Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Мегаполис-Континент»,
22 августа 2002
Яна Амелина.
Российские общественные организации, объединения соотечественников, русские общины, политические деятели неоднократно обращались к президенту с просьбой о пересмотре закона о гражданстве, вступившего в силу 1 июля.
Похоже, обращения возымели действие. Недавно Владимир Путин заявил о необходимости упрощения процедуры получения российского паспорта для граждан СНГ. Правда, по общему неписаному правилу прежде чем во вновь принятый законопроект будут внесены какие-либо изменения, должна накопиться правопри-менительная практика, на что уйдет не менее полугода. Отрадно, впрочем, что президент хотя бы высказался по этой животрепещущей проблеме.
По словам депутата Госдумы Виктора Алксниса, есть основания надеяться, что президент отступил от линии, проповедуемой авторами принятого закона - командой заместителя главы президентской администрации Виктора Иванова. Это подтверждается и тем, что Иванова недавно освободили от обязанностей руководителя межведомственной группы по разработке концепции миграционной политики РФ при администрации президента.
В закон о гражданстве, полагает Виктор Алкснис, необходимо ввести понятие "соотечественник", которое сейчас в его тексте не фигурирует. Претендентов на получение российского паспорта следует разделить на три группы. Русские и представители коренных народов России должны получать гражданство без всяких бюрократических процедур, в порядке регистрации. Бывшие граждане Советского Союза, проживающие в странах СНГ, также могли бы рассчитывать на упрощенный порядок получения российского паспорта. Наконец, в отношении всех остальных желающих стать гражданином России - уроженцев Афганистана, Эфиопии, Танзании и других стран дальнего зарубежья - действительно следует оставить пятилетний ценз проживания, сдачу экзамена на знание русского языка и т.д. Насколько эти пожелания будут учтены законодателями, зависит, как показывает жизнь, от отношения к проблеме кремлевской администрации и самого президента.
Много вопросов вызывает дальнейшая судьба российских консульств в ближнем зарубежье, которые, по информации с мест, практически полностью прекратили прием документов на оформление гражданства до получения инструкций из Москвы. При этом совсем недавно проблема улучшения консульской работы МИДа РФ широко обсуждалась соотечественниками и дипломатами. Как известно, в мае Владимир Путин подписал указ, передающий всю работу с соотечественниками в Министерство иностранных дел. Но по словам руководителя Департамента по делам соотечественников и правам человека российского внешнеполитического ведомства Бориса Цепова, МИД пока слабо представляет себе основные направления работы в этой сравнительно новой для себя области.
Работа консульских учреждений вызывает немало нареканий: их сотрудники нередко ведут себя откровенно хамски, вымогают деньги, процедура получения российского гражданства растягивается на долгие месяцы, а то и годы. Выступая на парламентских слушаниях в Государственной думе, заместитель директора Департамента консульской службы МИДа Сергей Гармонии признал, что обслуживать интересы россиян и соотечественников сложно ввиду "недостаточно развитой сети консульских учреждений за рубежом или их отдаленности от мест компактного проживания наших граждан и соотечественников". Для облегчения этой проблемы недавно открылись генконсульства России в Оше и Гюмри, консульство в Уральске, вскоре планируется организовать выездное обслуживание соотечественников в Батуми. Однако ситуация в Приднестровье и Южной Осетии пока остается прежней. В прошлом году, сообщил Гармонии, консульские учреждения России выдали около 508 тысяч российских паспортов.
По словам дипломата, официальный сбор за оформление российского гражданства и получение паспорта составляет не более 10 долларов. Однако участники слушаний тут же поправили чиновника: "40 долларов!", "15 долларов!", "95 долларов официально!" Сергей Гармонии обещал проверить все эти данные и заявил, что в последнее время руководство МИДа дало консульствам категорические указания не работать ни с какими посредническими организациями, "помогающими" приобрести российское гражданство тем, кто проживает вдали от консульств.
С деятельностью таких фирм связано множество злоупотреблений: МВД нередко заставляет доказывать законность полученного с их помощью гражданства. Выяснилось, впрочем, что такие структуры, несмотря на запрет, по-прежнему работают, например, в Эстонии. Очевидно, что делается это при попустительстве и покровительстве самих консульских учреждений. Всем известная коррупция в мидовской системе требует решительных шагов по ее искоренению.
С конца 1994 года регулярно поднимается вопрос о создании единого избирательного Округа (одного или нескольких) по выборам депутата Госдумы для россиян, проживающих за рубежом. По словам директора Института стран СНГ Константина Затулина, главной причиной отсутствия всякого движения в этом направлении является "собственный эгоизм" Госдумы. Ни один из депутатов не заинтересован в сокращении своего избирательного округа. Не рад этой идее и МИД.
- Министерству не очень хочется реально организовывать избирательный процесс, - отметил К. Затулин.
Кроме того, очевидно, что избранный по такому округу депутат не оставит без критического внимания деятельность МИДа, его сотрудников и структурных подраз'-делений в других странах. Заинтересованности в "дополнительном цензоре" у дипломатов, естественно, нет, хотя соотечественники выступают за создание единого избирательного округа практически единогласно.
В последнее время, впрочем, появилась надежда на решение проблемы. Как сообщил председатель Комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Рогозин, в январе он "подробнейшим образом" разговаривал на эту тему с президентом России Владимиром Путиным.
- Идея ему понравилась, однако пока мы не определили, как лучше организовать такой округ и какими правами будет обладать избранный по нему депутат, -заявил председатель комитета.
Проблема состоит в том, что 450 депутатов Государственной думы - цифра, оговоренная в Конституции. Поэтому нужно или изменить нарезку округов внутри России, или формировать Думу по принципу 450+1 или 2 депутата от россиян за рубежом с совещательным голосом.
- Сейчас мы обсуждаем решение этого вопроса с Центризбиркомом, - отметил Дмитрий Рогозин.
Как в конечном итоге разрешатся все эти проблемы, отравляющие жизнь миллионам соотечественников, станет понятно, скорее всего, лишь к окончанию сезона летних отпусков и возобновлению работы Госдумы.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |