 годах программ развития энергетики, инфраструктуры, экономики, преодоление бедности, социальной реабилитации и др.
А в июне 2005 года Турция выделила 1,5 миллиона долларов на военные нужды Грузии. Цель транша декларировалась как приобретение технического оборудования, оплата пребывания военного представителя Грузии при НАТО и грузинского военного контингента в Косово.
Однако, как показывают сообщения о регулярных акциях протеста в Грузии, финансовые вливания не могут кардинально изменить ситуацию в стране. Как известно, если хочешь погубить человека, давай ему деньги на жизнь, а если хочешь помочь – научи работать. Это же справедливо в отношении стран. Траншами, поступающими время от времени, трудно заменить спланированную и продуманную экономическую программу правительства, в которой в первую очередь нуждается Грузия.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |