Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
16 сентября 2005 г, «Правая.ру»
Кирилл Фролов
В Москве Комиссией по правам человека Межпарламентской Ассамблеи Православия был проведён Круглый Стол «Право на свободу вероисповедания в зонах конфликтов»
В Круглом Столе приняли участие представители Священноначалия Московского Патриархата, священнослужители Поместных Православной и Армянской Апостольской Церквей, члены Межпарламентской Ассамблеи Православия – Председатель Комиссии по правам человека МАП, депутат ГД Константин Затулин. российские депутаты А. Крутов, В. Плохотнюк, депутат Парламента Республики Армения Мкртыч Минасян, ученые, политики, эксперты, политологи из России и других стран православной традиции. В Круглом Столе приняли участие Президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов, представители высшего государственного руководства проросийских Абхазской и Южно-Осетинской Республики, союзной Армении и России Нагорно-Карабахской Республики.
С приветствием от Председателя Отдела Внешних Церковных Связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла выступил сотрудник ОВЦС священник Михаил Прокопенко. В своем блестящем докладе он обрисовал главный фронт борьбы восточнохристианского мира — воинствующий секуляризм и справедливо отметил, что православный мир должен в этой схватке быть единым, консолидированным, миссионерским, что расколы, ослабляющие православное единство, должны быть преодолены. Приветствие Круглому Столу направил епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан. В своем приветствии он выступил за симфонию Церкви и государству, признал, что без системной финансово-экономической и политической помощи "выдержать в схватке с духовными чужаками нам будет очень трудно". В то же время епископ отметил, что и становиться государственным министерством или ведомством церковь не желает, так как должна «сохранить духовную свободу».
Глава Фонда Единства Православных Народов Валерий Алексеев рассказал об истории Межпарламентской Ассамблеи Православия как первой попытке консолидировать политические элиты стран православной традиции. Одновременно Алексеев признал, что «контрольный пакет акций» в МАП «принадлежит грекам.
Константин Затулин в своем докладе особенное внимание уделил Украине: "Сегодня на Украине развертывается трагедия Православной Церкви — не меньшая, чем захват и падение Константинополя в 1353 году или чем октябрьская революция 1917 года в России. Власти вовлечены в проект создания единой Поместной Православной Церкви Украины, которая будет подчинена светским властям и оторвана от Московского патриархата". По его словам, подобные усилия предпринимаются украинским руководством с самого начала существования независимой Украины. "С приходом к власти Виктора Ющенко и правительства Юлии Тимошенко гонения на Русскую Православную Церковь и желание властей поддержать расколы возросло во много крат",- подчеркнул Затулин. "Патриарх Филарет (т.н. Киевский патриархат) рекламирует себя на улицах Киева, как светские коммерческие структуры",- сравнил Глава Комиссии по правам человека МАП Он осудил участие в диалоге с украинскими властями по этому вопросу Патриарха Константипольского Варфоломея. По словам Затулина, этот диалог осуществляется в "нарушение канонических церковных норм". "Желание создать подворье Константипольского патриархата на Украине порождает новые трения между Московским и Константипопольским патриархатами в то время, когда православие подвергается напору со стороны других, нетрадиционных религий",- подчеркнул директор Института стран СНГ. По мнению Затулина, последствием происходящего будет дальнейшее дробление православия на Украине, что будет способствовать его ослаблению. "Создавая трудности для Украинской Православной Церкви Московского патриархата, Константинопольский патриарх и те, кто его поддерживают, подталкивают к тому, что все отколовшиеся от Московского патриархата группы попадут в духовный плен к конфессии, которая всегда враждебно относилась к российско-украинским отношениям и единству Православия",- подчеркнул докладчик. По его убеждению, "церковные вопросы — это не внутреннее дело Украины". "Когда веру предков пытаются уничтожить — это не внутрицерковный вопрос",- заключил Константин Затулин.
Он также коснулся ситуации в новых непризнанных государствах: "В Приднестровье РПЦ является фактором связи с Россией и дополнительным фактором легитимизации Приднестровской республики" и предложил подписать «конкордат» между РПЦ и Приднестровской Республикой как важный легитимирующий Приднестровскую государственность акт. Он выразил обеспокоенность в связи с тем, что "недавно была создана епархия так называемого Киевского патриархата ПМР". "Украинские власти фактически в завуалированной форме ведут дело к подрыву легитимности ПМР и настаивают на перенесении спор оранжевой революции из Киева в Приднестровье", — сказал Затулин. "К чему приводит оранжевая революция — мы видим. Темпы экономического развития Украины упали втрое, вчетверо. И это еще не вечер", — предостерег директор Института стран СНГ.
В ходе дальнейшей дискуссии уполномоченный по делам религий при Президенте ПМР Петр Заложков пытался оспорить факт создания «Молдово — приднестровской епархии» «Киевского патриархата», однако секретарь Тираспольской епархии протоиерей Петр Кузьминых подтвердил факты, приведенные Константином Затулиным.
Докладчик коснулся также ситуации в Греции, где антицерковные, прозападные силы, не без молчаливого одобрения Константинопольского Патриархата развернули травлю духовного лидера греческого народа Элладского Архиепископа Христодула.
Констанин Затулин вновь высказал идею созданию мощной международной «Организации православная конференция», восточнохристианского аналога «Исламской конференции». Только в системе координат православной цивилизации Россия сохраняет ведущую роль.
Балканская проблематика была развернута в выступления Борислава Милошевича, рассказавшего о геноциде Православия на сербских землях, и Главы Византистского Клуба Аркадия Малера, рассказавшего о роли Кипра в системе православной геополитики.
Затем выступили представители абхазского и южноосетинского духовенства.
Знаменитый сухумский священник Виссарион Апплиаа рассказал об истории и современном состоянии Православия в Абхазии. Абхазский иеродиакон, докторант Фрибургского Университета иеродиакон Давид Сарсания привел каноническую характеристику церковного вопроса в Абхазии, обосновал правоту и необходимость окормления православных абхазов Русской Церковью.
Настоятель Аланского подворья в Москве священник Саурмаг Баззатэ упрекнул Московский Патриархат в недостаточной активности в юго-осетинском вопросе.
В ответ автор этих строк ответил, что надо не упрекать друг друга, а искать пути решения проблемы. То, что южноосетинское духовенство оказалось в юрисдикции Греческой Старостильной Церкви (в 1920-годы Константинопольский патриарх Мелетий Метаксакис поддержал инспирированный большевиками «обновленческий раскол» в Русской Церкви и вынудил Элладскую Церковь перейти на новый календарь, что вызвало раскол в православном мире), можно использовать для преодоления внутрицерковных разделений. Данная группа «старостильников» не может быть поставлена на одну доску с какими-нибудь «филаретовцами» так как она находится в церковном общении с Русской Зарубежной Церковью, которая, в свою очередь, воссоединяется с Московским Патриархатом. В протоколах объединительных комиссий РПЦ и РПЦЗ от 21 июня 2005 года зафиксировано, что Русская Зарубежная Церковь содействует в примирении Старостильных Групп со своими Поместными Церквями. Таким образом, объединение умеренных старостильников с Элладской Церковью при русском посредничестве значительно укрепит позиции Архиепрископа Христодула и Элладской Церкви и ослабит Варфоломея. В дальнейшем, благодаря тому, что Зарубежная Церковь сохранит права автономии в рамках РПЦ, она может окормлять пророссийские «спорные канонические территории» так как московское церковное руководство сможет сказать, что РПЦЗ сохраняет автономию и МП не несет ответственности за все ее действия.
Существует расхожий аргумент, что в случае удовлетворения желаний абхазского и осетинского народов окормляться в Русской Церкви она поступит также, как Константинопольский патриархат, бесцеремонно вторгающийся на Украину. Представляется, что эта аргументация неглубока. В Осетии и Абхазии народ желает окормления в Русской Церкви, неприятие Тбилиси, особенно после пролитой крови, непреодолимо. Есть и проблема этнонационализма в Грузинской Церкви. В Московском Патриархате служат и по японски, и по татарски, и по чувашски, и по абхазски, и по осетински, предоставляют самую широкую автономию тем народам, которые этого желают. Влиятельные круги в Грузинской Церкви не обладают таким кафолическим, подлинно православным мышлением. На Украине церковный народ тоже желает быть в Русской Церкви, но ему навязывают автокефалию и вмешательство Константинополя. Церковные расколы — это не народное движение, они держатся благодаря государственной поддержке. Так что аналогий здесь не просматривается.
В виду важности вопроса пришлось вернуться к украинской теме. Союз Православных Граждан Украины разворачивает массовую гражданскую кампанию по недопущению открытия Константинопольских подворий, против отделения Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата.
Доклады армянских и карабахских участников были познавательными — там нет проблем церковно-государственных отношений. В светском демократическом государстве Армения Армянская Апостольская Церковь юридически признана основой армянской государственности и культуры, основы вероучения преподаются в школе, это важнейший фактор национальной консолидации. Те, кто препятствует таким же церковно-государственным отношениям в России, знают это и сознательно вредят нашей стране.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |