Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Об одесских консультациях и не только

6 октября 2005 г., «Молдова Ази»

Оазу Нантой

Встреча посредников в приднестровском урегулировании с представителями Республики Молдова и приднестровской администрации, состоявшаяся 26-27 сентября в Одессе после длительного перерыва "холодной войны" между Кишиневом и Тирасполем, окончилась все же некоторыми конкретными результатами. Главный из них - решение о возобновлении переговоров, следующий раунд которых должен состояться 27-28 октября 2005 г. в Кишиневе и Тирасполе. Однако отныне они будут проходить уже в формате "5+2" с участием представителей Европейского Союза и США, чьи права и обязанности в рамках переговоров будут определены протоколом, разработанным миссией ОБСЕ в Молдове. Однако в последнее время произошел еще ряд событий, связанных с приднестровским конфликтом.

Кишинев начал бесплатную выдачу жителям Левобережья документов, подтверждающих гражданство Республики Молдова. Это говорит о стремлении обеспечить численное превосходство граждан Республики Молдова в перспективе проведения демократических и репрезентативных выборов в регионе.

Глава миссии ОБСЕ в Молдове, Вильям Хилл, однозначно заявил о том, что назначенные на 1 ноября с.г. выборы в "верховный совет" Приднестровья не будут признаны свободными и демократическими, спровоцировав тем самым нервную реакцию Тирасполя. Она выразилась в хулиганской выходке профашистской организации "Прорыв", сбросившей 27 сентября флаг ОБСЕ со здания представительства ОБСЕ в Тирасполе.

Наконец, 3 октября 2005 г., по истечении более четырех лет с момента, когда Кишинев лишил режим Смирнова таможенной печати Республики Молдова, ожидается принятие Советом ЕС окончательного решения по поводу установления с 1 декабря мониторинга молдо-украинской границы с участием ЕС. Безусловно, термин "мониторинг" пока не гарантирует, что границу будут пересекать лишь товары, сопровожденные таможенным обеспечением Республики Молдова. Однако это не значит, что терпению ЕС когда-нибудь не наступит предел, и он не применит, наконец, этот "дамоклов меч".

Не менее значимым является недавнее дипломатическое турне президента Воронина по прибалтийским странам, где в каждой столице прямо ставился вопрос о поддержке Молдовы в решении приднестровского конфликта. Похоже, таким образом Воронин пытается компенсировать непростительную внешнеполитическую пассивность предыдущих правительств Молдовы. Он стремится создать промолдавское лобби внутри ЕС, который становится все более заинтересованным в решении приднестровского конфликта. Президент учитывает тот факт, что Страны Балтии занимают активную позицию в ЕС и не успели забыть, что такое "свет с Востока".

Состоявшийся 21 сентября визит Владимира Воронина в Киев также является частью этого сложного сплетения геополитических игр и соперничества интересов различных стран. Если государства Балтии определили свою позицию по отношению к России и окончательно порвали с прошлым, получив членство в НАТО и ЕС, то в нынешней Украине дела в этом смысле обстоят далеко не так однозначно. 21 сентября в Украине еще не было правительства, и было очевидно, что украинское общество переживает болезненный период расставания с иллюзиями, спровоцированными "оранжевой революцией". Кроме всего прочего, 1 января 2006 г. в Украине вступит в силу политическая реформа, в результате которой ряд компетенций перейдут от президента страны к Верховной Раде (Парламенту). Помимо этого, Украина уже вступила в кампанию по очередным выборам в Верховную Раду, назначенными на март 2006 года, и сегодня никто не может с уверенностью сказать, как будет выглядеть мажоритарная коалиция после этих выборов. В такой ситуации, похоже, намерения Киева взять на себя роль регионального лидера путем перенимания инициативы в решении приднестровского конфликта ушли на второй план. Тем более что данные инициативы выявили непоследовательное поведение некоторых людей, пришедших к власти в результате "оранжевой революции". Объявив о приверженности европейскому курсу, Киев, по неизвестным причинам, не присоединился к решению ЕС и США о запрете перемещения по их территориям ряда представителей администрации "пмр". Кроме того, документы, призванные прекратить прохождение через приднестровский участок молдо-украинской границы товаров без таможенного обеспечения Республики Молдова, принятые украинским правительством 26 мая 2005 г. (Постановление №400; Положения № 164-r и № 165-r), не выполняются украинскими таможенниками до сих пор! В ходе "официального визита" Игоря Смирнова в Киев, 14 июля с.г., Виктор Ющенко пообещал ему отсрочить введение в действие указанных постановлений. Но на каких условиях и на какой период? В то же время на пресс-конференции по итогам встречи с Владимиром Ворониным Ющенко не высказался против позиции Кишинева, в том числе относительно Закона от 22 июля с.г. об основных принципах юридического статуса Приднестровья. А в ходе встречи с руководителями парламентов североевропейских и Прибалтийских стран, состоявшейся 30 сентября 2005, Виктор Ющенко, похоже, отстранился от ведущей роли в решении приднестровского конфликта, сделав следующее заявление: "Думаю, что эта ситуация давно перестала быть только проблемой Молдовы и ее соседей. По моему мнению, вопрос касается европейских проблем".

Так или иначе, возвращаясь к одесским консультациям, следует отметить, что многое осталось неясным. Поддерживая на уровне деклараций "план Ющенко", российская делегация воспользовалась случаем и попыталась вручить участникам консультаций собственные предложения по поводу основных принципов, направлений и этапов приднестровского урегулирования. Не секрет, что этот документ объемом более 200 страниц (так в тексте) предлагает ту же федерализацию Молдовы, вопреки Закону от 22 июля, принятого Парламентом Молдовы.

Столь же очевидно и соперничество между двумя антагонистскими подходами к вопросу демократизации левобережья Днестра. Исходя из аксиомы, что демократия может существовать только в правовом государстве, Закон от 22 июля создал юридические рамки для демократизации Приднестровья путем распространения на него суверенитета Республики Молдова. В то время как другие, в частности, авторы украинского плана, предлагают демократизировать Приднестровье как государство, отдельное от Республики Молдова, и признать свободными и демократическими уже выборы, намеченные на 11 декабря.

Иными словами, и в рамках формата "5+2" за столом переговоров будет продолжаться борьба интересов. Ясно, что переговоры - это верхушка айсберга, и что многие вопросы решаются за кулисами переговорного процесса, в том числе в других столицах.

Важно, чтобы Республика Молдова имела твердую, хорошо аргументированную позицию, и настойчиво проводила ее всеми путями, предоставляемыми ей статусом независимой страны. Важно не дать забыть о том, что мы, граждане Республики Молдова, имеем приоритетное, по сравнению с государственным преступником Игорем Смирновым, право быть информированными о предлагаемых решениях, касающихся будущего нашего государства. Банда Смирнова так или иначе уйдет, а нам предстоит жить в воссоединенной стране.

Важно и дальше сохранять политический консенсус по вопросу реинтеграции страны. Только в этом случае руководство Молдовы, в отличие от режима Игоря Смирнова, сможет рассчитывать на поддержку всего общества, в том числе патриотов Молдовы с левобережья Днестра. Только при таких условиях можно рассчитывать на поддержку ЕС и США, и нас перестанут вынуждать принимать чужие рецепты, призванные проводить чужие интересы.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ