Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Комплекс работ по поддержке и продвижению русского языка был положен в основу образовательного раздела «Программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы». В декабре 2004 года на заседании коллегии Департамента образования, рассмотревшем ход реализации поддержки соотечественников за рубежом, был принят План основных мероприятий Департамента образования города Москвы по поддержке соотечественников в странах СНГ и Прибалтики средствами образования на 2004-2005 гг., в соответствии с которым и осуществлялась деятельность департамента.
Основными направлениями работы Департамента образования города
Москвы по поддержке русского языка и образования на русском языке в текущем году являлись следующие:
1. Проведение четвертого Совещания директоров русскоязычных школ;
2. Повышение квалификации, стажировка и переподготовка на курсах повышения квалификации в МИОО;
3. Проведение П-го Международного форума пушкинских школ;
4. Проведение Международных летних школ русского языка;
5. Проведение Открытой международной олимпиады для школьников стран СНГ и Прибалтики по русскому языку с финалом в Москве;
6. Прием и обучение в московских вузах детей соотечественников;
7. Обмен группами педагогов и учащихся партнерских школ-побратимов;
8. Поддержка деятельности славянских университетов в странах СНГ и Прибалтики;
9. Оказание помощи в учебной и учебно-методической работе путем поставки учебной литературы на русском языке;
10. Содействие в поставке компьютерных классов и организация центров дистанционного образования;
11. Участие в проведении Пушкинского конкурса «Я русский бы выучил, только зачем?..»;
12. Содействие в реализации программы «Стипендия Мэра Москвы» и программы «Московский аттестат» и др.
13.Развивается и общественное движение - Международное педагогическое общество в поддержку русского языка (МПО).
***
1. Очередное 1У-ое Международное совещания директоров школ с преподаванием на русском языке было проведено 23-27 марта 2005 года. Суще ственным отличием этого совещания стало значительное расширение географии представительства участников совещаний за счет стран «традиционного» зарубежья. Если в 2004 году в совещании участвовали представители 21 страны, в том числе всех стран СНГ и Балтии и шести стран Восточной и Западной Европы, то в 2005 году число стран «традиционного» зарубежья увеличилось до пятнадцати. Участники совещания 2005 года отметили, что существенное расширение географии представительства участников Совещания свидетельствует о растущем интересе к изучению русского языка в странах традиционного зарубежья. В этой связи расширяются цели и методы изучения русского языка не только как родного и как иностранного, но и как языка семьи в иноязычном окружении.
По материалам данного совещания был подготовлен сборник материалов «Русский язык без границ», содержащий значительное количество и дополнительной информации (демонстрируется).
Участники Международного совещания, проходившего накануне великого праздника - 60-летия Победы над фашизмом, работники образования из 32 стран Европы и Азии и учащаяся молодежь Москвы обратились с благодарностью к ветеранам фронта и тыла, ко всем, кому мы обязаны сегодня независимостью и мирной жизнью: Мы обращаемся к молодежи и людям среднего возраста, ко всем тем, кто реально влияет на умы и сердца людей: НУЖНО СОХРАНИТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПАМЯТИ, и в этом наша моральная обязанность, человеческий и исторический долг. Мы заявляем о нашей решимости отстоять мир, позаботиться о воспитании молодежи и будущих поколений на героических традициях народов, отстоявших независимость и свободу, в духе культуры мира, гармонии и согласия.
В соответствии с утвержденной Правительством Москвы 6 сентября 2005 года Комплексной целевой среднесрочной программой осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы в дальнейшем практика проведения подобных международных совещаний директоров школ будет продолжена.
2 . Продолжалось и проведение курсов повышения квалификации и стажировок педагогов из стран ближнего и дальнего зарубежья. В 2005 году на курсах в МИОО побывало почти 1000 человек - преподавателей соотечественников из Украины, Казахстана, Молдавии, Грузии и других стран СНГ и Балтии, а также из 7 стран дальнего зарубежья.
3. Наиболее значимой просветительской акцией текущего года в сфере поддержки русского языка и русской культуры явился проведенный 25-29 сентября Международный форум пушкинских школ. Акция осуществлена Департаментом образования совместно с Департаментом международных связей города Москвы и Комитетом образования Санкт-Петербурга с участием руководителей и педагогов зарубежных школ, а также юных победителей ре гиональных и международных конкурсов по пушкинской тематике из 28 стран. Рабочие заседания и другие мероприятия форума убедительно подтвердили актуальность поддержки русской культуры за рубежом, высокий интеллектуальный потенциал многих зарубежных школ с изучением русского языка и преподаванием на русском языке, близость их концептуальных подходов и целесообразность обмена опытом учебно-методической работы с участием московских ученых и специалистов. По материалам форума будет подготовлен специальный сборник. В порядке подготовки к этой форуму в мае 2005 года при содействии правительства Москвы в г. Львове (Украина) состоялся XV Международный пушкинский конкурс учащейся молодежи Украины, Белоруссии, Польши и города Москвы. Принято решение о проведении такого форума один раз каждые два года.
4. Международная летняя школа русского языка проведена в Москве в третий раз. Итоги работы школы и отзывы ее зарубежных участников позволяют отметить ее позитивные результаты. Департамент образования признателен возглавляемому Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Л.И. Швецовой оргкомитету по подготовке и проведению Школы за помощь и поддержку и благодарит представителей подразделений Правительства города Москвы, ведомств и организаций, внесших свой вклад в ее успешное проведение.
МИД РФ и Департамент международных связей города Москвы оказали значимую поддержку при формировании международного состава участников. Главное управление внутренних дел города Москвы и Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве обеспечивали безопасность проживания детей. Префектуры административных округов города Москвы оказали существенную поддержку в материально-техническом оснащении школы.
Кроме того, набирают силу подобные окружные летние школы, проводимые в административных округах окружными управлениями образования. В этом году такие школы прошли в Центральном, Северо-Западном, Юго-Западном, Восточном округах с участием делегаций подшефных регионов и стран.
Департамент образования, с Вашего согласия, Людмила Ивановна, приступил к подготовке очередной IV Международной школы русского языка (июль 2006 года, ДСОЛ «Московия»). Считаем, что есть возможность расширить контингент зарубежных участников школы и включить в список стран-участниц Бразилию, Японию, Китай, Испанию, Египет, Сирию, Анголу и Мозамбик, сохранив при этом общий численный состав.
5. Открытая международная Олимпиада школьников по русскому языку: привлекла к себе внимание более 9 тысяч школьников. В 2005 году посеще ние сайта данной школы превысило число в 200 тысяч посещений. В январе 2005 года на очередной очный тур Олимпиады прибыли 45 участников с родителями или учителем, что явилось них поощрением. А двое участников приглашены для дальнейшего продолжения обучения в вузах Москвы.
6. В настоящее время в вузах Департамента образования обучаются 92 студента-соотечественника из стран ближнего и дальнего зарубежья.
7.
Побратимские связи осуществляются в настоящее время со многими школами. На
основе межшкольных договоров осуществляются взаимные поездки учащихся в разные
страны и проводится прием учащихся в Москве. По линии окружных управлений
образования на регулярной основе осуществля
ется
обмен группами педагогов и учащихся школ-побратимов с Белоруссией (Восточный,
Западный, Северо-Западный учебные округа) и Украиной (Северо-Восточный,
Восточный, Юго-Западный учебные округа), установлены прямые профессиональные
связи с опорными школами в Грузии (Центральное ОУО), Казахстане (Юго-Восточное
ОУО), Латвии (Центральное ОУО), Молдавии (Северо-Восточное ОУО), Узбекистане
(Западное ОУО), Эстонии (Северное ОУО).
8. Славянские университеты: в 2005 году продолжалась работа со Славянскими университетами в странах СНГ. Представители университетов принимали участие в проведении семинаров, круглых столов, стажировок преподавателей и т.д.
9. В этом году Правительством Москвы в совокупности было выделено на реализацию программ по оказанию гуманитарной помощи школам с преподаванием на русском языке за рубежом учебной и учебно-методической литературой 14 млн. руб. Основное внимание уделяется обеспечению литературой русскоязычных школ стран СНГ и Балтии, а также дальнего зарубежья - Великобритании, Болгарии, Боливии, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Испании, Франции, Австрии, Швейцарии, Италии, Македонии, Польши, Мальты, Южной Кореи и др. В настоящее время учебники и учебные пособия в основном отправлены в количестве около 140 тыс. экземпляров.
10. В соответствии с Договором о дистанционном повышении квалификации учителей школ стран СНГ и Балтии с русским языком обучения Московский институт открытого образования провел обучение по русскому языку и литературе 124 преподавателя и по информатике 64 преподавателя, всего 188 преподавателей при плане 180 человек. Все преподаватели успешно сдали предусматриваемые контрольные мероприятия и курсовые работы.
11. Традиционно проведен совместно с «Российской газетой» конкурс «Я русский бы выучил, только зачем?..». В конкурсе приняли участие более 180 преподавателей из которых пятьдесят учителей-победителей в сентября 2005 года прибыли в Москву и приняли участие в круглых столах и в уроках в московских школах.
12.
Продолжается работа проекта «Московский аттестат», который курируют
непосредственно подразделения Департамента международных связей города Москвы
совместно с «Открытой русской школой». В этом году 178 учеников получили
московские аттестаты и из них 156 выпускников поступили
в
московские вузы. Департамент образования готов подключить к этой работе еще
несколько школ с научно-методическим сопровождением со стороны МИОО.
13. Одной из наиболее крупных инициатив, направленных на укрепление и расширение международного сотрудничества Москвы и зарубежной педагогической общественности в сфере продвижения русского языка является создание в марте прошлого года Международного педагогического общества в поддержку русского языка (МПО).
С марта 2005 года Международное педагогическое общество в поддержку русского языка является членом Международного совета российских соотечественников.
Следует подчеркнуть, что создание целевой общественной структуры в сфере международного сотрудничества Москвы по проблемам русскоязычного образования позволяет в определенной мере изменить сам характер этого сотрудничества, повысить его эффективность за счет привлечения инициатив широкого круга специалистов стран-партнеров. Более того, большинство наиболее перспективных и существенных инициатив могут реализовываться в рамках деятельности МПО, опираясь на его возможности налаживания координации в практических вопросах международного взаимодействия.
Состоявшееся в марте с.г. в Москве заседание координационного совета МПО предложило провести ряд представительных встреч по актуальным проблемам поддержки и продвижения русского языка:
- международной конференции «Русский язык как средство межнационального общения в странах Центральной Азии» (готовиться в настоящее время проведение в Ташкенте);
- международный семинар «Славянский университет и школьное образование на русском языке»;
- международного «круглого стола» по теме «Положение русского языка и преподавания на русском языке за рубежом. Возможности использования международного опыта» (предполагается провести по инициативе общественных организаций и при поддержке Министерства образования Молдавской Республики на территории Молдавии с приглашением участников из Белоруссии, Болгарии, Украины, России, Румынии). Подготовительная работа по его проведению осуществляется его участниками и Международным педагогическим обществом в поддержку русского языка с участием Департамента образования города Москвы;
- международного семинара-практикума «Формирование моделей культурно-языковой интеграции и билингвального образования русскоязычной молодежи»;
- международной встречи по проблемам организации и методики русскоязычного обучения в негосударственных образовательных учреждениях стран «традиционного» зарубежья.
Эти предложения одобрены IV Международным совещанием и отражены в его итоговом документе. В планах работы МПО имеется еще достаточно много мероприятий по поддержке и развитию движения за продвижение русского языка за рубежом.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |