Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
06.09.2005. Немецкая волна
В.Волков, В.Катаргин, Т.Наматбаева
Парламент Киргизии в понедельник приступили к рассмотрению Закона "О Правительстве"
Парламент Киргизии в понедельник приступили к рассмотрению Закона "О Правительстве". Именно этот документ и должен будет определить полномочия премьер-министра и его кабинета. Но уже первый день обсуждения показал, что закон этот может оказаться самым спорным, который депутатам предстоит принять в ближайшее время, поскольку в этой точке встречаются интересы парламента, президента и премьер-министра, которые во многом противоречат друг другу.
Обсуждение конституционного закона "О правительстве" имеет предысторию: данный документ по инициативе старого, "акаевско-танаевского" кабинета уже рассматривался прежним, двухпалатным парламентом в первом чтении еще в прошлом году. Согласно регламенту, во втором чтении депутаты могут лишь вносить предложения и поправки в законопроект, причем они вступят в силу, если за них отдадут голоса две трети депутатского корпуса, что при нынешнем раскладе сил реализовать при возникновении споров весьма затруднительно.
На заседании парламента присутствовал новоизбранный глава правительства Феликс Кулов, который в интервью корреспонденту "НВ" Толкун Наматбаевой изложил свои представления о законе "О правительстве":
ФК: Премьер должен иметь возможность воздействовать на министров и вносить предложения по их отстранению от занимаемой должности. А чтобы премьер-министр мог воздействовать на работу, чтобы вице-премьеры, другие руководители несли ответственность перед всем составом правительства, должны быть соответствующие полномочия. Потому что премьер-министр, назначаемый президентом, несет ответственность, прежде всего перед президентом, а президент - перед народом. И поэтому в Конституции очень четко все написано, что президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, а вот реализацию этих направлений осуществляет правительство. В соответствии с этим, раз правительство реализует то, что определил президент, то оно должно иметь соответствующие права. А у нас во времена Акаева Акаев сам определял и сам реализовывал то, что он делает. Правительство оставалось в стороне и ни на что не влияло - вот отсюда истоки коррупции, неэффективное управление и анархия. Я хочу добиться на заседании парламента только одного - не уменьшения полномочий, и не увеличения их, а обеспечьте четкость и конкретность. И больше ничего. То, что я назвал - это суть моих предложений.
О том, как отреагировали парламентарии на такую программу, сообщает наш корреспондент Виталий Катаргин:
В понедельник киргизские депутаты успели обсудить лишь четыре поправки в Закон "О правительстве". Несмотря на возражения Феликса Кулова, правительство все-таки признано "коллегиальным органом". По мнению Кулова, наличие в законе слова "коллегиальный" усложняет процесс управления, потому что при принятии решений необходима подпись всех членов кабинета. К тому же исключается момент персональной ответственности. Но с доводами нового премьера Киргизии, депутаты не согласились.
Вместе с этим из законопроекта исключена норма, которая предусматривает, что постановление парламента для правительства обязательно к исполнению. Народные избранники согласились с Феликсом Куловым, в том, что постановления эти должны иметь лишь рекомендательный характер.
В части, касающейся формирования кабинета министров, отдельные депутаты предлагали внести поправку, согласно которой, если премьер не укладывается в десятидневный срок, то он должен уйти в отставку. Предложение это отклонили, как и то, что исполняющим обязанности чиновник может быть не более месяца.
Серьезные разногласия вызывает положение законопроекта, связанное с назначениями и увольнениями членов кабинета. Здесь пока основные полномочия сконцентрированы по-прежнему в руках президента. Именно он, согласно законопроекту, назначает, и освобождает министров. За премьером остается лишь право предлагать их.
Феликс Кулов выступая в парламенте, сказал, что готов уступить часть полномочий, главное, чтобы при этом была четкая схема - кто и за что отвечает.
ФК: Я подчеркиваю, если будет принят четкий закон о правительстве, если будут четко разграничены полномочия правительства от других органов, тогда правительство сможет работать конкретно и знать, за что оно отвечает.
Впрочем, схемы этой как раз и нет, - говорит депутат Омурбек Бапанов.
ОБ: Руководителей большинства экономических агентств по предложению премьера назначает президент. В то же время премьер-министр отвечает за экономический блок. Если президент его назначил, тогда президент должен и отвечать за это, курировать его. А курирует премьер-министр. Но снять с должности он не может. То есть там есть статьи, которые друг другу противоречат С этим я принципиально не согласен.
Другой депутат Исхак Масалиев считает, что каких либо структур исполнительной власти при президенте быть вообще не должно, как это сейчас.
ИМ: Никаких агентств, комиссий, инспекций не должно быть при президенте. Все должно быть при правительстве.
Киргизские парламентарии сейчас обсуждают закон "О правительстве", который был разработан еще два года назад. А в июне 2004 он был принят в первом чтении народными избранниками прошлого созыва. Именно в этом и заключается основная проблема, - убежден депутат Кубатбек Байболов.
КБ: Из своего опыта скажу, что во втором чтении предложения, как правило, не проходят. А уж коли речь идет о конституционном законе, то надо полагать, что ни одно предложение не пройдет. В итоге законопроект, выработанный правительством Танаева, будет полностью принят.
Обсуждаемый закон "О правительстве" вызывает столько споров, что даже один из его разработчиков депутат Марат Султанов не исключает, что документ вообще может быть полностью отклонен.
МС: Конечно, такое может случиться. Когда за все поправки проголосуют и затем поставят законопроект на общее голосование, и депутаты его не примут, то этот закон будет отклонен. В этом случае на рассмотрение он может быть внесен только через шесть месяцев.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |