Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
А.Докучаева
В Москве проводится последовательная, серьезная работа по вовлечению общественных объединений представителей различных диаспор, проживающих в столице России, в диалог с руководством, для своевременного выявления и разрешения их потребностей и проблем. Работа строится в соответствии с федеральным законодательством и решениями Правительства Москвы.
Правовая база национально-культурного развития этнических меньшинств Российской Федерации задается прежде всего Конституцией Российской Федерации — основным законом жизнедеятельности ее населения, которая определяет взаимные обязанности гражданина и государства в общем случае. Вместе с тем, учитывая многонациональный состав населения России (более 170 наций), необходимо иметь конкретные законодательные акты, реализующие положения Конституции по обеспечению прав граждан в сфере их национальных интересов. Работа в этом направлении ведется постоянно и сегодня уже имеется ряд таких основополагающих документов. К их числу относятся:
• Федеральный закон “Об общественных объединениях” (от 14.04.1995 г.), регулирующий общественные отношения граждан в связи с реализацией их прав на объединение с целью достижения защиты общих целей и интересов;
• Федеральный закон “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации” (от 28.08.1995г.), позволяющий иметь на правовой основе фактически национальные районы;
• Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (от 15.06.1996 г.), представляющая собой “систему современных взглядов, принципов и приоритетов в сфере национальных отношений”;
• Федеральный закон “О национально-культурной автономии” (от 17.06.1996 г.), определяющий “правовые основы национально-культурной автономии Российской Федерации для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития”.
В 1992 г. Госкомнац России при разработке первых вариантов Концепции национальной политики (КНП) вернулся к национально-культурной автономии (НКА) как форме “этнотерриториальных автономий”, одновременно рекомендуя и местное самоуправление (МСУ).
В 1994 г. Миннац России, продолжая работу над КНП, подтвердил свое видение регулирования национальных отношений на базе НКА и МСУ которые позволили бы “выработать конкретные организационные формы” и “реализовать большинство из существующих национальных, экономических, политических прав народов и национальностей России”.
Наиболее важные, на мой взгляд, для рассматриваемой темы следующие статьи Федеральных законов о НКА и о МСУ
Статья 1 о понятии НКА позволяет трактовать эту форму организации как институт самоопределения народов, призванный реализовать право граждан Российской Федерации на свою принадлежность к определенным этническим общностям в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности развития языка, образования, национальной культуры.
Статья 2 устанавливает шесть принципов, на которых основывается НКА (свобода выбора этнической принадлежности; самоорганизация самоуправления; многообразие форм организации; сочетание общественной инициативы с государственной поддержкой; уважение самобытности этнических общностей; законность) и предусматривает их использование как каждого в отдельности, так и в совокупности, что является гарантией реального осуществления в России НКА.
Статья 3 о правовом статусе НКА подтверждает, что вся ее нормативно-правовая база как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации подчиняется общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Статья 4 о правах НКА предусматривает, в частности, право “получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры”.
Статья б о порядке образования НКА указывает на следующие особенности:
• местные НКА утверждаются только национальными общественными объединениями (делегаты выступают не как самостоятельные физические лица, а как представители общественных объединений, уполномочивших их выражать свои интересы на конкретном общем собрании, конференции, съезде); при этом общественные объединения должны быть обязательно зарегистрированы и являться юридическим лицом, а в их программные документы включены положения о защите и (или) представительстве интересов определенных этнических общностей;
• региональные и федеральные НКА учреждаются местными и региональными НКА (при этом возможно образование федеральной НКА региональными НКА двух субъектов Российской Федерации);
• при создании НКА целесообразно образовывать оргкомитеты, в состав которых рекомендуется включить представителей органов государственной власти по делам национальностей соответствующего уровня. Статья 7 о консультативных советах (КС) по делам НКА предписывает:
создание КС при органах исполнительной власти Российской Федерации всех уровней (Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления).
Здесь необходимо обратить особое внимание на основные задачи КС, определенные Положением о КС при Правительстве Российской Федерации, утвержденным 18 декабря 1996 г. (Постановление Правительства РФ № 1517):
• участие в подготовке федеральных программ в области сохранения развития национальных (родных) языков и национальной культуры, проектов нормативных правовых актов, а также в подготовке других решений, затрагивающих права и законные интересы граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям;
• консультирование Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по национальным проблемам граждан Российской Федерации;
• содействие установлению согласованной деятельности национально-культурных автономий и укреплению связей между ними;
• представительство и защита в органах государственной власти Российской Федерации культурных и социальных прав и интересов этнических общностей.
Кроме того, КС в соответствии с возложенными на него задачами имеет право:
получать информацию от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам, входящим в его компетенцию, и приглашать представителей указанных органов (по согласию) на заседания Консультативного совета;
вносить в Правительство Российской Федерации, иные федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения по вопросам, входящим в компетенцию Консультативного совета.
Статья 18 Закона о НКА, касающаяся имущества НКА, предусматривает возможность передачи им в собственность или аренду государственного и муниципального имущества в порядке, установленном для некоммерческих организаций культуры и образования на территории данного субъекта Российской Федерации. Так, например, в Москве в 1996 г. Постановлением Правительства г. Москвы (13.08.96 г., № 689) для НКА установлена льгота, составляющая 20% от средней платы за квадратный метр другими организациями.
Из статьи 19 о финансовой поддержке НКА явствует, что обязанности федеральных органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления включают следующие четыре основных положения:
• предусматривать национальные потребности при формировании и расходовании федеральных фондов национального развития;
• создавать специальные федеральные, региональные фонды НКА;
• предоставлять НКА льготы по налогам, сборам и кредитам в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вышеуказанные положения находят свое отражение и в законе о МСУ. В частности, статья 5 — “Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления” включает в себя “регулирование законами в соответствии с настоящим Федеральным законом особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций”. К числу таких традиций следует отнести и характерные для тех национальных групп, которые компактно проживают в системе конкретного муниципального образования.
В этом же смысле можно трактовать и статью 6 — “Предметы ведения местного самоуправления”, а именно:
“создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; создание условий для организации зрелищных мероприятий; создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании”.
Статья 8 — “Устав муниципального образования” — включает “вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей... с учетом исторических и иных местных традиций”.
Таким образом, можно констатировать, что в Российской Федерации на основе законов о НКА и о МСУ создана принципиальная правовая база осуществления общественной деятельности национальных объединений на всех уровнях — от местного до федерального. О чем свидетельствует тот факт, что сегодня официально зарегистрированы и плодотворно функционируют на основе всесторонней поддержки различных структур местного самоуправления многочисленные национальные объединения: общества, союзы, ассоциации, культурные центры, национально-культурные автономии.
В Российской Федерации насчитывается по данным органов юстиции, 11 федеральных НКА, более 100 региональных и более 200 — местных.
В настоящее время в Москве создана определенная система отношений между властями города и национальными общественными объединениями. Большинство национальных общественных объединений в настоящее время входят в состав Московского межнационального совещания (ММС) - образованного в 1994 г. консультативно-совещательного органа при Комитете общественных и межрегиональных связей, включающего руководителей более ста автономий и объединений. На пленарных заседаниях ММС, а также в рамках деятельности его рабочих групп и комиссий рассматриваются наиболее актуальные вопросы национальной проблематики в Москве. На основе результатов такого рассмотрения с участием представителей национальных объединений подготавливаются важные решения. Примерами могут служить подготовка специального заседания Правительства Москвы в апреле 1998 г., посвященного вопросам этнокультурного образования и взаимодействия с национальными объединениями, проведенная в 1997-1999 г. работа по созданию Государственного учреждения “Московский дом национальностей”.
Государственное учреждение “Московский дом национальностей” (ГУ МДН) создан распоряжением мэра г. Москвы от 01.10.1998 г. как центр культурной консолидации национальных объединений и предоставляет широкие возможности для их текущей работы. Работа ГУ МДН проходит под эгидой Комитета общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы и в тесном взаимодействии с ним. Дом национальностей размещен в великолепном здании в центре города (ул.Новая Басманная, 4 – памятник архитектуры, построенный в 1742 году по завещанию сподвижника Петра 1 – Бориса Ивановича Куракина, имеет общую площадь 2500 кв.м). Здесь национальная общественность города обрела постоянное место для деловых и творческих контактов.
Планы Дома национальностей согласуются с общественным советом, который возглавляет директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Александрович Тишков. Тематика работы - очень широкая: от практической работы национально-культурных центров, до издательской и научно-исследовательской деятельности. Постоянно действует Круглый стол Московского дома национальностей.
15 ноября 2001 года начал работу Московский межнациональный консультативный совет при Правительстве Москвы (создан в соответствие с Постановлением ПМ №688-ПП от 31 июля 2001 г.). Председатель - Первый зам. Мэра в Правительстве Москвы – Л.И.Швецова, зам – Полат Онарович Джамалов (председатель Казахской региональной национально-культурной автономии Москвы). Совет имеет свой офис в МДН.
В МДН начала работу “Постоянно действующая правовая конференция” с участием представителей нацменьшинств, специалистов МДН, адвокатов, юристов. Главной задачей Конференции является оказание правовой помощи, защита прав, свобод и законных интересов этнических групп и объединяющих их общественных организаций НКА и НОО. Руководит Конференцией руководитель Адвокатского бюро “Мир”, почетный адвокат России А.П.Замота. Это тот адвокат, который пытался представлять интересы осужденных в Усть-Каменогорске, но не был допущен до участия в процессе.
По переписи 1989 года москвичи нерусской национальности составляли примерно девятую часть населения столицы (более 1 млн чел.). Ясно, что за последние годы их число значительно увеличилось. Феномен многонациональности Москвы заключается не только в количественной стороне. В условиях демократического развития многие москвичи вспомнили о своих национальных корнях, культуре и традициях предков, необходимости развития национально-культурной самобытности, воспитания в этом духе детей и молодежи. Этим, в частности, обусловлено создание в 90-х годах десятков национальных общественных объединений в основном культурно-просветительской направленности, а в последние годы - национально-культурных автономий (НКА).
В Москве в настоящее время функционирует более 250 зарегистрированных в органах юстиции НКА и НОО. Они представляют интересы 36 этнических общностей из 121 этноса, зафиксированных по последней переписи в столице. Руководители более 200 московских этнокультурных национальных организаций являются членами Московского межнационального совещания.
В Москве созданы и действуют 15 национально-культурных автономий регионального и московского уровня, более 55 национально-культурных автономий окружного значения. В форме НКА реализовали свои интересы среди прочих казахская, польская, сербская, белорусская, латышская диаспоры и не имеющие своей государственности ассирийская и курдская общины.
Действуют национальные землячества афганцев, вьетнамцев, китайцев, сирийцев, крымских татар, таджиков. Зато потеряли юридическое лицо общества: абазинской культуры “Аджария”, балкарской культуры, “Грузинское землячество”, марийской культуры “Онар”, уйгурское общество, общество эстонской культуры, общество месхетинских турок “Ваган” и другие.
Прочно вошли в практику встречи мэра Москвы Юрия Лужкова, его первых заместителей, руководителей подразделений Правительства Москвы с представителями и активистами НКА и национальных общественных объединений. Решения, принимаемые на таких встречах, оформляются поручениями в адрес соответствующих органов власти, а по наиболее важным вопросам - распорядительными документами Правительства Москвы.
Наиболее ярким примером результативности такого взаимодействия является создание в октябре 1999 года Справочно-информационной службы Мэрии Москвы и в ее составе - телефонного канала “Горячая линия”, последовавшее за встречей мэра Москвы с представителями московской общественности, в основном выходцами из регионов Северного Кавказа и Закавказья.
В Москве ведется шировкая издательская деятельностьпо межнациональной проблематике. Выходит журнал “Этносфера”, по итогам конференций выходят сборники “Этнодиалоги”, Информационный бюллетень Московского дома национальностей. Институт проблем политического управления выпускает газету “Мир культур России”. На страницах этих изданий активисты национально-культурных организаций имеют возможность обсуждать все свои проблемы.
О деятельности казахской диаспоры я расскажу на основании материала Полата Джамалова, который передает приветствие и пожелания успехов в работе участникам Круглого стола.
В России живет свыше миллиона казахов. Районы их компактного проживания - в приграничных с Республикой Казахстан регионах. Это Алтай, Омская, Челябинская, Курганская, Оренбургская, Саратовская, Волгоградская и Астраханская области. Причем в этих районах казахи относят себя к коренному населению. В европейской части страны число казахов невелико и живут они в основном в городах.
Согласно переписи населения 1989 года в Москве проживало 8,5 тысячи казахов. Становление казахской общины в столице связано с советским периодом. Этим объясняется социальный состав казахов-москвичей. В значительной части представители научной и творческой интеллигенции, инженеры, работники образования и управления. Социально-экономическое и политическое реформирование общества и государства, связанное с переходом к рыночной экономике, вызвало новые общественные и социальные процессы. Появились бизнесмены и предприниматели,
В конце 1990 - начале 1991 года по инициативе москвичей-казахов, было образовано московское общество "Казак тили" (Казахский язык)". В 1997 году в связи с перерегистрацией оно было преобразовано в региональную общественную организацию содействия сохранению казахской культуры "Казахский язык". В 1991 году было создано Московское молодежное общество казахской культуры "Мурагер" ("Наследник"). Инициаторами здесь были рабочие промышленных предприятиий, которые приехали из Казахстана по организованному набору. В 1993 году группой юридических лиц - общественными и коммерческими организациями - был учрежден фонд "Казахская диаспора".
Деятельность этих объединений проводилась в следующих направлениях:
- культурно-просветительская работа, нацеленная на изучение казахской культуры и языка, истории казахского народа, обеспечение сохранения национальных традиций и обычаев с учетом специфики и особенностей проживания в столичном многонациональном мегаполисе;
- содействие организациям и предприятиям всех форм собственности в России и Казахстане в налаживании связей в сфере культуры, образования и делового сотрудничества;
- взаимодействие и сотрудничество с казахскими национально-культурными общественными объединениями в регионах России.
В 1997 году в соответствии с законом о национально-культурных автономияхРФ, принятым в 1996 году, была учреждена и зарегистрирована Казахская региональная национально-культурная автономия Москвы (КазНКА). С созданием этой организации появилась возможность на новом, более высоком уровне осуществлять национально-культурную деятельность казахских общественных объединений и их взаимодействие с органами исполнительной власти Москвы. Авторитет казахской диаспоры очень высок. Ее руководитель – заместитель Первого Зама Ю.М.Лужкова по Москосвкому межнациональному консультативному совету при Правительстве Москвы.
В 1997 г. в Омске представители московских организаций участвовали в работе координационного совещания представителей общественных объединений казахов России.
В 1998 г. совместно с министерством по делам национальностей РФ и Московским комитетом образования, при содействии Комитета общественных и межрегиональных связей КазНКА Москвы провела межрегиональное совещание "Обеспечение и пути реализации прав на сохранение и развитие казахского языка и казахской культуры в Российской Федерации". В его работе участвовали представители 12 регионов России. "Изучение и пропаганда казахского языка и культуры, - говорится в итоговом документе совещания, - должны органично увязываться с освоением культуры других народов России, в первую очередь русской культуры, и исключить возможность проявления негативных явлений в межэтнических отношениях в местах компактного проживания казахов".
В развитие этого процесса, в феврале 2000 года прошло совещание в Оренбурге, где было принято решение о необходимости создания Федеральной национально-культурной автономии казахов России (ФНКА) и образован организационный комитет, руководителем которого был избран президент Ассоциации казахов Оренбуржья Азамат Байдавлетов. Надеются, что во второй половине 2002 года пройдет учредительная конференция федеральной национально-культурной казахской автономии.
Также стоит задача, которую нам предстоит решить - это создание казахского культурного центра. При этом возлагают надежды на поддержку в этом вопросе со стороны правительства Москвы.
Начата работа по созданию библиотеки. Первая ласточка: книга “История казахов и их предков”, выпущена в издательстве “Леном”, в 2002г., автор - профессор И.Н.Ундасынов, историк, главный научный сотрудник Института сравнительной политологии РАН.
Своим сообщением я хотела обратить внимание, что опыт Москвы, России по развитию такого механизма регулирования межэтнических отношений, как национально-культурная автономия, доказал его эффективность. Очень хотелось бы, чтобы в Казахстане те, кто принимает решения обдумали этот опыт и более внимательно и спокойно относились к предложениям активистов русских, славянских организаций о разработке законодательства в области национальных отношений, в том числе путем создания культурно-национальных автономий. Чтобы на инициаторов этих предложений не навешивали ярлыки националистов, покушающихся на территориальную целостность Казахстана, а действовали исходя из принципа паритета в межгосударственных отношениях. Отношение в России к казахской диаспоре может служить образцом для проведения внутренней политике в отношении к объединениям российских соотечественников на таких же принципах и подходах.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |