Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
А.Докучаева
В первую очередь выражаю признательность организаторам «круглого стола» за возможность принять участие в этом обсуждении, очень важном для российских соотечественников, проживающих в странах – участниках ЕврАзЭС.
Как отмечали многие выступавшие, состояние общего образовательного пространства – это индикатор степени реальной интеграции наших государств. В этой связи, тема нашего собрания – чрезвычайно актуальна для сообщества.
Разработка обсуждаемого проекта «Основы законодательства ЕврАзЭС об образования» (далее – Основы) означает готовность перейти от рекомендаций, которыми, по сути, являются различные модельные законы, к наднациональному законодательству ЕврАзЭС. Ведь после принятия Основ Сессией МПА ЕврАзЭС и ратификацией парламентами Основы станут законом во всех государствах ЕврАзЭС. Это знаменует существенную подвижку в настроениях участников ЕврАзЭС – в сторону реальной интеграции.
Проект Основ – первый в социальной сфере законодательный акт такого уровня, и, думаю, будет своеобразным ориентиром для других подобных проектов законодательных основ. В этой связи, очень важно отразить в тексте Основ гуманитарную сущность социального законодательства - человеческий фактор – для кого все это нужно. Об этом говорил спикер Жогорку-Кенеша г-н Текебаев. Общее образовательное пространство нужно гражданам наших государств для расширения возможностей для получения образования, в дальнейшем трудоустройстве. На мой взгляд, в проекте этот аспект не нашел должного отражения. Предлагаю дополнить часть 1.1.2. раздела 1.1. «Понятия и цели» проекта Основ следующими положениями:
«Настоящие Основы имеют целью: …
- расширение возможностей для получения образования гражданами стран-участников ЕврАзЭС;
- обеспечение мобильности квалифицированных трудовых ресурсов на пространстве ЕврАзЭС».
Не сомневаюсь, что все собравшиеся понимают роль и значение русского языка для существования общего образовательного пространства, о чем замечательно сказал профессор Орусбаев. Ничуть не ущемляя права развивать национальные системы образования в странах ЕврАзЭС, нельзя забывать о провале амбициозного проекта строителей Вавилонской башни, когда они забыли общий язык. В Основах законодательства должна найти отражение необходимость обязательного изучения в образовательных учреждениях государств-членах ЕврАзЭС русского языка, как рабочего языка ЕврАзЭС. В этой связи предлагаю иную формулировку п.1.5.3. раздела «Язык (языки) обучения в образовательных учреждениях и организациях» проекта Основ. В проекте этот пункт сформулирован следующим образом: «За русским языком сохраняется статус рабочего языка ЕврАзЭС». На мой взгляд подобная формула не является компетенцией данного законодательного акта. Закрепление за русским языком статуса рабочего языка ЕврАзЭС отражено в Уставе ЕврАзЭС. Предлагаю следующую редакцию п. 1.5.3. Основ:
«Государства-члены ЕврАзЭС обеспечивают в национальных образовательных учреждениях обязательное изучение русского языка, как рабочего языка ЕврАзЭС».
Вторая проблема, на которую хочу обратить внимание уважаемого собрания, касается практических шагов по сохранению общего образовательного пространства на практике. Как мы знаем, разработка законодательных основ – дело не быстрое. Поэтому параллельно с юридическими разработками должны предприниматься меры по обоюдному открытию систем образования стран-участниц ЕврАзЭС для граждан наших стран. Однако реальность преподносит совсем другие примеры. Так, из-за нестыковки учебных программ, введения ЕГЭ дети, оканчивающие школу вне России, практически лишены права поступления в российские вузы наравне с россиянами, хотя такое право им формально предоставлено. А людям, получившим профессиональное образование в одной из стран ЕврАзЭС, очень трудно легализовать свой статус в другом государстве ЕврАзЭС. О многих проблемах в этом деле также говорил г-н Богдашев. Если такая, мягко говоря, «плохая» практика будет и впредь противоречить хорошим законам, то «пока травка подрастет – лошадка с голоду помрет», как в далекие времена устами Гамлета заметил Шекспир. То есть, пока общее образовательное пространство будет обеспечено «де-юре», оно перестанет существовать «де-факто».
Но есть «и на нашей улице праздник». Отрадно было услышать, что, наконец, после десяти лет разговоров, в сентябре с.г. подписано соглашение между странами ЕврАзЭС о порядке легализации дипломов о высшем образовании. О весьма важном опыте, который реализуется в Казахстане мы узнали от г-на Алимжанова и г-жи Сулейменовой. Предлагаю рекомендовать другим членам Сообщества перенять казахстанский опыт по привлечению иностранных профессорско-преподавательских кадров и введению налоговых послаблений для образовательных учреждений.
Мы имеем проект Рекомендаций сегодняшнего «круглого стола». Предлагаю дополнить Рекомендации следующими пожеланиями для стран-участниц ЕврАзЭС:
«1) Развивать систему привлечения в образовательные учреждения профессоров и преподавателей из государств – партнеров по ЕврАзЭС.
2) Обеспечивать налоговые льготы для образовательных учреждений в целях обеспечения экономических условий их успешной деятельность, учитывая опыт Казахстана и Европейских государств в этом направлении».
И еще одно, последнее предложение в Рекомендации. Думаю,
что все согласятся с тем, что России принадлежит ведущая роль в обсуждаемой
проблеме – жизни общего образовательного пространства на просторах
ЕврАзЭС. Российская Федерация осуществляет программу
предоставления для граждан СНГ и Прибалтики грантов для обучения в
российских вузах и получения послевузовского образования. Но, если число таких
грантов, приходящееся на каждую из бывших союзных республик, исчисляется
десятками, то другие государства, которые не скрывают своих интересов на
постсоветском пространстве (в частности США, а в азиатской части – и Турция)
предоставляют не десятки, а сотни и тысячи мест в своих учебных заведениях для
бесплатного обучения. Прошу включить в Рекомендации Обращение к Государственной
Думе России об увеличении в бюджете на 2006 год, как минимум, в два раза
расходов на международную деятельность в части выделения грантов на
обучение в России граждан государств-членов ЕврАзЭС, и шире – СНГ и
Прибалтики.
При всех внутрироссийских проблемах – это направление стратегически важно и инвестиции в него существенно приоритетнее, чем - в американскую экономику, что делается сейчас.
Спасибо за внимание.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |