Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Кирилл Фролов
Многие наблюдатели, оценивая предложения Леонида Кучмы по реформе государственного устройства Украины, сходятся во мнении, что одним из важных факторов, вынудивших президента Украины выступить за ограничение собственных полномочий, является отсутствие такого преемника на посту президента Украины, который бы обеспечил Кучме и его окружению безопасность и спокойную жизнь. Таким образом, реформа государственного устройства призвана удовлетворить амбиции основных финансово-политических групп и региональных элит, создать систему «сдержек и противовесов», которая помешает в будущем жестко решить вопрос «коррумпированной власти Кучмы и его окружения» по югославскому варианту.
Реализация предложений Леонида Кучмы потребует изменений в Конституции Украины. И весь вопрос в том, воспользуется ли русское население Украины этой дискуссией для того, чтобы во весь голос поставить вопрос о статусе русского языка и федерализации Украины, местного самоуправления. Очевидно, что эти требования будут поддержаны рядом региональных элит. Пример-позиция Харьковского горсовета в вопросе восстановления статуса русского языка.
Состав будущего коалиционного правительства зависит от состава парламентского большинства. Один вариант- пропрезидентские фракции договариваются с «Нашей Украиной» и Виктор Ющенко возвращается в премьерское кресло и отказывается от участия в массовых акциях протеста, намечаемых блоком Юлии Тимошенко на сентябрь. Ющенко становится преемником. Ему в этом случае совершенно невыгодна трансформация Украины в парламентскую республику. В этом случае не получает серьезных гарантий и Леонид Кучма- часть его окружения вполне может договориться с «преемником» и «сдать папу». Другой вариант-договоренность Кучмы с коммунистами и региональными элитами на принципиальной основе- доведения намеченной реформы до конца. Включая положительное решение вопроса федерализации, выборности губернаторов, статуса русского языка и канонического Православия.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |