Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Еще раз об оранжевых перспективах Казахстана
Без всякого преувеличения можно сказать, что сегодня казахстанское общество живет мыслями о предстоящих в начале декабря президентских выборах. Причем, уже понятно, что отношение к ним и у рядовых избирателей и у элит качественно иное, чем ко всем имевшим место ранее “выборам президента Назарбаева” и референдумам о продлении его же полномочий. Элиты нервничают, пиар крепчает.
Населению много и настойчиво говорят о невиданных экономических успехах и вхождении страны в ближайшие несколько лет в двадцатку наиболее развитых государств мира. Из этого прямо делается вывод о том, что именно тот, кому страна, естественно, обязана всем этим счастьем и должен “довести реформы до конца”. “Коней на переправе не меняют”, а от возможной смены власти могут произойти ужасные потрясения. Казахстанские государственные СМИ в указании на ничтожные результаты “цветных революций” явно превосходят российские. Большинство СМИ Казахстана транслирует одну мысль: “у нас “бархатные революции” невозможны”, поскольку экономика на подъеме, цены на нефть высоки, общество консолидировано вокруг президента и, вообще, социальная сфера страны на порядок выше, чем у Киргизии, или Грузии. Об Украине стараются вспоминать пореже: что бы не писали в СМИ РК, по своему социально-экономическому развитию в последние годы Украина отнюдь не уступала Казахстану. Более того, рост украинской экономики, в отличие от казахстанской, характеризовался более высокими качественными показателями поскольку носил несырьевой характер.
Одновременно не только оппозиция (ее оценки т.н. “революций” на постсоветском пространстве понятно какие), но и некоторые представители ближайшего окружения президента (Дарига Назарбаева, экс-глава администрации президента Имангали Тасмагамбетов), отдельные сенаторы, независимые казахстанские журналисты и эксперты все чаще говорят о высокой опасности повторения в республике “цветных сценариев”. Многое свидетельствует, что первый президент Казахстана куда менее уверен в результатах выборов, чем большинство в его окружении.
С каждым месяцем, с каждым новым обещанием “демократизации” у казахстанцев крепнет впечатление, что власть начинает паниковать, что с предстоящими выборами что-то не в порядке.
В этой связи опубликованная на "Арабесках" Алексеем Пантыкиным статья справедливо отмечает эти тенденции.
С автором можно поспорить по поводу ряда его выводов, но некое ожидание возможных перемен (не важно, идущих от самой власти, оппозиции, или “вашингтонского обкома”) в республике не просто существует, оно нарастает.
Спорным, по моему мнению, является утверждение о том, что единый кандидат от оппозиции Жармахан Туякбай, “послушный, назарбаевский человек, не обиженный ханом, в отличие от Кажегельдина, и, соответственно, лишенный каких бы то ни было реваншистских амбиций”, а потому является “договорным оппозиционером, специально придуманным для международной общественности”.
Дело в том, что Туякбай, как и экс-глава Агентства по чрезвычайным ситуациям Заманбек Нуркадилов уже давно перешли ту черту, после которой был возможен “возврат” в команду Нурсултана Абишевича. Слишком долго и подробно рассказывали они о многих неприятных для президента и его “большой семьи” вещах – коррупции в первую очередь. Шансы на их возможное “прощение” ничтожно малы. А уж после того как Туябкай недавно лично пообщался с Джорджем Бушем (о содержании беседы до сих пор ничего не известно), стало ясно, что именно Жармахана Айтбаевича готовят в “казахские ющенки”. А.Пантыкин полагает, что Туякбая казахстанские власти хотят использовать в роле “предохранительного клапана”, для стравливания общественного недовольства властью. Возможно, что на первых порах такая игра президентской администрацией и велась, но теперь “единый кандидат от объединенной оппозиции” превратился в не зависящую от казахстанской “вертикали” фигуру.
Да, власть в республике строится по клановому принципу, но говорить о том, что у кормила власти сменяют друг друга старший, средний и младший жузы нельзя. Как минимум, с 50-х годов наблюдается постепенный захват основных “командных высот” выходцами из старшего жуза – южанами. А при Динмухамеде Ахмедовиче Кунаеве они стали доминировать во власти абсолютно. Назарбаеву досталась уже устоявшаяся клановая система и он лишь дополнил ее “общепостсоветским” элементом – “президентской Большой Семьей” (в РК в ней также преобладают южане).
Автор прав в том, что в конце прошлого года, накануне выборов в парламент, Дарига Назарбаева пыталась продвинуть проект “принцесса”, но сомнительно, что отец поддержал ее в этом. Если бы Нурсултан Абишевич осуществлял патронирование проекта Дариги Нурсултановны, то ее партия “Асар” так позорно (три места в нижней палате парламента) не дебютировал бы. Пантыкин не совсем прав, говоря о том, что Дарига “продолжает время от времени критиковать правящий режим”. Старшая дочь президента никогда не позволяла себе ни одного критического высказывания в адрес первого лица страны или системы власти, ограничиваясь лишь весьма расплывчатым обличением абстрактных “бюрократов” (фамилии при этом не называются).
Вряд ли можно согласиться и с выводом о том, что Назарбаев не намерен повторять эксперимент с “принцессой”. События последних недель, предшествующие созданию пропрезидентского блока партий (т.н. Народная коалиция), указывают на то, что возможно, первый президент выбрал группу старшей дочери и ее мужа Рахата Алиева в главные внутриполитические союзники накануне выборов. Отодвинув тем самым от себя крупных индустриальных и аграрных монополистов, чьи интересы защищают Аграрная (существует на взносы крупных казахстанских латифундистов и зернотрговцев) и Гражданская (создана Евразийской металлургической группой А.Машкевича и П.Шодиева) партии и чья поддержка сегодня больше компрометирует, нежели укрепляет. Дарига вновь выдвигается на первый план, опережая таких признанных претендентов роль “наследника” как Имангали Тасмагамбетов и фактический руководитель казахстанского ТЭКа и, одновременно, “средний зять” президента Тимур Кулибаев.
Именно на Даригу Нурсултановну, а не на ее отца, кстати, “вкалывает” московский пиарщик Станислав Белковский. Папа Дариги, по данным источников в Астане и Алма-Ате, не слишком жалует автора “украинского политического чуда”. Тем более что с “чудом” в последнее время происходят не слишком приятные трансформации.
Назарбаев, несмотря на многочисленные его “завиральные идеи”, реалист и на своем веку повидал столько всяких “авторов чудес”, что пиаровскими штучками его не проймешь. Дарига в этом смысле для “московских звезд политтехнологий” материал куда более благодатный: пара умных фраз, рассказ о том, как провел Юлю в премьеры”, - и клиент готов. Упоминаемый Институт национальной стратегии Казахстана, “созданный под Белковского”, не столько занимается разработкой идеи центральноазиатского союза, сколько “пилить” многомиллиардный (в тенге) предвыборный бюджет самого богатого в регионе государства, поднявшегося на нефти. В этом Белковский не одинок – в Казахстане уже сложился ряд своих, национальных политтехнологических структур. Думается, после того, что случилось с Тимошенко, отодвинутые от предвыборного бюджета казахстанские пиарщики (типа Ерлана Карина) быстро попытаются “реваншировать” “заезжую штучку” и придумают для Назарбаева или его старшей дочери какие-то новые идеи и союзы.
При этом неважно, антироссийскими или пророссийскими будут эти идеи: уже сейчас казахстанские элитные кланы озабочены не предвыборной риторикой и пиаром, а тем, что произойдет после них. Становится очевидным, что намерения провести широкомасштабные политические реформы будут реализовываться в форме передачи части властных полномочий от президента нескольким наиболее влиятельным финансово-промышленным группам. Именно эти кланы больше всех приобретут, если будет введена выборность губернаторов (акимов), расширены полномочия маслихатов и Мажилиса парламента, контрольные функции представительных органов власти и т.д. И, главное, группировка, сумевшая занять доминирующее положение, сможет выдвинуть своего кандидата в “преемники” стареющего первого президента.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |