Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
03.10.2005. Globalrus.ru
Андрей Грозин
США возбуждают уголовное дело против Каримова
Американцы грозят президенту Узбекистана Исламу Каримову международным судебным преследованием - в Конгресс внесен проект резолюции, требующей возбуждения дела в Международном уголовном суде против узбекского лидера в связи с подавлением попытки мятежа в Андижане. Одновременно Госдеп ввел санкции против Ташкента, полностью прекратив выплату ему финансовой помощи, а министры иностранных дел ЕС в ходе встречи в Люксембурге проголосовали за резолюцию о наложении эмбарго на продажу оружия Узбекистану, сокращении объемов помощи и запрете на въезд официальным лицам этой страны в европейские страны.
Ясно, что такой жесткий прессинг на недавнего “стратегического партнера” Вашингтон осуществляет отнюдь не из идеалистических соображений. Это авторы законопроекта о ситуации в Узбекистане конгрессмены-демократы Уильям Делахант и Ллойд Доггетт могут сколь угодно утверждать, что США не следует поддерживать “брутальный и смертоносный режим”, чтобы не потерять свою "моральную чистоту” и не дать “повод обвинять США в лицемерии". Моральную чистота США – это очень обширная тема. Значительная часть населения нашей планеты, мягко говоря, вообще имеет серьезные сомнения в наличии у руководства “вашингтонского обкома” каких-либо моральных свойств. Впрочем, оправдывать свою “маленькую женскую месть” Ташкенту Штаты могут любыми красивыми словами.
Ни для кого, хотя бы отчасти знакомого с ситуацией в Центральной Азии, не секрет, что в 2001 – 2002 гг. политическая система, сложившаяся в Узбекистане абсолютно ничем не отличалась от ее же сегодняшней. Однако в Вашингтоне сочли вполне возможным и даже весьма желательным заключить и договоренности о “стратегическом партнерстве” и развернуть на базе в Ханабаде самый крупный американский военный объект в регионе (и в территориальном плане, и по количеству военнослужащих и техники). Более того, в Ханабаде разместили мощный разведывательный центр, с подчиненной спутниковой группировкой, ориентированный после разгрома талибов совсем не на Афганистан.
С “брутальным и смертоносным” режимом еще с середины 90-х годов прошлого века налаживались взаимовыгодные экономические связи. Причем с таким размахом, что в США до самого последнего времени уходил практически весь добываемый в Узбекистане уран, значительная часть золота и хлопка. В республике сложилась система неформальных проамериканских экономических группировок. Поставка и перепродажа просроченного американского сухого молока и генетически измененной сои (“гуманитарная продовольственная помощь”), выпуск и спекуляция платежными картами, “консультативных услуг” множества американских “специалистов” и “советников”, абсолютно непрозрачные сделки с урановым сырьем и хлопком-сырцом, множество грантов и фондов (вокруг них в республике кормились не столько записные демократы-правозащитники, сколько высшие госчиновники и их родня), махинации с подготовкой узбекской молодежи в западных ВУЗах и множество иных полукриминальных и откровенно криминальных связей и связочек за десятилетие накрепко привязали значительную часть узбекской элиты к США.
Однако Каримов начал рушить эту систему. Многие “узбекские Гайдары” типа экс-первого вице-премьера Рустама Азимова оказались под угрозой не просто опалы, но судебного преследования. Главное, началось давление на взаимовыгодный бизнес куда менее заметных чиновников, прикормленных американцами. Бизнес этот “семья президента” решила перераспределить в свою пользу. Так возник межгосударственный “спор хозяйствующих субъектов”. Отношения портились с 2002 года. Сейчас мы наблюдаем прямую эскалацию конфликта.
Понятно, что играет свою роль и геополитика – американцев пытаются спихнуть с нагретого места, по поводу которого у месье Рамсфелда и мадам Райс были самые серьезные планы. У первого – реализация его новой доктрины создания сети “мини-баз”, “плавающих листьев”, а у второй – соображения технологические соображения отработки модели “цветной революции” в мусульманском государстве (киргизский опыт оказался поучительным, но не дал необходимых результатов – новые элиты страны в силу множества объективных и субъективных причин оказались совсем не антироссийскими). И тут на всех этих интересных задумках предлагается поставить крест. Из-за чего? Из-за какого-то Узбекистана! Понятно, что многие в США почувствовали себя, прямо скажем, оскорбленными.
Неблагодарный Каримов не только в несколько часов разогнал толпу мирно митинговавших андижанцев, некоторые из которых мелькали в репортажах западных телеканалов вооруженные автоматами, сожгли театр, перебили охрану тюрьмы и более тридцати солдат и милиционеров и кричали в телекамеры “Аллах акбар!”. Ислам Абдуганиевич еще и категорически отказался от проведения международного расследования с заранее заданным итогом – Гаагским трибуналом и уютной камерой рядом с Слободаном Милошевичем. Он начал налаживать политические и экономические контакты с Москвой и Пекином.
А на процессе в Ташкенте один из мятежников по простоте душевной заявил, что “мирный митинг” в Андижане спонсировало посольство США в Узбекистане. Это вообще неслыханно: разве может нормальный человек предположить, что Штаты с их “моральной чистотой” и живым участием в судьбе молодого Бен Ладена могут как-то взаимодействовать с террористами? Наверняка, это заявление было вырвано под пытками.
В целом терпеть такие “плюхи” от изменившего “стратегического партнера” Вашингтон не может.
Отсюда и резолюция Конгресса, требующая от президента США Джорджа Буша “использовать голос и влияние Соединенных Штатов" для того, чтобы заставить Совбез ООН передать дело Каримова в Андижане" в Международный уголовный суд. Если резолюция будет принята, она приобретет силу закона. Вызывает, однако сомнение, что двое из пяти постоянных членов Совбеза - Россия и Китай - поддержат такое заявление.
Очевидно не слишком надеясь на желаемый исход, США надеются на некий “дворцовый переворот”, после которого неудобный президент Узбекистана перестал бы быть помехой развитию дружеских отношений между американской демократией и узбекскими массами. В перечне предназначенных к введению санкций с совершенно определенной целью наряду с замораживанием финансовой помощи выделен запрет на выдачу въездных виз "тем официальным узбекским лицам, кто отвечали за действия узбекских силовых структур в Андижане". Понятно, что тем, кто не хочет быть занесенным в списки таких “официальных лиц”, а также пострадать от замораживания своих счетов, размещенных на Западе, следует действовать и действовать быстро. То же, что в случае крушения сверхжесткой вертикали власти в Узбекистане, события в республике и во всем регионе могут пойти по катастрофическому сценарию, ограничителем не является. Поруганная честь США взывает к отмщению.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |