Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Белорусский рынок, 3 - 10 октября 2005
Павлюк Быковский
Правящий режим признает, что находится в состоянии информационной войны. На прошедшем 30 сентября заседании Совета безопасности были утверждены План строительства и развития Вооруженных Сил на ближайшую пятилетку и Государственная программа вооружения на 2006-2015 гг. Кроме того, был рассмотрен, но отправлен на доработку проект Концепции информационной безопасности.
Как отметил председательствовавший на заседании Совета безопасности президент Беларуси, подобных документов в области военной составляющей обеспечения безопасности страны раньше не готовилось. Государственная программа вооружения на 2006-2015 гг., по словам А. Лукашенко, направлена на то, чтобы обеспечить согласованность задач военного строительства с целями военно-технической политики по модернизации имеющегося в войсках вооружения. "Планов и наработок предостаточно. Главное — эффективно их реализовать, — подчеркнул президент. — Государственный военно-промышленный комитет обязан решить задачи по оснащению армии, всех воинских формирований страны современными вооружением и техникой".
Впрочем, А. Лукашенко считает маловероятной открытую военную угрозу против Беларуси: "Это — последний рубеж, это последний этап, маловероятный, дай Бог, в нашей жизни, нереальный. Вряд ли кто-то сегодня решится в открытую, с использованием оружия воевать с нашим государством, с нашей страной. Думаю, что это нереально, но мы должны быть готовы ко всему".
Реальной же глава государства считает другую угрозу, и борьбе с ней было посвящена вторая половина заседания Совета безопасности. Пресс-служба президента освещает ее скупо, зато Белорусское телевидение — с размахом. Сообщается, что "к членам Совета безопасности присоединились мэр Минска и руководители трех белорусских телеканалов. Им предстояло обсудить проект Концепции информационной безопасности Республики Беларусь".
Забегая вперед, отметим, что собственно обсуждение документа прошло за закрытыми дверями, неизвестно также, почему концепция отправлена на доработку — что в ней есть и чего ей, по мнению правящего режима, не хватает. Достоянием гласности стало только заявление главы государства: "Против нашего государства развязана информационная война".
Президент с экранов телевидения полемизировал с неизвестным оппонентом, доказывая, что "если кто-то думает, что обеспечивать информационную безопасность должны теле-, радиоканалы и газеты, журналы, то тот глубоко заблуждается". А. Лукашенко назвал государственные СМИ важнейшим инструментом обеспечения информационной безопасности, но не единственным. В списке задействованных были названы и сам президент, и правительство, а главными координаторами — Администрация президента и госсекретариат Совета безопасности.
Как отметил президент, пока белорусам удается сдерживать информационные атаки и противостоять им. Но налицо элементы несогласованности действий госорганов, не все резервы эффективно используются. По словам А. Лукашенко, именно с информационных атак начинались все военные конфликты, развязанные в последнее десятилетие Соединенными Штатами; западные государства активно используют информационную инфраструктуру для продвижения своих геополитических интересов. "Запад и подконтрольная ему так называемая белорусская оппозиция не жалеют усилий для поиска новых способов формирования негативного общественного мнения и распространения о нашей стране деструктивных сведений, — утверждает А. Лукашенко. — Реальностью становится создание так называемого информационного, я бы сказал, дезинформационного кольца вокруг Беларуси. Они стремятся разжечь национальную (мы это видели на примере так называемого польского вопроса) и религиозную вражду в нашем обществе, внедрить в сознание людей идею о якобы неспособности власти эффективно управлять государством".
Отдельно президент остановился на прошедшем 22-23 сентября в Вильнюсе семинаре по вопросам Беларуси, организованном Парламентской ассамблеей НАТО и литовским сеймом. На семинаре, в числе прочего, обсуждались формы поддержки Евросоюзом независимых СМИ в Беларуси и условия возможного независимого вещания на Беларусь. "Очень показателен последний пример: под эгидой НАТО, структур НАТО, несколько дней назад в Литве прошел так называемый семинар по Беларуси. Рассматривались, прежде всего, информационные вопросы, направления информационного удара против нашей страны", — отметил А. Лукашенко.
Участие в семинаре стало поводом для критики политических оппонентов главы государства. "Вы увидели, что самые ярые враги нашей страны, и это мы обязательно должны довести до наших граждан через СМИ, я попросил передать материалы эти в СМИ, чтоб люди видели, что такое наша оппозиция, их ведущие, так называемые будущие единые кандидаты, — заявил А. Лукашенко. — Что они предлагают? Закрыть нашим товарам путь на Запад (они упрекают Европу, что они у нас, дескать, покупают товары гражданского происхождения). Они предлагают и настаивают на блокировании нашей страны!".
Государственные СМИ, конечно, взяли под козырек и осветили точку зрения правящего режима на политическую оппозицию, как, собственно, делали и раньше. На войне как на войне, позиция "ярых врагов" в государственных СМИ не отражена — не до объективности, когда приходится отбивать "информационные атаки".
Кстати, в чем они заключаются и что понимают под Концепцией информационной безопасности участники заседания Совбеза? "Это общепринятое обозначение какого-то комплекса информационных действий, — объяснил в интервью "БР" генеральный директор ЗАО "Столичное телевидение" Александр Зимовский. — Это не только воздействие на СМИ, но и на компьютерные сети, системы доставки информации и на информационное поле в целом. Говорить о том, что в данном случае Беларусь изобретает велосипед, наверное, не стоило бы. Дескать, придумали жупел информационной безопасности и пытаемся этим мотивировать какие-то свои шаги. Коль скоро существует понятие информационной войны, значит, должно существовать понятие, позволяющее действовать в условиях этого. Это очевидно для любого государства".
По словам А. Зимовского, любая страна пытается распространять свое информационное влияние за свои пределы. "Мы должны каким-то образом наращивать свое присутствие хотя бы в сопредельных странах, — говорит руководитель телеканала. — Если помните, такой термин у нас возник — "пояс добрососедства". Если вокруг нас, в Украине, Польше, Прибалтике, люди, которые живут в непосредственной близости к Беларуси, будут больше и лучше узнавать о нашей стране, причем узнавать будут правду, а не так, как ее тенденциозно освещают СМИ, то эти люди никогда не поддержат действия политиков, направленные антибелорусски. Они будут видеть, да, это нормальная страна, здесь не происходит никаких кровавых событий, что она динамично развивается экономически, люди живут лучше, — вряд ли у них возникнут какие-то подозрения по отношению к белорусам, враждебность и т. д. Вот это есть элемент информационного противоборства".
Собеседник "БР" достаточно спокойно оценил возможности иностранного вещания на Беларусь: "Вещание на Беларусь не прекращалось никогда... Но информация о стране всегда приходит из страны. Если поляки, украинцы или литовцы будут нам, белорусам, рассказывать о том, почему нам жить плохо или хорошо, — ну, это ничего не вызывает кроме смеха".
Из слов А. Зимовского следует, что обеспечение информационной безопасности в первую очередь подразумевает белорусское иновещание на зарубежные страны с целью создания "пояса добрососедства" — как бы в ответ на "кольцо дезинформации".
Независимый политолог Валерий Карбалевич, комментируя по просьбе "БР" обсуждавшийся на Совете безопасности вопрос, пришел совсем к иным выводам: "Заседание Совета безопасности — прямой результат семинара в Вильнюсе. Об этом сказал сам Лукашенко. Главный вопрос — информационная безопасность, в том упрощенном понимании, при котором расширение информации среди населения о происходящем в Беларуси трактуется как информационные атаки, требующие противодействия, контрпропаганды. Возможно, ситуация с преследованием "Народнай волi" — один из первых шагов обеспечения информационной безопасности в их понимании".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |