Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Россия угрожает ввести таможенную пошлину на белорусский сахар

БДГ - Деловая газета, 20 сентября 2005

Вадим Сехович

Сегодня самым популярным изданием, которое первым примутся изучать чиновники некоторых белорусских ведомств, наверняка станет «Российская газета». Именно в ней публикуются главные нормативные акты российского правительства. И именно в ней сегодня должно быть опубликовано уведомление Министерства торговли и экономического развития России, которое официально известит о начале компенсационного расследования в отношении белорусских поставщиков сахара. Российские власти, как и обещали раньше Минску, не оставили без внимания факты существенно возросшего за последние четыре года импорта белорусского сладкого продукта и теперь пытаются поставить ему надежный заслон в виде заградительной пошлины.

Россияне давно обещали сделать своему союзнику что-нибудь подобное — сахарная тема в последние годы превратилась в одну из самых болевых точек Союзного государства.

В июне 2004 года по инициативе Союзроссахара, авторитетного объединения российских сахарщиков, Минэкономразвития России уже открывало антидемпинговое расследование в отношении импорта сахара на российский рынок. Тогда оно касалось в целом всего ввоза белого сахара — белорусского, украинского, казахстанского, турецкого.

В середине марта текущего года это расследование было закрыто. Никто по его итогам не пострадал. Но результаты многомесячного изучения ситуации с поставками в Россию сладкого продукта подтвердили давно закравшееся в умы россиян подозрение о том, кто же на самом деле виноват в заметном (на 11,5%) сокращении объемов производства российской сахарной промышленности, в падении эффективности использования производственных мощностей, в росте темпов себестоимости на сахарных заводах России, в уменьшении рентабельности и прибыли от реализации (в 2003 году она вообще составила отрицательную величину), в сокращении рабочих мест.

А виноваты в этом, по мнению российских экспертов, белорусские производители и трейдеры, поставляющие сахар в Россию на льготных условиях — в рамках единого таможенного пространства. Их доля в импорте сахара в Россию увеличилась к настоящему времени почти до 75%. Соответственно выросла и доля белорусских сахарщиков на российском рынке. По оценкам российских экспертов, она составляет сегодня около 7–8%. И это несмотря на то, что эти объемы делают всего 4 белорусских завода, тогда как в сахарной отрасли России реально работающих предприятий — около 80.

В интервью нашей газете, опубликованном по итогам того расследования, председатель совета Союзроссахара Юрий Чернышев заявил следующее: «На Беларусь приходится более трех четвертей всего сахара, поставляемого в Россию извне. Эта ситуация все более дестабилизирует российский рынок и наносит ощутимый ущерб сахарной сфере России».

В свете всего этого сразу после завершения первого этапа расследования Минэкономразвития предложило правительству России следующее: оставить в стороне всех прочих импортеров, а заняться исключительно белорусами.

Союзроссахар со своей стороны в марте 2005 года одобрил план, в котором был намечен комплекс мер по урегулированию ситуации с импортом сахара из Беларуси. Помимо ужесточения режима допуска белорусского сахара (в частности, в нем оговаривалось уже реализованное на настоящий момент «создание единого специализированного склада временного хранения в г. Москве под таможенным контролем для строгого учета объемов и сплошной проверки сахара белого, поступающего из Республики Беларусь») в нем большая надежда возлагалась на переговоры и на поиск и достижение разумного компромисса. Что в своем интервью Юрий Чернышев дипломатично и отметил: «Необходима определенная регламентация поставок белорусского свекловичного сахара теми рамками, которые не только удовлетворяли бы белорусских поставщиков, но и отвечали обоснованным интересам российских субъектов. В компромиссном решении проблем, по нашему мнению, могла бы сыграть важную роль разумная позиция сахарщиков Беларуси по мерам самостоятельного нормирования объемов поставок и их условий. Это все могло бы значительно упростить и облегчить выход из процесса расследования».

Хотя переговоры и состоялись, компромисса на них так и не удалось достичь. В середине августа текущего года на переговорах в Минсельхозе России концерн «Белгоспищепром», в подчинении которого находятся сахарные заводы Беларуси, представил «прогнозируемый график поставки сахара-песка в Российскую Федерацию в сентябре — декабре 2005 года». Белорусы хотели поставить в этот период 301,6 тыс. тонн сахара. Однако росийская сторона отклонила это предложение.

Причины отказа частично пояснил председатель правления Союзроссахара Сергей Миронов, давший интервью российскому изданию «Бизнес». Он, в частности, отметил, что с сентября 2004 года по нынешнее время уже ввезено в Россию из Беларуси 395 тыс. тонн сахара. Причем, как полагают в Союзроссахаре, белорусы грешат тем, что под видом свекловичного поставляют российским потребителям сырцовый сахар. Естественно, без действующей на него 430-долларовой пошлины. Иначе, заметил Сергей Миронов, как объяснить такой факт: по данным Союзроссахара, за свекловичную кампанию 2004–2005 годов в Беларуси было произведено 350 тыс. тонн свекловичного сахара, а ввоз его составил в этот период 395 тыс. тонн? «Это уже на 10% больше, чем было произведено. Естественно, весь этот сахар поступал в Россию под видом свекловичного без уплаты пошлин. Это прямой ущерб бюджету», — заявил Сергей Миронов газете «Бизнес».

Но доказать факт «подмены» сахара в рамках расследования достаточно проблематично. Поэтому на этот раз упор россиянами сделан на «субсидируемом ввозе» белорусского белого сахара. Под субсидированным ввозом, по мнению экспертов, нужно понимать то, что белорусский сахар в России стоит меньше (около 480 долларов за тонну) по сравнению с российским (около 530 долларов). Но, как подчеркивают представители белорусской стороны, эта разница в цене на белорусский и российский сахар никак не зависит от того, работают ли те или иные заводы с сырцом. С 1 июня 2004 года в Беларуси произошли изменения условий ввоза сырца. Теперь ставки ввозных таможенных пошлин на него как в России, так и в Беларуси зависят от котировок сырца на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже. Все белорусские заводы работают фактически себе в убыток при установившихся там ценах на сырец. Другое дело, подчеркивают в Минске, — это эффективность производства сахара в России и Беларуси. Белорусские заводы, что отмечают и российские специалисты, по многим параметрам наголову выше российских. Сказались немалые, в том числе и государственные средства, вложенные в их модернизацию. Поэтому даже с учетом накладных расходов, связанных с транспортировкой, хранением и т.д., белорусские производители могут себе позволить демпинг на российском рынке.

А вот россияне больше не могут позволять белорусам демпинговать — рентабельность сахарных заводов России неуклонно сокращается. Поэтому и предлагается установить на белорусский сахар, несмотря на то, что он происходит из единого таможенного пространства, заградительную пошлину. Предлагается, в частности, ставка в 149 долларов за тонну. Причем инициатор расследования Союзроссахар в своем заявлении в Минэкономразвития настаивал до последнего времени, чтобы эта пошлина была введена и на время расследования.

По мнению экспертов, в случае принятие этого предложения (либо сейчас, либо по итогам процедуры расследования — по российскому законодательству последнее может занять от 9 месяцев до года) оно автоматически делает экономически нецелесообразным поставки всего белорусского сахара в Россию. Это будет очень серьезный удар по белорусским сахарщикам, которые за счет российских поставок хоть как-то компенсируют свои убытки на переработке сырца для внутреннего рынка. Впрочем, отмечают эксперты, это будет таким же серьезным ударом и по нынешним принципам существования Союзного государства России и Беларуси.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ