Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владислав Лосев (Минск)
Августовские предложения Владимира Путина направленные на ускорение темпов строительства общего белорусско-российского государства вызвали болезненно- истеричную реакцию в среде правящих кругов Белоруссии которые, действуя в унисон с теперь уже, очевидно, бывшей оппозицией устроили в республике широкомасштабную антироссийскую информационную кампанию.
В начале Александр Лукашенко, исказив слова Владимира Путина, обвинил российскую сторону в том, что она якобы хочет расчленить Белоруссию на семь (?!) частей и «по кускам» включить ее в состав Российской Федерации. Затем секретарь ЦК пропрезидентской Коммунистической партии Белоруссии (КПБ) Сергей Костян сравнил президента России с… Гитлером, вынашивающим «фашистские планы аншлюса». А газета администрации президента «Советская Белоруссия» в духе крайней антироссийской оппозиции запугивала обывателей войной на Кавказе: «Ну, кто сегодня в Беларуси скажет «да» т.н. «единому государству», если это как минимум означает, что солигорским и брестским парням придется отправляться в Чечню, с хорошей перспективой возвратиться домой в виде скорбного «груза 200»?». Более того, печатный орган нынешних высших властей Белоруссии фактически осудил национально-освободительную борьбу малорусов (украинцев) и белорусов в XVII веке против польско-литовского владычества за воссоединение с Московской Русью и встал на сторону тогдашних властителей Речи Посполитой: «Если кто-то желал бы новой Переяславской Рады, то хочу напомнить, что в этом случае параллель, по меньшей мере, неуместна: гетман Хмельницкий был изменником-сепаратистом, а не объединителем.» («Советская Белоруссия», 16.08.2002 г.).
Как видим, политическая риторикам официального Минска стала мало чем отличаться от высказываний лидера БНФ Зенона Позняка и таким образом вполне можно утверждать, что идеологического противостояния высших белорусских властей и оппозиции более не существует. Их разделяют похоже только личные обиды и политические амбиции.
В тоже время, и власти, и либеральная часть оппозиции обеспокоены возможными экономическими последствиями отказа Лукашенко рассматривать интеграционный вариант российского президента. Они прекрасно осознают, что даже частичная утрата российского рынка (а этот процесс уже набирает силу- по итогам пяти месяцев текущего года экспорт из РБ в РФ снизился на 6,7 процентов) или увеличение цен на энергоресурсы (за первые две недели июля, например, розничная цена на бензин выросла на 10 процентов) повлекут за собой тяжелейшие последствия для белорусской экономики. Уже сейчас Лукашенко требует от директоров крупных промышленных предприятий принимать чрезвычайные меры по сбыту своей продукции. Но в отличие от властей либералы от оппозиции выступают за массированный приход в республику российского капитала при сохранении полного государственного суверенитета Белоруссии с постепенным дрейфом в сторону Европейского союза.
И все же стоит задаться вопросом – почему Александр Лукашенко так нервно отреагировал на предложения Владимира Путина? Ведь буквально накануне переговоров Лукашенко заявил о том, что Белоруссия готова интегрироваться с Россией столь глубоко насколько это будет готова сделать российская сторона. И вдруг такой кульбит. Александр Лукашенко становится чуть ли не главным препятствием на пути реального воссоединения Белой Руси и Великой России.
Для внимательного наблюдателя подобный ход событий не является чем-то неожиданным, т.к. белорусские власти уже давно скользят в сторону «священности и неприкосновенности» суверенитета РБ, по сути превратив его в некий идеологический догмат. Хотя, как известно, все предыдущие годы своего правления Александр Лукашенко размахивал на публике стягом собирателя русских земель. В то же время , лично Лукашенко и его ближайшее окружение устраивало только два возможных варианта интеграции, – или въезд в Кремль на спине дряхлеющего Ельцина , или же максимально длительное паразитирование на российских ресурсах с последующей приватизацией «узким кругом товарищей» наиболее ценных кусков белорусской экономики. Естественно, что после прихода Путина «поход на Кремль» пришлось отменить и поэтому все усилия лукашенковских «стратегов» были направлены на предельное затягивание объединительных процессов с Россией.
После прошлогодних президентских выборов (предварительно отправив в отставку практически всех высокопоставленных сторонников объединения с Россией) А. Лукашенко попытался реализовать тактику т.н. «многовекторной балансировки», в соответствии с которой руководство Белоруссии намеревалось в течение, по крайней мере, нескольких лет маневрировать между Россией и Западом, левыми в России и оппозицией в Белоруссии и тем самым обеспечить себе экономические льготы и дотации со стороны Российской Федерации; легитимизацию со стороны США и европейских структур. И, наконец, лидер Белоруссии рассчитывал возглавить антипутинскую оппозицию в СНГ и, в какой-то мере, внутри Российской Федерации.
Естественно, что для проведения подобной многоплановой и в чем-то изощренной политики требовалась и соответствующая команда, способная вести гибкую, тонкую и аналитически выверенную игру. Создать, однако, подобную команду нынешняя белорусская власть так и не смогла.
В итоге, заигрывания с Западом ни к чему не привели. США и европейские структуры продолжают обвинять Лукашенко в политических репрессиях, похищениях людей и в продаже оружия террористам. Несмотря на все усилия (заместитель нижней палаты парламента Владимир Коноплев заявил даже о намерении создать партию из бывших членов БНФ) власти не смогли привлечь на свою сторону оппозицию, которая называет Лукашенко «главным препятствием вхождения Беларуси в Европу».
В отношениях с Россией также складывается тупиковая ситуация. Белорусские власти продолжают цепляться за ельцинскую модель интеграции и не хотят понимать, что эпоха односторонних выгод в белорусско-российских отношениях завершилась. Это во многом и обусловило провальный для А.Г. результат его августовского визита в Москву. Белорусский президент оказался не подготовлен к серьезному и конкретному разговору, тем более, что его окружение просто не знает, что делать в сложившейся обстановке. Ничего нового кроме перепевов на тему СССР или «ельцинской модели» белорусские власти и обслуживающая их группа политических советников предложить пока не в состоянии.
И все же августовская встреча российского и белорусского президентов имеет принципиальное значение. Россия, наконец, определила цели, которые намерена достичь в ходе белорусско-российского воссоединения. Но мало цели обозначить. Необходима продуманная программа по их достижению, которая должна отличаться прагматичностью и жестко увязывать вопросы экономического, политического и гуманитарного характера. При этом, безусловным должно стать прекращение, по крайней мере, в государственных средствах массовой информации антироссийской пропаганды и унификация с российской белорусской системы гуманитарного(исторического, политологического, философского) образования. Каждый рубль российских инвестиций должен укреплять не только экономические, но политические позиции России в Белоруссии. Необходимо ясно понимать, что Белая Русь – это древняя русская земля, а белорусы – западная ветвь Русского Народа. И поэтому воссоединение Белоруссии и России - это не только обоюдные политические, экономические и прочие выгоды, но и восстановление исторической справедливости, попранной в начале XX века большевиками.
.Несмотря на усилия официальных и оппозиционных СМИ в Белоруссии подавляющее большинство граждан поддерживают идею единения с Российской Федерацией. Так, по данным проведенных в конце июля исследований Институтом социально-политических (ИСПИ) при администрации президента РБ 35 процентов граждан выступают за Союз с Россией близкий по принципам построения к Евросоюзу, около 25 процентов - за Союз двух государств с ограниченным суверенитетом,23 процента – за единое союзное государство и 3,6 процента – за вхождение РБ в РФ на правах субъекта.
В общей сложности пророссийские настроения В Белоруссии испытывают 86,6 процентов населения, при этом, за общее государство в тех или иных формах (а ограничение суверенитета является необходимым условием для создания объединенного государства) выступают 51,6 процента, из них идею единого государства поддерживают 26,6 процентов граждан.
Таким образом, в Белоруссии, в целом, имеется широкая общественная основа для поэтапного осуществления государственного воссоединения с Россией по варианту предложенному В.В. Путиным и одним из первых шагов в этом направлении должно стать целенаправленное формирование в республике пророссийской политико–информационной инфраструктуры.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |