Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
09.09.2005. Eurasianet
Аня Шёллер-Шлеттер
Приняв известное решение о выдворении вооруженных сил США с авиабазы «Карши-Ханабад», Ташкент, похоже, не намерен предпринимать аналогичных шагов в отношении немецких солдат, находящихся на объекте под Термезом неподалеку от узбекско-афганской границы.
После андижанских событий в мае правительство Германии решило занять сдержанную позицию в отношении Узбекистана. Немецкая немногословность объясняется в какой-то мере озабоченностью политических лидеров предстоящими парламентскими выборами. Согласно опросам, нынешней коалиции Герхарда Шредера – Социал-демократическая партия/«Зеленые» – будет трудно удержать власть на выборах 18 сентября.
Настойчивые требования Соединенных Штатов о проведении независимого расследования событий в Андижане и принятое затем решение о выдворении американских войск вызвало у многих немецких политиков противоречивые чувства. В Берлине пытаются взвесить важность ситуации с правами человека в Узбекистане – с одной стороны, и вопросы национальной безопасности – с другой. На данный момент в отношении базы в Термезе чаша весов склоняется в пользу отказа от курса на конфронтацию.
Йоханнес Пфлюг, эксперт СДПГ по Центральной Азии, отмечает, что многие в правительстве относятся с осторожностью к планам долгосрочного сотрудничества с Узбекистаном, считая администрацию узбекского президента Ислама Каримова ненадежной. По его словам, пока в обозримом будущем немецкие войска будут оставаться в Термезе, Берлину следует обдумать вопрос об изменении своей политики. «Термез не должен мешать оценке ситуации с правами человека [в Узбекистане]», – сказал в интервью Пфлюг.
Находящийся в оппозиции Христианско-демократический союз, который может вернуться к власти на ближайших выборах, дает понять, что намерен сохранить базу в Термезе, хотя лидеры партии, как и их соперники из СДП, чувствуют себя неловко, продолжая сотрудничество с Каримовым. Кристиан Шмидт, представитель фракции ХДС по вопросам обороны, отметил, что вопрос о безопасности следует пересмотреть, когда в середине октября на миссия немецких вооруженных сил в Афганистане станет предметом парламентских дебатов. «Ситуация не может улучшаться, когда одного из партнеров по афганской миссии выдворяют из Узбекистана», – передает слова Шмидта веб-сайт «Шпигель Онлайн».
Некоторые немецкие правозащитные и общественные организации, включая Международное общество прав человека, призывают Берлин вывести свои войска из Узбекистана. Между тем менее крупные политические партии, в том числе «Зеленые» и Свободные демократы (СвДП), занимают решительную позицию в своей критике Узбекистана. Например, один из депутатов фракции «Зеленых» – Винфрид Нахтвай назвал экспорт немецкого оружия в Узбекистан «безответственным шагом, не соответствующим политическим принципам правительства Германии». Представитель СвДП Маркус Лёнинг заявил в интервью, что следовало бы полностью прекратить помощь Узбекистану, выделявшуюся на цели экономического развития, за исключением средств, которые направлялись на гуманитарные и экологические цели. «Вся проблема в Термезе, который удерживает нас от того, что мы хотели бы сделать».
Называемая по-немецки Lufttransportstutzpunkt 3, авиабаза в Термезе служит сегодня для размещения около 300 немецких солдат, обслуживающих семь транспортных самолетов C-160 и пять вертолетов CH-53, которые используют для поддержки военных операций в Афганистане. Это единственный немецкий аванпост в Центральной Азии, и по этой причине стратеги в Берлине считают его крайне необходимым. База используется и другими странами – членами антитеррористической коалиции, включая Нидерланды, Бельгию, Испанию, Францию и Великобританию.
По соглашению от февраля 2002 г. Германия получила право доступа к базе в обмен на «финансовую помощь», а также обещание развивать военное сотрудничество, в том числе в виде поставок оружия и техники узбекской армии. Точные объемы финансовой помощи, которая оказывает правительство Шрёдера Узбекистану, не разглашается. Однако, по информации одного из депутатов, это семизначная цифра.
Между тем Министерство иностранных дел подтвердило, что 120 узбекских армейских офицеров получили подготовку в Германии после 1994 г. в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира». Кроме того, в 2000 г. Германия оказала помощь в строительстве военного завода, а в 2001 г. поставила в Узбекистан партию огнестрельного оружия. Берлин направлял также в эту страну военное обмундирование и приборы ночного видения.
После событий 13 мая в Андижане Министерство обороны Германии решило не вносить изменений в характер военного сотрудничества с Узбекистаном. По заявлению министерства, ни один из офицеров, получивших подготовку в Германии, не принимал участия в андижанских событиях.
5 августа берлинская ежедневная газета «Тагесцайтунг» сообщила, что тремя днями ранее в Узбекистан был направлен груз медикаментов стоимостью 280 000 евро (примерно 349 000 долларов). В то же время экспорт немецкого оружия в Узбекистан значительно сократился. В 2000 г. объем торговли оружием с Ташкентом достигал 3,35 млн евро (4,17 млн долларов). Сегодня, согласно статистическим данным, объемы экспорта оружия крайне незначительны.
В целом Германия была третьим по значению спонсором, предоставлявшим помощь на цели экономического развития Узбекистана, а объем выделенных средств в период с 1992 по 2005 г. составил 239,4 млн евро (почти 300 млн долларов). В недавнем отчете Федерального министерства экономического сотрудничества и развития (BMZ) говорится, что финансовая помощь на цели экономического развития была сокращена из-за нежелания Узбекистана проводить экономические реформы. Вольфганг Армбрустер, глава департамента BMZ по Центральной Азии и Кавказу, заявил, что акценты в общем подходе Министерства к Узбекистану в последние годы сместились от государственных проектов, таких как модернизация Ташкентского аэропорта, в сторону борьбы с бедностью.
По словам чиновника немецкого оборонного ведомства, Берлине рассматривал вопрос о передислокации войск и техники, размещенных в настоящий момент в Термезе, однако возможные варианты были признаны непривлекательными. «Была произведена оценка альтернатив и сделан вывод, что зависимость от Термеза может быть устранена лишь частично», – сказал чиновник. Относительно развитая инфраструктура и система безопасности на базе в Термезе делают ее наилучшим вариантом из возможных. «База в Душанбе непригодна для эксплуатации, а в Афганистане низкий уровень относительной безопасности. В чрезвычайной ситуации потеря Термеза может быть временно компенсирована, но лишь на короткий срок», – сказал чиновник.
В Германии не было широких общественных протестов в связи с решением продолжить военное сотрудничество с Узбекистаном. И хотя немецкие СМИ подробно освещали андижанскую бойню, последовавшей за этим проблеме с беженцами, гонениям Каримова на гражданское общество и выдворению войск США уделялось сравнительно мало внимания.
Эксперт СДПГ Пфлюг подчеркивает положительные стороны продолжения военного сотрудничества с Узбекистаном. На его взгляд, Берлин мог бы использовать дипломатический диалог, чтобы повлиять на узбекскую политику в области безопасности. «Нам следует продолжить подготовку узбекских офицеров, но мы должны учить их не владению оружием, а демократическим ценностям», – сказал он. «По возвращении домой у них начнутся внутренние нравственные конфликты, и уже это можно считать позитивным моментом и достижением».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |