Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Александр Фадеев
Главной проблемой Вооруженных сил Белоруссии остается недостаточное финансирование. Финансовое положение государства не позволяет в настоящий момент говорить о готовности республики к осуществлению радикальной реформы армии. Совершенно очевидно и другое, все надежды военных управленцев на увеличение ассигнований из государственного бюджета за счет сокращения численности Вооруженных сил РБ – не более, чем опасная иллюзия. Другая трудность – во все более ощущающейся нехватке квалифицированных кадров военных специалистов, получивших полноценное военное образование на уровне современных требований к нему.
Поэтому в обозримой перспективе вся реформаторская деятельность чиновников в погонах неизбежно сведется лишь к масштабному урезанию штатов военнослужащих, свертыванию офицерского корпуса и списанию с баланса министерства обороны очередных объектов недвижимости, которые оно уже не в состоянии содержать. Все декларации о «выверенности» мер по реформированию ВС не имеют под собой почвы. Для модернизации военно-технического потенциала республики не создан необходимый стратегический задел, что перечеркивает все планы по оптимизации состояния парка вооружений и военной техники. В силу этих причин, например, на предприятиях российского оборонного комплекса был приостановлен процесс модернизации зенитных ракетных комплексов, доставленных ранее из Белоруссии. Не существует в действительности никаких программ закупки новых видов и образцов вооружения и боевой техники.
На вооружении белорусской армии остаются устаревшее физически и морально оружие и техника, доставшиеся в наследство от КБВО и незаконно присвоенных РБ вооружений, техники и объектов других формирований ВС при развале бывшего СССР. Их лучшие образцы были спроектированы и сконструированы советскими учеными, оружейниками в 60-е – 70-е гг. прошлого века, и к сегодняшнему дню абсолютно устарели. Попытки белорусского руководства решить хотя бы вопрос о частичной модернизации имеющейся на вооружении республиканских ВС устаревшей бронетанковой техники(танков Т-72, БМП-1 и БТР-60) на базе собственных оборонных предприятий с помощью французских и словацких специалистов пока не увенчались успехом. Модернизированные танки Т-72 с новым прицельным комплексом «TISAS» так и не поступят в войска ни в этом, ни в следующем году. Все слабее надежды военных и на то, что в 2003 г. в Сухопутных войсках появятся модернизированные бронетранспортеры и боевые машины пехоты с громкими названиями «Кобра–К» и «Кобра-С». Провалился и план по модернизации боевых самолетов ВВС-ПВО С-27 и МиГ-29 своими силами на Барановичском заводе по ремонту авиатехники: пришлось все-таки звать российских специалистов-оборонщиков.
Многие мероприятия в рамках модернизации старой техники смело можно отнести к разряду показных. Прежде всего, речь идет о т.н. усовершенствовании реактивной системы залпового огня БМ-21(«Град»), которому лидеры республики придавали особое значение. На выставках и парадах поспешили продемонстрировать боевую машину «БелГрад» на шасси МАЗа, на которое навесили не один, а два боекомплекта от той же «старушки» БМ-21. В результате переутяжеления и общей неудачной компоновки появился в «железе» сырой образец: проходимость, маневренность комплекса снизились, а тактико-технические характеристики «БелГрада» остались на прежнем, прошлого века уровне. Изготовив десяток «БелГрадов», пока остановились, поскольку для парадов хватит, а эффективность их боевого применения под большим вопросом.
Направления НИОКР в области разработки новых образцов вооружения и техники в республике, от которых можно ждать быстрой отдачи, сегодня ограничены двумя – прицельными приспособлениями для стрелкового оружия и оптики для боевых и военно-транспортных вертолетов, а также автоматизированными узлами систем управления для ракетных войск и артиллерии. В этой сфере интенсивные конструкторские и опытные работы ведут НПО «Агат», СКБ «Камертон», НИИ ЭВМ и завод «Измеритель», но сам процесс сдерживается трудностями с разработкой программного обеспечения для этих новых автоматизированных узлов.
Но самый тревожный момент , на наш взгляд, состоит в том, что реформа по сути не предусматривает реального продвижения в процессе военного сотрудничества с Россией, ее Вооруженными силами. Даже нормативно-правовая база для создания региональной группировки войск, о необходимости развертывания которой говорилось уже много лет, не разработана, а ряд существующих документов по сотрудничеству в военной сфере между РБ и РФ был заключен достаточно давно, еще на этапе становления отношений между двумя странами, но до сих пор эти акты не получили правового подтверждения, отражения в конституционном поле Беларуси и Российской Федерации. Следовательно белорускими и российскими военными они воплощаться в практику не будут.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |