Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Генерал-лейтенант
Гурулев Сергей
Петрович
Начальник Генерального штаба Вооруженных
Сил,
первый заместитель Министра обороны Республики Беларусь
Вооруженные Силы являются важнейшим и необходимым атрибутом государственности суверенной Беларуси, и призваны быть гарантом ее независимости и территориальной целостности. Именно поэтому, с первых дней обретения своей независимости наше государство, последовательно продвигаясь по пути создания эффективной системы обеспечения своей национальной безопасности, неослабное внимание уделяет ее военной составляющей.
В соответствии с Конституцией, Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения военной силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных норм международного права. Республика Беларусь не имеет территориальных и других претензий к своим соседям, никому не угрожает. Однако, исторический опыт многократно подтверждает верность тезиса, сформулированного еще в 5 веке до н.э. китайским полководцем и военным теоретиком Сунь-цзы: «…не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него».
Вооруженные Силы Республики Беларусь за свою девятилетнюю историю прошли непростой путь становления и развития. И сегодня мы вступили в очередной, не менее сложный этап преобразований – этап завершения реформирования Вооруженных Сил.
Наша реформа прозрачна и открыта для личного состава Вооруженных Сил и в целом для всего нашего народа, и эта статья – тому подтверждение. Мы готовы к диалогу и обсуждению проблем развития Вооруженных Сил, ибо осознаем, что успешной будет только та реформа, которая ясно и открыто направлена на укрепление армии.
Становление Вооруженных Сил Республики БеларусьПосле распада Советского Союза и обретения в 1992 году государственной самостоятельности Беларусь получила достаточно внушительное военное наследие: около полутора тысяч воинских формирований, общей численностью более 240 тысяч человек, в том числе две танковые и одна общевойсковая армии, воздушная армия, отдельный армейский корпус и корпус ПВО, воздушно-десантная дивизия. На вооружении войск находился колоссальный арсенал: 81 ядерная ракета стратегического назначения, больше тяжелых орудий, чем у Франции, больше боевых самолетов, чем у Германии, в два раза больше танков, чем у Великобритании. Такая группировка была не под силу молодому государству.
В ходе формирования национальной армии из войск Краснознаменного Белорусского военного округа было осуществлено значительное сокращение. Численность личного состава уменьшилась более чем в два раза. Подвергнуты преобразованиям свыше 250 воинских формирований. Армии бывшего БВО преобразованы в армейские корпуса, дивизии – в отдельные бригады батальонного состава. Был создан новый род войск – мобильные силы в составе трех мобильных бригад. Исключительное значение для решения проблемы подготовки офицерских кадров имело создание в 1995 году Военной академии Республики Беларусь.
В результате сокращения вооружений согласно договору об обычных вооруженных силах в Европе с 1992 года Республика Беларусь сократила более 1800 танков, свыше 1500 тысяч бронемашин, 130 боевых самолетов.
Кроме того, исходя из объявленного стремления к достижению статуса безъядерного государства, Республика Беларусь 26 ноября 1996 года досрочно выполнила взятые на себя обязательства по выводу стратегических сил Российской Федерации со своей территории и на Лиссабонском саммите ОБСЕ выступила с инициативой создания в Центральной и Восточной Европе пространства, свободного от ядерного оружия.
К 2000 году Вооруженные Силы насчитывали немногим более 100 тыс. личного состава, в том числе – более 80 тыс. военнослужащих. Они имели трех видовую структуру: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Войска ПВО, а также соединения, воинские части и учреждения центрального подчинения, не входящие в виды Вооруженных Сил.
Сухопутные войска состояли из трех армейских корпусов бригадного состава, мобильных сил, мотострелковой дивизии, соединений и воинских частей родов войск и специальных войск и объединенного учебного центра. Командования Сухопутных войск как такового не существовало, практически все его функции выполнял Главный штаб Вооруженных Сил.
ВВС и Войска ПВО имели свои командования, штабы и состояли из соответствующих родов авиации, зенитно-ракетных и радиотехнических войск, соединений и частей обеспечения.
О необходимости реформирования Вооруженных СилРеформирование вооруженных сил любого государства, как правило, осуществляется при возникновении таких условий, при которых их количественно-качественное состояние вступает в противоречие со складывающимися реалиями обстановки.
Военная теория и практика последние годы динамично изменяются. Уже в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого столетия произошли коренные изменения сущности и содержания вооруженной борьбы. Приоритетными стали неконтактные действия, информационные формы противоборства, действия сил специальных и психологических операций, разведки, радиоэлектронной борьбы и систем высокоточного оружия. Эти тенденции наиболее ярко проявились в ходе военных действий в Ираке, Югославии, Афганистане. Изменения сущности и содержания вооруженной борьбы и войны выдвинули новые требования к Вооруженным Силам. Возникшие противоречия между требованиями к Вооруженным Силам и их состоянием обусловили необходимость относительно быстрых и качественных преобразований, то есть проведения реформы Вооруженных Сил. Необходимо было безотлагательно перестраивать Вооруженные Силы, приводить их в соответствие требованиям сегодняшнего дня.
Кроме того, сложившееся количественно-качественное состояние Вооруженных Сил не в полной мере соответствовало экономическим возможностям государства. Один из важнейших принципов строительства вооруженных сил любого государства можно выразить словами советского маршала М.Н.Тухачевского: «Каждая армия должна соответствовать экономическим возможностям страны, ибо только на этих возможностях она может реально развернуть свою боевую силу и достигнуть тех боевых результатов, которых требует от стратегии политика».
Ни для кого не секрет, что белорусская армия вооружена, в основном, техникой советского производства, и с момента образования национальных Вооруженных Сил закупок ее новых образцов практически не производилось. За эти годы процесс «старения» вооружения и техники подошел к критической черте. Значительного износа достигли учебно-материальная база, жилищно-казарменные, парковые и складские фонды. Для того, чтобы изменить ситуацию необходимы были миллиарды долларов, которых у государства на эти цели не было. В этих условиях пассивное ожидание развязки могло бы привести к тяжелейшим для Вооруженных Сил последствиям.
Мировой опыт свидетельствует, что военные расходы европейского государства в среднем составляют 1,5-2% от объема внутреннего валового продукта. Утвержденный руководством Беларуси курс для корректировки расходов на оборону позволит нашему государству к 2005 году выйти на среднеевропейские показатели. Однако для переоснащения армии на современные виды вооружения и разрешения целого комплекса других проблем этого, безусловно, недостаточно. Решение проблемы видится только при значительном сокращении наших расходов, прежде всего за счет оптимизации структуры и численности Вооруженных Сил.
Общий замысел решения этой проблемы выглядит следующим образом: оставаясь в рамках финансирования 1,5-2% от объема ВВП, но сократив численность Вооруженных Сил, мы сможем сократить расходы на их содержание (содержание личного состава, военных объектов, обслуживание вооружения и техники и т.д.) и получить экономию средств. Высвободившиеся средства планируется направить, прежде всего, на решение наиболее острых социальных проблем военнослужащих, и на модернизацию, ремонт и восстановление, а также закупку новых образцов вооружения и военной техники.
Совокупность этих причин и вызвала необходимость развертывания активной работы по реформированию Вооруженных Сил.
Первые итоги и взгляд в будущееВ начале 2001 года, в соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь, в Министерстве обороны была развернута работа по разработке мер реформирования и дальнейшего строительства Вооруженных Сил.
Разработке концептуальных положений, определяющих дальнейшее развитие Вооруженных Сил, предшествовала основательная научно-исследовательская работа, серия экспериментов, научно-практических конференций, учений. Только в 2001 году было проведено более 400 учений различного уровня. Важнейшим из них явилось комплексное оперативно-тактическое учение «Неман -2001», носившее во многом исследовательский характер, на котором отрабатывались вопросы применения Вооруженных Сил совместно с войсками и формированиями других силовых министерств и ведомств Республики Беларусь.
Общий алгоритм планирования реформирования и дальнейшего строительства Вооруженных Сил выглядел следующим образом.
Первое. С использованием анализа повседневной деятельности войск, хода их оперативной и боевой подготовки, обобщенных результатов исследований, была разработана "Концепция строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2010 года". В этом документе изложена система взглядов относительно развития Вооруженных Сил и обеспечения вооруженной защиты государства.
Второе. На основе "Концепции строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2010 года" была разработана "Программа завершения реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь на 2001-2005 годы". Этот документ детализирует положения названной выше "Концепции…" и определяет цель, задачи, основные направления и мероприятия завершения реформирования Вооруженных Сил на ближайшие пять лет.
Третье. Согласованные с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, "Концепция…" и "Программа…" явились документами, которые позволили разработать механизм их претворения в жизнь, т.е. определить конкретные мероприятия реформирования Вооруженных Сил, сроки их выполнения, ответственных за их реализацию и требуемые затраты денежных средств. Все это нашло отражение в "Плане строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2006 года".
Конечной целью реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь является приведение их в соответствие с характером современной военно-политической обстановки, степенью возможных военных угроз и экономическими возможностями государства.
Для достижения этой цели определены направления реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь:
· совершенствование системы управления;
· оптимизация организационной структуры Вооруженных Сил;
· формирование сил специальных операций;
· создание системы информационного обеспечения Вооруженных Сил;
· совершенствование системы комплектования войск и подготовки младших военных специалистов;
· совершенствование системы военного образования;
· оптимизация дислокации войск и базирования авиации;
· развитие вооружения и военной техники;
· совершенствование организации военной науки;
· обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей.
Учитывая тенденции развития военного искусства и опыт последних локальных войн в ходе реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь определены приоритетные направления: развитие противовоздушной обороны, авиации, ракетных войск, сил и средств РЭБ, разведки, связи. Это значит, что в ходе реформирования доля соединений и частей этих родов войск в общей численности Вооруженных Сил будет значительно увеличена. Кроме того, планируется их первоочередное переоснащение современными вооружением и техникой.
Каждое направление реформирования Вооруженных Сил может быть темой для отдельного обсуждения.
Каждое государство, осуществляющее качественные преобразования вооруженных сил неизбежно столкнется с необходимостью изменения действующих законов и нормативных правовых актов. Нынешнее состояние нормативной правовой базы Республики Беларусь по ряду позиций не соответствует современной военно-политической обстановке и задачам реформирования. Некоторые положения тех или иных законодательных актов вошли в противоречие с содержанием новой редакции Конституции Республики Беларусь. В связи с этим начата работа по совершенствованию законодательной базы. Объективная и своевременная оценка военно-политической обстановки в мире и стране нашла отражение в нормативных правовых актах, принятых в 2001 году и находящихся на стадии разработки. Это, прежде всего, Концепция национальной безопасности, Закон Республики Беларусь «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь» и проекты Законов Республики Беларусь «Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», «О военном положении», концепция территориальной обороны.
Таким образом, в 2002 году предполагается создание единой стройной системы нормативного правового обеспечения реформирования и дальнейшего строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь.
В процессе реформирования Вооруженных Сил предусмотрено создание новой, более эффективной системы управления.
Основу этой системы будут составлять реформированные и вновь созданные органы управления, обеспечивающие эффективное решение задач мирного времени, качественный перевод Вооруженных Сил с мирного на военное положение и, без существенной перестройки, полнокровное управление Вооруженными Силами в военное время. Мы посчитали приемлемым использовать опыт многих передовых государств мира, которые, избавляясь от громоздких армий, вкладывают значительную часть бюджетных ассигнований в оптимизацию управленческих структур.
На сегодняшний день уже выполнен ряд мероприятий реформирования системы управления.
В прошедшем году проведена значительная работа по уточнению задач и функций органов управления и разработаны новые положения.
Реформированы органы управления различных уровней с целью приведения их организационно-штатной структуры в соответствие с решаемыми задачами:
1. Реорганизован ряд структурных подразделений Министерства обороны, главный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь преобразован в Генеральный штаб.
2. Юридически закреплено разграничение военно-политических, административных, обеспечивающих, планирующих и других функций между Министерством обороны и Генеральным штабом Вооруженных Сил.
Министерство обороны получило статус республиканского органа государственного управления и сосредотачивает основные усилия на реализации военной политики государства, административном руководстве Вооруженными Силами и всестороннем их обеспечении, координации деятельности других республиканских органов государственного управления по вопросам обороны.
Основным предназначением Генерального штаба является стратегическое планирование применения и оперативное управление Вооруженными Силами, организация взаимодействия всех силовых структур по подготовке обороны государства. В военное время Генеральный штаб обеспечивает стратегическое управление военной организацией государства Главнокомандующим Вооруженными Силами.
3. Создано командование Сухопутных войск.
По своему составу Сухопутные войска являются самым разнородным видом Вооруженных Сил. Поэтому для их слаженного функционирования и сбалансированного развития требуется жесткое централизованное управление под единым командованием с четко обозначенными задачами и целями. До недавнего времени такие функции были возложены на Главный штаб, через который Министр обороны осуществлял руководство Сухопутными войсками. Совмещение функций стратегического планирования и руководства повседневной деятельностью Сухопутных войск принижало роль и собственно возможности Главного штаба Вооруженных Сил как основного органа военного управления.
На командование Сухопутных войск в мирное время возложены задачи и функции по непосредственному руководству повседневной деятельностью войск, планирование и организация территориальной обороны и подготовки резервов, а в военное время – непосредственное руководство территориальной обороной и подготовкой резерва для Вооруженных Сил.
4. Создано командование нового вида Вооруженных Сил - ВВС и войск ПВО.
Причем это не техническое слияние двух «старых» командований, а формирование органа управления, осуществляющего централизованное руководство силами и средствами, выполняющими боевые задачи в сопряженных сферах.
1. Управления армейских корпусов реорганизованы в управления Западного и Северо-западного оперативных командований Сухопутных войск.
Необходимо отметить, что реформирование органов управления позволило сократить штатную численность Вооруженных Сил на 373 человека.
Уже сегодня, после выполнения ряда мероприятий по реформированию, значительные качественные изменения претерпела структура Вооруженных Сил Республики Беларусь. Путем объединения ВВС и Войск ПВО осуществлен переход на двувидовую структуру и в настоящее время Вооруженные Силы включают два вида ВС:
- Сухопутные войска;
- Военно-воздушные силы и войска ПВО.
Кроме того, в состав Вооруженных Сил войдут соединения, воинские части, военно-учебные и научно-исследовательские заведения, организации центрального подчинения.
В ходе реформирования планируется поэтапное сокращение штатной численности Вооруженных Сил более чем на 45 тысяч человек.
Общая численность личного состава Вооруженных Сил к концу 2005 года составит не более 65 тысяч, из них военнослужащих – не более 50 тысяч. Оперативно-стратегическими расчетами обосновано, что такая численность достаточна для выполнения задач мирного времени, нейтрализации конфликта низкой интенсивности и обеспечения мобилизационной готовности для отражения полномасштабной агрессии.
Предполагаются изменения структуры самих видов Вооруженных Сил. В частности, начата работа по реформированию Сухопутных войск.
На базе армейских корпусов созданы оперативные командования, которые будут координировать в зонах своей ответственности деятельность не только Вооруженных Сил, но и других силовых структур в интересах обеспечения военной безопасности Республики Беларусь.
С учетом тенденций развития военного искусства и опыта последних локальных войн проводится работа по пересмотру ряда положений тактики соединений, воинских частей и в целом способов применения Сухопутных войск.
Одновременно продолжается работа по созданию и развитию в составе Сухопутных войск мобильного компонента, общевойсковых соединений постоянной готовности, а также воинских частей специального назначения, имеющих в своем составе тактические группы, которые способны своими силами произвести разведку и уничтожение выявленных объектов (военных формирований). При формировании тактических групп предусматривается обеспечить их огневую и тактическую самостоятельность, возможность определенное время действовать в отрыве от главных сил и тыловых баз.
В Вооруженных Силах Республики Беларусь осуществляется комплекс мероприятий по становлению нового вида - Военно-воздушных сил и войск ПВО. Мировой опыт свидетельствует, что большинство государств мира имеют сегодня в составе вооруженных сил единый вид, включающий и авиацию и силы и средства противовоздушной обороны. У одних стран этот вид вооруженных сил был заложен изначально. Другие государства, как, например, Украина создали его путем объединения войск ПВО и ВВС. Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны выполняют свои задачи в едином воздушном пространстве. Ряд задач, такие как ведение радиолокационной разведки, контроль использования воздушного пространства и другие частично дублируют друг друга, существуют и часть обеспечивающих подразделений, выполняющих одинаковые задачи.
Для повышения управляемости силами авиации и противовоздушной обороны создано Западное оперативно-тактическое командование и ведется работа по формированию Северо-западного оперативно-тактического командования ВВС и войск.
Оборона государства прерогатива не только Вооруженных сил. В связи с этим развивается новое направление деятельности Вооруженных Сил и некоторых других государственных институтов – территориальная оборона. Указом Президента Республики Беларусь в ноябре 2001 года утверждена концепция территориальной обороны Республики Беларусь, которая определяет роль и место территориальной обороны в системе обеспечения военной безопасности страны и раскрывает механизм ее создания и функционирования. В условиях проводимого сокращения численности Вооруженных Сил Республики Беларусь и снижения уровня вооружений одним из наиболее экономичных путей компенсации сил и средств, поддержания обороноспособности государства на должном уровне является организация территориальной обороны государства. Этот путь избрало большинство стран Европы (Австрия, Дания, Германия, Италия, Польша, Франция и другие).
В условиях Республики Беларусь для решения задач по территориальной обороне создаются территориальные войска, которые явятся резервным компонентом Вооруженных Сил и будут развертываться в угрожаемый период или с началом войны. В различных государствах территориальные войска называются по разному: в Финляндии, Норвегии, Дании – войска местной обороны; в Польше, Чехии и Словакии – войска территориальной обороны; в Великобритании – территориальные войска; в Германии – войска защиты родины; в США – национальная гвардия. Но предназначение таких формирований во всех государствах одно и тоже – ведение всеобщей (тотальной) обороны страны. Вооруженный народ можно уничтожить, но победить – никогда.
В настоящее время в Вооруженных Силах Республики Беларусь сформировано управление территориальной обороны в Главном штабе Сухопутных войск, отделы территориальной обороны в управлениях оперативных командований, проводится формирование похожих структур в составе военных комиссариатов.
О создании региональной системы безопасности.Успешному продвижению по пути реформ способствует активизация военного сотрудничества с государствами ближнего и дальнего зарубежья. Среди приоритетных направлений – взаимоотношения с Вооруженными силами Российской Федерации в рамках Союзного государства.
Основным элементом создаваемой системы вооруженной защиты Союзного государства является региональная группировка войск. В ее состав войдут расположенные в регионе в мирное время или развернутые в нем в угрожаемый период органы управления, соединения и воинские части Вооруженных Сил Республики Беларусь и Вооруженных Сил Российской Федерации, планируемые к применению по единому замыслу и плану.
Нормативную базу порядка создания региональной группировки войск (сил), систем управления ею и ее обеспечения, условия использования военной инфраструктуры и другие вопросы обеспечения РГВ составляют Концепция совместной оборонной политики Беларуси и России, Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о военном сотрудничестве, Соглашение о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере, т.е. документы, разработанные на этапе образования Союза Беларуси и России.
В период реформирования Вооруженных Сил проводится большая работа по совершенствованию системы комплектования.
Система комплектования Вооруженных Сил Республики Беларусь строится на основании принятых в государстве принципа комплектования войск и способов привлечения граждан на военную службу.
Принцип комплектования: - территориальный, то есть наши граждане проходят воинскую службу, как правило, вблизи тех мест, откуда были призваны.
Способы комплектования: - призыв граждан на военную службу и прием граждан на военную службу по контракту в добровольном порядке.
Предусматривается введение нового вида службы – службы в резерве, для чего подготовлен проект соответствующего Закона Республики Беларусь.
Предполагается, что на службу в резерве будут призываться граждане из числа высококвалифицированных работников организаций, деятелей науки, культуры, искусства и спорта, прерывание трудовой деятельности которых на период прохождения срочной военной службы не соответствует государственным интересам. На этот вид службы смогут призываться и другие граждане, когда в перспективе, в связи с реформированием Вооруженных Сил, уменьшится их потребность в призывниках.
Срок службы в резерве предполагается исчислять учебными днями и годами и установить:
для граждан, имеющих высшее образование - 2 учебных года;
для граждан, не имеющих высшего образования - 3 учебных года;
Резервисты привлекаются на занятия и сборы, которые проводятся по утвержденным программам в воинских частях, в которых они состоят на учете.
На время прохождения сборов руководители предприятий, учреждений, организаций обязаны предоставлять резервистам, проходящим службу по призыву, неоплачиваемый отпуск.
Планируется введение альтернативной службы. На альтернативную службу будут направляться те граждане, чьи религиозные убеждения не допускают принятия военной присяги и несения военной службы связанной с применением насилия, участием в военных действиях, ношением, применением оружия или непосредственным участием в производстве и обслуживании боевых припасов и боевой техники.
Срок альтернативной службы будет в два раза превышать срок срочной военной службы, а проходить ее граждане будут в государственных организациях, деятельность которых связана с социальной защитой населения, здравоохранением, охраной окружающей среды, строительством, жилищно-коммунальным и сельским хозяйством.
Важнейшим направлением реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь является развитие вооружения и техники. В современных условиях, исходя из наших экономических возможностей, главную задачу мы видим в максимальном использовании модернизационного потенциала имеющихся образцов вооружения и военной техники. При этом ориентируемся на новые технологии с учетом возможностей оборонно-промышленного комплекса государства.
В этом направлении немало уже сделано и работа продолжается. Разработаны и внедряются в войска ряд автоматизированных систем управления (в первую очередь в ВВС и войсках ПВО), систем управления огнем бронетанковой техники, модернизирована система залпового огня «Град» на шасси отечественного производства, разработаны современные прицелы для стрелкового оружия. Проводятся работы по модернизации БМП и БТР, авиационной техники. Изучается вопрос организации ремонта и модернизации вертолета Ми-24, что позволит иметь современный всепогодный боевой вертолет. Силами отечественной промышленности освоен и успешно осуществляется ремонт истребителей МиГ-29, штурмовиков Су-25 и другой авиатехники, освоен ремонт войсковых зенитных ракетных комплексов.
Безусловно, эксплуатировать современную технику должны высоко подготовленные специалисты. Назрела необходимость реформы военного образования. Целью которой является выведение системы подготовки офицерских кадров на качественно новый уровень, обеспечивающий радикальное повышение профессионализма и общей культуры выпускников военного учебного заведения. Для этого предусматривается создание оптимальной непрерывной, многоуровневой системы подготовки офицерских кадров интегрированной с государственным образованием.
В Военной академии будут реализованы следующие уровни и ступени подготовки офицерских кадров.
Первый уровень - трехступенчатая подготовка офицеров тактического звена:
первая ступень - обучение по программе младшего специалиста;
вторая ступень - подготовка по программе среднего военно-специального образования;
По окончании второго курса Военной академии осуществляется отбор среди курсантов - претендентов для обучения на третьей ступени с учетом их личной мотивации, исходя из их успеваемости и личной дисциплинированности. Не прошедшим отбор, после завершения в течение года подготовки по программе среднего военно-специального образования, присваивается первичное офицерское звание "лейтенант" с направлением их в войска для прохождения службы на соответствующих офицерских должностях.
Офицерам со средним военно-специальным образованием, прослужившим в Вооруженных Силах не менее двух лет, предоставляется право для получения высшего военно-специального образования.
третья ступень - подготовка офицеров по программе высшего военно-специального образования.
Второй уровень - получение высшего военного образования.
Офицеру с высшим военно-специальным образованием после трех лет службы на офицерских должностях предоставляется право обучения на втором уровне, т.е. поступать на командно-штабной факультет для получения высшего военного образования. Срок обучения на командно-штабном факультете будет составлять два года (настоящее время обучение на командно-штабном факультете - 2,5 года).
В современных условиях как никогда важны научное обоснование и глубокая проработка вопросов теории и практики всех направлений деятельности государства, в том числе в области обеспечения безопасности. Проблемы обеспечения военной безопасности в тесном взаимодействии с отдельными областями знаний и другими науками призвана решать военная наука.
Непосредственное руководство научной деятельностью в военно-теоретической и военно-технической сферах осуществляется военно-научным управлением Вооруженных Сил и комитетом реализации программ модернизации и развития вооружения и военной техники Вооруженных Сил. В видах Вооруженных Сил созданы отдел научно-исследовательских работ ВВС и войск ПВО и группа военно-научной работы Сухопутных войск.
Сформирован Научно-исследовательский институт Вооруженных Сил Республики Беларусь. Ряд научных подразделений сосредоточен в Военной академии Республики Беларусь.
Вооруженные Силы Республики Беларусь обладают значительным научным потенциалом, который на сегодняшний день составляет 21 доктор и 241 кандидат наук, 29 офицеров и служащих имеют ученое звание «профессор», 131 – доцент и старший научный сотрудник. Ведется целенаправленная работа по наращиванию научного потенциала Вооруженных Сил.
Научная деятельность в Вооруженных Силах проводится в тесном взаимодействии с научными организациями Национальной академии наук Беларуси. Проводится активная работа по развитию и совершенствованию военно-научного сотрудничества с зарубежными странами, в первую очередь с Министерством обороны Российской Федерации. Так уже в этом году начата работа по проведению ряда комплексных научно-исследовательских работ, основная цель которых заключается в научном обеспечении строительства военной организации Союзного государства и функционирования региональной группировки войск (сил).
Дислокация соединений и воинских частей Вооруженных Сил и базирование авиации за последние годы сохранились практически без изменений, и в настоящее время по многим позициям не соответствуют изменившимся задачам войск и новой структуре Вооруженных Сил. Кроме того, в связи с сокращением за последние годы Вооруженных Сил значительно снизилась эффективность использования жилищно-казарменного фонда военных городков. Достаточно сказать, что в некоторых гарнизонах до недавнего времени заполняемость казарменного фонда составляла 50-70%. Фактически в этих гарнизонах содержались наполовину пустые казармы.
В связи с этими причинами в Вооруженных Силах спланирован и осуществляется комплекс мероприятий по оптимизации дислокации войск и базирования авиации. Поставлены две основные задачи:
привести дислокацию войск и базирование авиации в соответствие их оперативному предназначению;
за счет уплотнения военных городков повысить эффективность использования жилищно-казарменного фонда.
Ряд соединений и воинских частей к настоящему времени уже поменяли места дислокации. Процесс этот нелегкий. Трудность его заключается не в том, что необходимо переместить тысячи единиц вооружения и военной техники, десятки тысяч тон боеприпасов и материальных средств, а, прежде всего, в том, что затрагиваются судьбы наших людей. Военнослужащие и члены их семей испытывают некоторое психологическое напряжение, связанное с изменением уклада их жизни и деятельности. Для разрешения этой проблемы Министерством обороны развернута конкретная целенаправленная работа, прежде всего с офицерскими кадрами соединений и воинских частей, которые меняют места дислокации или реформируются.
На сегодняшний день высвобождены и переданы местным органам власти 7 военных городков (66 зданий и сооружений), высвобождены и подготовлены к передаче еще 10 военных городков (497 зданий и сооружений). Экономия денежных средств на коммунальное обслуживание, содержание зданий и сооружений за 4 месяца с.г. составила более 130 млн. рублей.
Составляющими боевой мощи Вооруженных Сил должны стать не только современное оружие и военная техника, а в первую очередь, люди. Важнейшая цель обеспечения социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в ходе реформирования – создание системы социальной защиты военнослужащих, адекватной значимости и специфике воинского труда. Важнейшей задачей для нас является обеспечение достойного уровня жизни военнослужащих и соответствия оплаты их труда степени опасности, сложности и напряженности военной службы. Исходя из этого, в Вооруженных Силах спланирован и осуществляется комплекс мероприятий по социальной защите военнослужащих.
Разрабатывается: проект закона Республики Беларусь «О статусе военнослужащих».
Подготовлены и прошли согласование: проект Указа Президента Республики Беларусь «О мерах по обеспечению социальной защиты офицеров и членов их семей в период завершения реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь», проект Декрета Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию порядка увольнения в запас (отставку) военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, имеющих право на пенсию за выслугу лет».
Проходит согласование в Министерстве труда документ, определяющий надбавки к денежному содержанию прапорщиков Вооруженных Сил Республики Беларусь, находящихся на должностях офицерского состава.
Реформирование Вооруженных Сил – это выверенный, плановый, всесторонне обеспеченный процесс, рассчитанный на ближайшую и дальнейшую перспективу. Результаты его реализации позволят Беларуси иметь современные Вооруженные Силы с оптимальной численностью, хорошо вооруженные, всесторонне обеспеченные, профессионально подготовленные и способные выполнить возложенные на них задачи.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |