Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Белорусская газета, 3 октября 2005
Сергей Жбанов
Иностранный инвестор не проявляет должного интереса к акциям ведущих белорусских банков. И поскольку привередливые покупатели находятся вне сферы административного влияния Нацбанка, правлению главного банка страны ничего не оставалось делать, как 23 сентября принять постановление, настоятельно рекомендующее продавцам активизировать процесс привлечения иностранных инвестиций в уставные фонды комбанков.
Постановление также призывает банки начать (совместно с республиканскими и местными органами власти) поиск перспективных инвестпроектов, реализация которых заинтересует иностранных кредиторов. Новым документом Нацбанк просто напомнил комбанкам о взятых в конце 2004г. обязательствах по привлечению в текущем году $1 млрд. в виде инвестиций, включая $120 млн. в уставные фонды банков.
Эти обязательства зафиксированы в плане совместных действий Минэкономики и Нацбанка по выполнению прогнозных параметров экономического развития страны в 2005г., предусматривающем снижение доли государства в уставных фондах комбанков с целью увеличения ресурсной базы и приближения доли участия иностранного капитала в белорусской банковской системе к стандартам ВТО.
Принятым совместным планом мероприятий было предусмотрено как получение суверенного рейтинга республики в 1 квартале 2005г., так и последующая распродажа небольших пакетов акций «Беларусбанка», «Белагропромбанка», «Белпромстройбанка», «Белинвестбанка», а заодно и крупных пакетов акций «Белвнеш-экономбанка», «Межторгбанка» и «Паритетбанка».
Но инвестиционный год не задался. План по иностранным инвестициям стал рушиться сразу после того, как президент страны, не получив гарантий на высокий суверенный рейтинг от международных агентств, испугался пустой траты денег и «т.н. «экспертов», которые будут таскаться по стране, изучая ситуацию, и повезут информацию в США». В итоге на присвоении рейтинга деньги страна сэкономила, а иностранные инвестиции, как и предсказывал президент, в нашу страну «не потекли». Более того, они утекают.
Динамику «оттока средств нерезидентов из банковской системы» подтвердил в интервью «Интерфаксу» начальник главного управления банковского надзора Нацбанка Сергей Дубков. По его данным, привлеченные банками средства нерезидентов за 7 месяцев 2005г. сократились на 10,1%, а их доля в ресурсной базе банковской системы снизилась с начала года с 9% до 7,2%. На этом поприще особо отличились ведущие банки страны: «Беларусбанк», «Белвнешэкономбанк», «Приорбанк» и «Белинвестбанк».
На системообразующие банки также возлагалась обязанность в 2005г. за счет прямых иностранных инвестиций увеличить уставные фонды на $5 млн. А в целом прямые иностранные инвестиции в уставные фонды банков в текущем году должны были возрасти в 2,5 раза и составить $31,2 млн. Но об этом можно только мечтать, поскольку доля иностранного капитала в совокупном уставном фонде комбанков сократилась за 8 месяцев т.г. с 11,8% до 11,63%. И эта доля в 2,6 раза больше, чем в 2001г. Тем и утешимся.
Дубков тоже не растерялся и объяснил ситуацию тем, что новые валютные ресурсы подорожали и уже не столь привлекательны по сравнению с белорусскими деньгами, а ранее поступившие средства из-за рубежа были привлечены на короткий срок и наступает время их возврата.
Но к концу года положение дел на этом участке борьбы за иностранные деньги будет исправлено. Макроэкономические условия, по мнению начальника главупра Нацбанка, для этого уже созданы: «Устойчивый экономический рост и финансовая стабилизация, включая укрепление нацвалюты и снижение инфляции». Дело осталось за малым: нужны валютоокупаемые бизнес-проекты и некоторые институциональные условия для иностранных инвесторов на долгосрочную перспективу.
К числу необходимых условий Дубков отнес получение суверенного кредитного рейтинга, снижение налоговой нагрузки до уровня стран-соседей, стабильное законодательство, активизацию процесса приватизации, развитие финансовой инфраструктуры инвестиционной деятельности и «иные меры структурного характера». В общем, еще чуть-чуть, да еще немножко.
Однако как только Сергей Дубков пояснил, что на II полугодие 2005г. правительством запланированы не только переговоры с международными рейтинговыми агентствами «для получения гарантированного рейтинга», но и «подготовка информационного меморандума для определения предварительного прогнозного значения рейтинга Беларуси», возникло ощущение дежа вю. Год тому назад те же самые задачи были закреплены в плане совместных действий, но президента, как известно, не устроили гарантии низкого рейтинга.
Что же касается разговоров о снижении налогового пресса до уровня приграничных стран, развитии финансовых институтов и финансовых рынков, активизации процесса приватизации, то эти притчи страна слышит уже более 10 лет и успешно противостоит их «огульному» характеру.
За это время в республике сконструирована такая модель управления экономикой, где правительство, руководствуясь вечно актуальной фразой президента о том, что «проблемы с инвестициями, особенно иностранными, в Беларуси нет», национализировало все ключевые предприятия вместе с инвестиционными рисками. И в этой системе нет места иностранному инвестору, живущему по правилам рыночной экономики и не желающему авантюрно финансировать процесс управления чужой собственностью. Соблюдение этих правил сторонами позволяло говорить о наличии своеобразной гармонии интересов белорусского государства и иностранных инвесторов.
Выступая с инициативами по активизации притока в банковскую систему средств нерезидентов, Нацбанк рискует нарушить установившуюся гармонию ради ничтожного увеличения инвестиционных возможностей банковской системы. На большие расходы иностранные инвесторы не пойдут, да и те обложат такими страховыми гарантиями, что дешево не покажется.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |