Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Альтернативы нет

06.09.2005. Globalrus. Ru

Андрей Грозин

Курманбек Бакиев покинул Москву в приподнятом настроении

Вступивший три недели назад в должность президента Киргизии Курманбек Бакиев cовершил свой первый зарубежный визит. Как и следовало ожидать, визит этот был нанесен в столицу России. Такое решение, кстати, приветствовал Владимир Путин, похваливший Курманбека Салиевича за действие «отвечающее духу стратегического партнерства» и заверивший, что Москва готова реализовывать с Бишкеком «все ранее намеченные планы».

То, что первый официальный визит за рубеж новый киргизский лидер совершит в РФ, объясняется трезвой оценкой новой властью Киргизии той ситуации в экономике и непростыми политическими обстоятельствами, в которых оказалась эта бедная горная страна.

Несмотря на смену лиц в киргизских коридорах власти, для нового руководства республики повестка переговоров с Россией не изменилась, оставаясь практически той же, что и при Аскаре Акаеве.

В экономическом плане проблемы, существовавшие в течение всех лет независимости, после смены власти в марте текущего года, только обострились. Был сорван курортный сезон на Иссык-Куле. Активно продолжается передел собственности (все чаще – со стрельбой и убийствами «хозяйствующих субъектов»), который ведет к оттоку инвестиций, сворачиванию предпринимательской активности. Новая власть пока не решила ни одной экономической проблемы страны. Более того, можно сказать, что в республике практически не существует значимых ресурсов развития. Внешний долг достиг критической величины – около $1,92 млрд. Экономические итоги года, наверняка, будут крайне плачевными, самыми неудачными за последнее пятилетие. «Тюльпановая революция» ничего положительного киргизской экономике не дала и новому руководству придется создавать экономику страны заново.

В такой ситуации киргизскому руководству объективно нужны любые возможные дополнительные ресурсы для того, чтобы удержать власть.

Этим, в частности, объясняется двусмысленная позиция Киргизии по вопросу о присутствии военной базы США на ее территории. Сначала новые киргизские власти подписали астанинскую декларацию ШОС о необходимости определения сроков присутствия западных баз в Центральной Азии, а затем, в ходе визита в Бишкек главы Пентагона Рамсфелда, – фактически взяли свои слова назад. Причина такого поведения в острой необходимости в финансовых средствах. Именно в финансовой поддержке наиболее всего нуждаются новые власти со стороны основных центров силы – России, США и Китая.

Поэтому в ходе визита в Россию президент Бакиев постарался заручиться не только политической, но и солидной финансово-экономической поддержкой. Причем российское участие крайне желательно для Киргизии. Объясняется это очень просто. Те финансовые вливания, которые производит Запад, носят разовый характер и не делают погоды, не решают проблем в целом.

Китайский капитал, ранее широко представленный в Киргизии, серьезно испугался «тюльпановой революции», а еще больше - повторения погромов. Поэтому Пекин пока очень сдержанно оценивает возможность финансовых вложений в Киргизию.

Таким образом, остается традиционный партнер - Россия, у которой появляется хорошая возможность заметно укрепить свои позиции в Киргизии и за счет этого в Центральной Азии в целом.

Для российского бизнеса экономика Киргизии представляет серьезный интерес. Речь идет не только о гидроэнергетике (РАО «ЕЭС») и газораспределительной сети (Газпром). Территория республики весьма удобна для расширения российского бизнес-присутствия во всей Центральной Азии (например, для торговых сетей). Киргизия удачно расположена с точки зрения транзита товаров.

В Киргизии имеется неплохая минерально-сырьевая база. В перспективе интерес представляет возможное восстановление уранового производства (включая первичную переработку) и золотодобыча. И уран, и золото требуют серьезных инвестиций, но для перегруженного нефтедолларами бюджета РФ возможные затраты будут просто незаметны. Весь ВВП Киргизии составляет около $2 млрд. – сущая безделица. В Киргизии перед российским бизнесом сейчас открыто широкое окно возможностей. И эта динамика, судя по итогам визита Бакиева, сохраняется. Очевидно, следует ожидать окончательного решения вопроса о передаче киргизской гидроэлектроэнергетики в концессию РАО «ЕЭС» и постепенного переход всего киргизского энергокомплекса в руки российских корпораций. Разведкой и освоением газовых месторождений, модернизацией, эксплуатацией и сооружением новых газотранспортных мощностей займется Газпром.

Взамен Москва реструктуризирует долг Бишкека ($187,5 млн.) и уже в ближайшее время введет упрощенную процедуру трудоустройства и проживания в РФ киргизских гастарбайтеров, которых, только по официальным данным, в России насчитывается свыше 300 тыс. (реально - более полумиллиона). Это, безусловно, резко повысит популярность нового лидера в киргизском обществе.

Если рассматривать политический контекст визита Бакиева в Москву, то здесь для Россию волнует вопрос об американской военной базе в столичном аэропорту Манас. Россия вполне в состоянии стимулировать киргизские власти к тому, чтобы они заняли более определенную позицию по этому вопросу. В то же время нужно понимать, что для России это сейчас не вопрос первостепенной важности.

Куда большей определенности от Бишкека в данном вопросе может требовать Китай. Если Москва действительно присоединится к Пекину и окажет консолидированное давление на Бишкек, Бакиеву придется поступить по отношению к американцам так же, как поступил президент Узбекистана. Причем сам Курманбек Салиевич на итоговой пресс-конференции ясно дал понять, что к вопросу вывода американских баз в Бишкеке собираются вернутся немного позже, «через полгода, может, через год».

При этом в ходе переговоров Путина и Бакиева, вероятно, поднимался вопрос если не о создании очередной российской военной базы, то военного объекта, например, антитеррористического или «антинаркотического» центра на юге Киргизии. Благодаря такой структуре Россия сможет вести глубокий мониторинг ситуации в Ферганской долине, а отсюда и всей Центральной Азии.

Киргизия при этом получит российскую политическую поддержку в условиях складывающейся непростой ситуации в отношениях с ближайшими соседями. Власти Казахстана и Узбекистана все больше рассматривают Киргизию не только как «дурной пример» неконтролируемой смены элиты, но и как территорию, способную стать рассадником «демократических революций» в Центральной Азии.

Тем более что активность США и международных НПО в Киргизии действительно наводит на мысль, что из республики хотят сделать некий «форпост демократии» в регионе. Наблюдаются попытки консолидировать оппозиционные силы, объединить радикально настроенные демократические движения не только собственно киргизские, недовольные результатами «революции», но и общерегиональные.

Отдельно стоит сказать о такой, еще лишь обозначающейся, проблеме, как зарождение совершенно новой оппозиции сегодняшнему киргизскому руководству – отставного генералитета. Число высокопоставленных офицеров, освобожденных командой Бакиева от должности, уже приближается к двум десяткам. Некоторые из них готовят себя к участию в политических баталиях, создают партии, движения и собирают сторонников. По слухам, распространяющимся по Бишкеку, в течение ближайших месяцев страна может вновь оказаться на грани переворота. На сей раз, вероятно, возглавляемого военными.

Главная проблема новой киргизской власти - ее слабость. Многие процессы (особенно в регионах) ею не контролируются. Бакиеву остро необходимо время, чтобы стабилизировать положение и укрепиться. Именно Россия может оказать новому киргизскому президенту решающую помощь. Судя по итогам переговоров, эта помощь Курманбеку Бакиеву будет оказана – киргизский президент покинул российскую столицу в самом приподнятом настроении.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ