Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
26.09.2005. Вечерний Бишкек
Азамат Тынаев
Абсолютно никто из политиков, больших и мало–мальски заметных, из многочисленных СМИ, что телевизионных, что печатных, не заметили того, что на днях исполнилось ровно полгода с мартовского государственного переворота.
Это тем более странно, что по поводу так называемых "100 дней" не преминули отметиться все те, кто имеет хоть какое–то отношение к захвату власти 24 марта. Уж как тогда постарались они пропиарить себя и какую радужную картину будущего они рисовали для всех. Теперь, когда наступило ближайшее будущее, за отдаленное становится просто страшно.
Посмотрим, чего мы добились за шесть месяцев. Тем более что в общественно–политической практике полгода - это такая же рубежная отметка для оценки пройденного, как этапные "100 дней" или год. Правительство бодро рапортует нам о своих успехах, но если положительные моменты в социально–экономическом положении страны и есть, то неизвестно, к чему их отнести, к заслугам нынешней власти или все–таки к проявлениям остаточной инерции домартовского развития республики? Поскольку здесь есть повод для дискуссии, давайте остановимся на том, чего уж точно не отнять у сегодняшней власти Кыргызстана.
Итак, каковы же они - итоги смутного времени?
Неудержимо падает ВВП, и пока никто не предложил способа, как остановить кривую спада. А вот инфляция растет, но это не тот рост, которому нужно радоваться. Ибо ее непременный спутник - рост цен. Как говорится, пришла беда - отворяй ворота. Это как по принципу сообщающихся сосудов: увеличивается цена энергоносителей и тут же следует резонансный рост стоимости сельхозпродукции, промышленных товаров, импорта и услуг. Снижается покупательная способность населения, а это уже ведет к спаду производства. Электротарифы прежние, но планы концессионизировать гидроэнергетическую отрасль в конце концов заставят вспоминать о них с ностальгией.
Слабая экономика, полное пренебрежение законностью, широкомасштабный процесс передела собственности - главный отпугивающий фактор для внутренних и внешних инвесторов. Они к нам не то что не приезжают, начали покидать страну те, кто еще недавно устраивался у нас "всерьез и надолго". Все больше отечественных бизнесменов выводят капиталы и дело в Казахстан и Россию. Это приводит к тому, что происходит утечка мозгов - уезжают большей частью молодые профессиональные кадры, имеющие за плечами качественное российское или западное образование, перспективные специалисты, прошедшие большую школу реформ.
Разговоры про отток русскоязычного населения стали уже общим местом. Более того, на эту проблему наслаивается все усиливающееся мигрантское настроение самих кыргызов. Их бегство из страны связано не только с экономическими причинами, но в первую очередь - с политической обстановкой. Потеря перспектив развития, усиливающаяся криминализация общества, правовой беспредел - вот что гонит кыргызстанцев, и в первую очередь средний класс, из страны. Всех волнует потеря имиджа страны - из страны образованных, культурных, устремленных, гостеприимных людей мы за один день превратились в страну мародеров, погромщиков и популистов. Плюс к этому - волна сворачивания демократических реформ и процессов, которая накрыла свободу слова, политическую конкуренцию. Не ослабевает давление на Верховный суд, Центризбирком, Жогорку Кенеш - символы и носители законности и народовластия.
Все это создало унавоженную почву для сращивания криминала с властью. Коррупция, борьбе с которой в последние годы было отдано много сил, переживает второе рождение, ставя под угрозу существование государственности. Закономерный итог этого - передел собственности, национализация, реприватизация. Скандальный арест Джорджио Фиаккони, попытки захвата предприятий с участием российского и турецкого капитала, дестабилизация Кантского цементно–шиферного комбината, табачной фабрики "Реемтcма - Кыргызстан" - за рубежом очень внимательно и обеспокоенно следят за всем.
Кадровая неразбериха и чехарда, бесконечные смены руководителей, акимов и мэров. Замена Аскара Салымбекова Арстанбеком Ногоевым, Мыктыбека Абдылдаева - Муратом Суталиновым, Азимбека Бекназарова - Бусурманкулом Таабалдиевым, существование пяти вице–премьеров, чистки в госучреждениях по региональному признаку можно объяснить только политическим бессилием власти. Но все это меркнет перед серией заказных убийств, имеющих целью посеять анархию и страх, сделать их нормой политической жизни страны.
Все больше людей говорят о недопустимости дальнейшего насаждения террора, хаоса и беспредела на местах. На похоронах убитого депутата Баямана Эркинбаева раздавались открытые призывы противостоять наступлению безвластия. Народ протестует против криминала во власти и власти, погрязшей в криминале. Он уже подспудно чувствует, что его всего лишь цинично использовали в корыстных интересах. И платить за все это придется ему.
Неспособность президента, премьер–министра и парламента разделить полномочия между собой привела к параличу систему государственного управления. Полгода у нас нет работающего и работоспособного правительства, но все проблемы по привычке списываются на "тяжелое наследие акаевского режима". Как метко заметил адвокат первого президента Максим Максимович, "если у кого–то в огороде выпадет снег, то и в этом Акаев будет виноват".
Такое упорное нежелание властей предержащих взять наконец ответственность за происходящее в стране на себя не может не пугать.
Как говорится, не прошло и полгода...
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |