Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Украинская правда, 19 сентября
19 сентября Депутат «Нашей Украины» Александр Морозов заявил «Украинской правде»: « Когда 8 сентября президент Виктор Ющенко отправил в отставку правительство Юлии Тимошенко, многие эксперты (как отечественные, так и международные) заговорили о масштабном политическом кризисе, способном до основания потрясти основы молодой и хрупкой украинской государственности. На самом деле, тогда никакого кризиса еще не было. Законно избранный президент в полном соответствии с Конституцией уволил подчиненное и подотчетное ему правительство. И главная причина этого увольнения, на мой взгляд, вполне очевидна: провал экономической политики Юлии Тимошенко. Удивительно, что команда президента, увлекшись перепалкой с экс-премьером по вопросам третьестепенной важности, так и не сумела объяснить столь простую вещь собственному народу и всему миру.А причины отставки, собственно, налицо: экономический рост в Украине сократился по сравнению с 2004 годом в 6 раз: с 12 до 2%. Отвечая на вопрос о причинах стагнации, экс-премьер лишь безуспешно пытается доказать, что показатели роста за прошлый год были в свое время фальсифицированы кабинетом Виктора Януковича. Попытки Юлии Тимошенко "заморозить" цены на бензин в условиях рыночной экономики (май 2005 года) привели к тому, что впервые с 1992 года в стране возник реальный дефицит автомобильного топлива. Кризис был разрешен только благодаря вмешательству президента, которое Юлия Владимировна назвала "низкопоклонством перед олигархами".
Цены на товары приоритетного спроса – от мяса и сахара до бензина – выросли за время работы кабинета Тимошенко на 60-100%. При этом зарплаты и пенсии в бюджетном секторе – на 15-20%.Действия экс-премьера на мясном рынке повлекли за собой дефицит мяса, какого Украина не знала последние 15 лет.В июле на ровном месте разразился сахарный кризис. Действия премьера по разрешению этого кризиса подозрительно напоминали лоббирование интересов определенных импортеров сахара. Правительство, несмотря на неоднократные обещания подготовить концепцию легитимации приватизации и соответствующий закон, так ничего и не сделало в этом направлении.
И хотя группа депутатов самостоятельно разработала и внесла на рассмотрение законопроект, предполагавший цивилизованную процедуру решения спорных моментов связанных с приватизацией, правительство этот законопроект успешно проигнорировало. Вместо этого, Юлия Владимировна решила пойти путем точечной реприватизации предприятий, в которых, как складывается впечатление, были заинтересованы ее бизнес-партнеры. Инвесторы, напуганные перспективой непрозрачной хаотической реприватизации всего и вся, почти полностью приостановили рассмотрение новых инвестпроектов в Украине. Поспешная же ликвидация особых экономических зон, преподнесенная как "победа" правительства, вообще привела к параличу уже начатых крупных инвестиционных проектов. Тимошенко права, когда говорит, что создала в стране уникальный инвестиционный климат: в этом климате инвесторы, еще недавно воодушевленные Оранжевой революцией, работать категорически отказываются. Кабинет министров провалил работу по подготовке к вступлению Украины в ВТО, представив в парламент откровенно некачественный пакет законопроектов. Когда Верховная Рада Украины не поддержала "сырые", полные внутренних противоречий документы. Тимошенко обвинила руководство парламента во вредительстве и предательстве национальных интересов. И это еще не все. К сожалению, успехи Кабинета министров в деле увеличения доходов бюджета и укрепления бюджетной дисциплины, мягко говоря, сильно преувеличены. Дефицит бюджета по итогам первого полугодия превысил 1 млрд. гривень. Объем средств на счетах правительства по состоянию на июль составил лишь 7,5 млрд. гривень – по сравнению с 18 млрд. в июле прошлого года. Задолженность по возмещению НДС достигла рекордного показателя в 3 млрд. гривень. Поступления от приватизации за первое полугодие составили лишь 10% от план. Подобных фактов можно привести еще десятки. Почему всё это происходило? В возможность "искусственно спланированного кризиса" верить, если честно, не хочется.
Но что очевидно – Юлии Владимировне так и не удалось пересесть с танка на трактор для ведения мирных работ. Врожденная тяга экс-премьера к военным действиям по всем направлениям, плюс полное отсутствие у правительства не только долгосрочной, но и вообще какой-либо стратегии (литературное произведение под названием "Программа действий... " - не в счет) привела к удручающим последствиям. На примере крупнейшего государственного банка - Ощадного, руководителем которого я являюсь, могу с уверенностью сказать, что крупнейшие госпредприятия все эти 9 месяцев действовали скорее по инерции. Наши попытки предложить государству эффективные инструменты финансово-кредитной и монетарной политики ни к чему не приводили – согласовывать свои действия было просто не с чем. Ошибки правительства, пытающегося идти сразу во все стороны, президент, безусловно, отмечал уже давно. Ощущение "назревшей отставки" отчетливо появилось еще 29 августа, после совещания у президента по бюджетной резолюции. Тогда стало ясно, что Кабинет министров не сумел подготовить бюджет развития на 2006-й год. Президент не мог скрыть разочарования. Ясно, что в 2005-м году новое правительство принимало дела в боевой обстановке, поэтому "художественная" программа правительства и отсутствие четкой стратегии объяснялись необходимостью "погрузиться" в рабочий материал. Однако погружение затянулось, и стране все сильнее и сильнее не хватало кислорода. 29 августа стало ясно, что правительство и не думает о том, как всплывать. На совещании президент говорил о том, что в новом бюджете снова не определены наиболее важные приоритеты, отсутствует современный инструментарий, нет хотя бы трехлетнего плана и прогноза макроэкономических показателей. В ответ на замечания президента о том, что второго подряд бюджета "проедания" страна не выдержит, звучали исключительно "конструктивные" возгласы о "самом лучшем правительстве у самого лучшего президента". В общем, уверен, что решение Ющенко об отставке кабинета было крайне необходимым для украинской экономики.
Что же до политического кризиса – то мы его, очень вероятно, дождемся. Он может грянуть очень скоро, со дня на день. Его идеологом и организатором выступает как раз Юлия Тимошенко. Сегодня, во многом благодаря свободной прессе, недостатки украинского президента нам более или менее известны. Но известны и его достоинства, которые позволили Виктору Андреевичу стать вождем миллионного Майдана.
На мой взгляд, главное – нынешний украинский президент – человек моральный. И то, что Ющенко все-таки назначил Тимошенко премьером в минувшем январе, следуя достигнутой ранее договоренности, одно из доказательств тому. Ведь не хотел же, но назначил – потому что обещал. Во-вторых, он мыслит стратегически, и у него есть долгосрочная доктрина развития страны. С другой стороны – Юлия Тимошенко – человек исключительно талантливый, яркий, пассионарный. Безусловно, у Юлии Владимировны тоже есть цель – она сама. Украина, народ, Ющенко, друзья, враги и все остальное - лишь сырье для воплощения ее феерического проекта под названием "Юлия Тимошенко".
Моральными категориями она не оперирует в принципе. Бывший премьер и будущий лидер оппозиции – блестящий тактик. Но совсем не стратег. Она не в состоянии думать даже на несколько месяцев вперед, не говоря уже о долгосрочных перспективах страны и народа. События последних дней прямо и косвенно указывают на то, что Юлия Тимошенко не хочет ждать парламентских выборов 2006 года. Она намерена захватить всю полноту власти прямо сейчас – путем государственного переворота и отрешения Виктора Ющенко от должности президента страны.Имея некоторый опыт в отношении "стратегии" Юлии Владимировны, можно с высокой степенью точности прогнозировать последовательность ее действий. Первый этап. Масштабная дискредитация президента с помощью "платежек Березовского", "доказательств" того, что Ющенко на самом деле не был отравлен, пикантных аудиофайлов из частных коллекций экс-главы СБУ Турчинова. Этот этап уже начался. Второй этап. Попытка заблокировать утверждение Юрия Еханурова на посту премьер-министра. По некоторым данным, Юлия Владимировна уже заручилась поддержкой 215 депутатов, которые не поддержат Еханурова. Тем, чьих голосов недостает, предлагаются любые деньги и не только – лишь бы прокатить Юрия Ивановича и тем самым показать, что парламент не поддерживает президента, а значит, в стране имеет место настоящий кризис власти и Украина неуправляема. Если нового премьера не утвердят, БЮТ и "попутчики" ставят вопрос о немедленном – уже с 1 октября – введении в действие политреформы, что якобы позволит "подстраховать" политическую систему страны в условиях частичной недееспособности существующей исполнительной власти. Третий этап. "Антиехануровская" коалиция в парламенте плавно преобразуется в "альянс за импичмент президента". Тимошенко готова к союзу с недавними врагами – представителями вчерашней власти - ради достижения цели: инициировать формальную процедуру отстранения президента от власти. Как известно, для внесения вопроса об импичменте в повестку дня требуется 226 голосов из 450. Экс-премьер надеется получить поддержку примерно 250 депутатов. Четвертый этап. Не дожидаясь завершения процедуры импичмента (который по действующему законодательству провести практически невозможно), Тимошенко обращается напрямую к народу. Ее сторонники (потребуется 20-25 тысяч человек) собираются в честь годовщины Оранжевой революции и блокируют здание секретариата президента на Банковой улице, Кабинет министров и дачу Ющенко.
Далее, согласно сценарию экс-премьера, Виктор Ющенко, утратив политическую инициативу, вынужден будет согласиться с требованиями Тимошенко. А требования, скорее всего, окажутся следующими: "мягкий вариант" - немедленное возвращение ее в кресло премьера с форсированным проведением политической реформы, предполагающей переход многих президентских полномочий к главе правительства; "жесткий вариант" - досрочные президентские выборы в конце текущего – начале следующего года.Не удивительно, если завтра мы узнаем, что Юлия Владимировна хочет спровоцировать собственный арест. На двое-трое суток, чтобы разбудить народное возмущение действиями очередной "преступной власти". Очень надеюсь, что нынешняя власть не поддастся на провокацию и не покусится на свободу главной оппозиционерки. Кроме того, с точки зрения Юлии Владимировны и ее боевых товарищей, сейчас идеальная ситуация для инсценировки всевозможных покушений на ее жизнь и, опять же, вызванных этим народных возмущений. Тот, кто думает, что подобный сценарий нереалистичен, глубоко заблуждается. Не надо забывать, что Юлия Тимошенко умеет идти до самого конца, поскольку у нее нет никаких ограничений – ни политических, ни моральных. А инвестиции в проект "Импичмент Ющенко" уже сделаны, и немалые. В данной ситуации заставляет задуматься позиция вчерашних проигравших – политических сил, которые сегодня движимы одним неизбывным стремлением: отомстить Ющенко, делегитимировать Майдан, отменить поражение 2004 года. Может, стоит признать, что подобные сиюминутные эмоции способны погубить государство Украина? Страну, в которой живут люди очень разных культур и ментальностей, характеров и традиций… Склеить такое государство, заставить его дышать как единый организм, за такой короткий срок было очень непросто. И процесс государственного созидания еще далек от завершения. А чтобы разбить, разрушить Украину, - достаточно нескольких недель, в течение которых амбиции одних и обиды других будут превалировать над стратегическим мышлением и национальной ответственностью. Если описанный сценарий удастся – центральная власть Украины может утратить свою легитимность. И в этот момент фактический распад страны станет неизбежным. Элита Украины должна сейчас стать выше экономических и личных противоречий и осознать коллективную ответственность за хрупкую судьбу государства и за демократический путь его развития. Народ Украины, который всегда стремился жить только в демократической стране, в железных ладошках Юлии Тимошенко может превратиться в осколки. Пусть кому-то не нравится Ющенко. Что ж, это личное дело каждого. Но каждый из нас должен иметь неотъемлемое право спокойно жить и работать на Родине, независимо от того нравиться ли тебе власть, или нравишься ли ты власти. Политическая борьба никогда не должна переходить в разряд физической. Где-то далеко, к западу от нас, это когда-то назвали Демократией. Не уверен, что значение этого термина до конца понимает Юлия Владимировна. Украина не может позволить себе государственного переворота по сценарию Тимошенко. Из исторических параллелей всплывает одна, но уж очень похожая: Оранжевая революция ноября-декабря 2004 года – это февральская буржуазная революция в России 1917 года, а переворот Тимошенко – переворот большевиков, даже риторика ЮВТ-2005 и ВКП(б)-1917 в последнее время очень схожа. Политическая элита страны не вправе допустить переворота, поскольку последствия его вполне предсказуемы.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |