Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
19 октября 2005 года
( проведено в соответствии с решением Комитета от 13 .10. 2005г)
Председательствующий:
Затулин Константин Федорович – член Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками
Присутствовали:
Кокошин Андрей Афанасьевич – председатель Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками,
Антуфьев Сергей Владимирович - заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками,
Габдрахманов Ильдар Нуруллович- член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам,
Чуров Владимир Евгеньевич – заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками,
Карасин Григорий Борисович - заместитель Министра
иностранных дел Российской Федерации,
Митрофанова
Элеонора Валентиновна – Руководитель Росзарубежцентра
Российской Федерации,
Ламм Раиса Борисовна - заместитель директора Департамента
бюджетной политики Минфина Российской Федерации,
Полоскова Татьяна Викторовна - начальник Управления по работе с соотечественниками и странами СНГ и Балтии Росзарубежцентра МИД Российской Федерации,
Банников Владимир Павлович - старший советник ДСПО МИД Российской Федерации,
Сучков Дмитрий Ильич - помощник заместителя Министра иностранных дел РФ Карасина Г.Б.,
Докучаева Александра Викторовна – заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ,
Тарасова Валентина Прохоровна - заместитель руководителя аппарата Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками.
Председательствующий Затулин К.Ф. предложил основные темы для обсуждения:
1. О состоянии и перспективах освоения финансовых средств, выделенных Федеральным бюджетом на поддержку российских соотечественников в 2005 году;
2. О возможных совместных действиях Министерства иностранных дел Российской Федерации и Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками по подготовке поправок к проекту Федерального бюджета на 2006 год в части поддержки российских соотечественников за рубежом;
3. О практике использования бюджетных средств, выделенных на поддержку российских соотечественников за рубежом, Посольствами Российской Федерации в государствах СНГ и Прибалтики и путях ее совершенствования;
4. О некоторых предложениях в адрес Правительственной комиссии РФ по делам соотечественников за рубежом (далее – Правительственная комиссия)
В процессе обсуждения выступили Затулин К.Ф., Кокошин А.А., Чуров В.Е., Карасин Г.Б., Габдрахманов И.Н., Митрофанова Э.В., Полоскова Т.В., Ламм Р.Б.:
Карасин Г.Б. проинформировал присутствующих о том, что из выделенных бюджетом Российской Федерации средств на поддержку соотечественников в 2005 году в размере 302,4 млн. рублей по состоянию на 1 октября 2005 года освоено 226,8 млн.руб ( 75%). Оставшаяся сумма будет полностью освоена до конца года. При этом рассматриваются дополнительные заявки (пример: просьба Абхазии в приобретении учебников для школ с русским языком обучения).
При разработке проекта Федерального бюджета на 2006 год МИД России вносил предложение о выделении на эти цели 350 млн. рублей, однако в проекте бюджета фигурирует цифра – 323,6 млн. рублей.
Карасин Г.Б. заявил, что поддержка российских соотечественников за рубежом является приоритетным направлением в работе МИДа России и подтвердил свою готовность к активному сотрудничеству в этом направлении с Государственной Думой России.
Проинформировал, что очередное заседание Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом состоится 26 ноября т.г. в 16 часов и будет посвящено отработке рабочих механизмов использования бюджетных средств, как в финансовом, так и в политическом плане. Подтвердил, что инструкции для Посольств Российской Федерации о порядке расходования бюджетных средств будут дорабатываться.
Затулин К.Ф. выразил сомнение относительно действенности приоритетов в работе МИДа России с соотечественниками за рубежом. Подтверждением тому является крайне слабое отстаивание МИДом позиций по увеличению средств на поддержку соотечественников при формировании проекта бюджета РФ на 2006 год. МИД России никогда по своей инициативе не обращался в этом вопросе за поддержкой к депутатам Государственной Думы, членам Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, как это делают по своим направлениям практически все иные ведомства. Вызывают сожаление инертность и хронически недостаточный уровень представительности Министерства при обсуждении бюджета в Думе. Предложил МИДу России провести совещание с Послами Российской Федерации в государствах СНГ и Прибалтики, на котором обсудить существующее положение и механизмы использования Посольствами России бюджетных средств, отпущенных на поддержку соотечественников, и выработать новые принципиальные подходы в этом направлении, к примеру, возможность легально поддерживать демократические процессы в государствах СНГ и Прибалтики.
Такое же совещание провести с руководителями организаций российских соотечественников и учесть их мнение по данной проблеме. Вся эта работа должна иметь целью изменение и осовременивание направлений поддержки, придания большей свободы маневра в расходовании средств и согласование нового порядка с Минфином и другими заинтересованными ведомствами.
Чуров В.Е. предложил при отработке механизмов использования бюджетных средств на поддержку соотечественников за рубежом учесть возможность привлечения спонсорских средств.
Полоскова Т.В. проинформировала, что 10-12 ноября т.г. в Москве будет проведен семинар с представителями Росзарубежцентра за рубежом, в ходе которого можно будет, в случае поручения МИДа России, обсудить вышеназванные вопросы. В свою очередь готова поделиться материалами личного исследования о принципах расходования бюджетных средств Посольствами Российской Федерации в государствах СНГ и Балтии, которое было проведено ею в 2004 году в ходе проведения мониторинга по заданию Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.
Кокошин А.А. предложил МИДу России подготовить в проект бюджета на 2006 год более детальное обоснование предложений по поддержке соотечественников. Это обоснование необходимо сейчас, но оно же пригодится, когда будет проходить процедура уточнения расходов госбюджета в первом квартале 2006 года и перераспределения допдоходов. Поддержал идею доработки инструкций по расходованию бюджетных средств в Посольствах России, с тем, чтобы Посольства могли бы несколько раскрепощеннее оказывать поддержку соотечественникам
Габдрахманов И.Н. уточнил, что реальнее всего можно увеличить финансовые средства на поддержку соотечественников за рубежом в проекте федерального бюджета на 2006 год путем перераспределения средств внутри разделов проекта бюджета. Такую поправку нужно подготовить к III чтению. Поправки принимаются до 24 октября , III чтение проекта состоится 18 ноября. При обосновании этой поправки Комитет должен внести в проект постановления Государственной Думы предложение о том, что расходы на содержание соотечественников за рубежом входят в число приоритетных.
Ламм Р.Б. пояснила, что в текущем году подход к формированию бюджета носил принципиально новый характер. Бюджетную комиссию возглавляет Председатель Правительства страны. Минфин поддержал Министерство иностранных дел России в выделении дополнительно на его расходы около одного миллиарда рублей. Высказала пожелание о необходимости совершенствования нормативной базы, касающейся работы с соотечественниками, в частности, Закона «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом», Правил расходования средств на поддержку соотечественников за рубежом, утвержденных Правительством Российской Федерации, и Положения о Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.
Митрофанова Э.В. поддержала предложение о необходимости изменений в концептуальном подходе к поддержке соотечественников за рубежом, в том числе совершенствования нормативной базы. Выразила сожаление, что Росзарубежцентр не привлекается к процессу распределения средств на поддержку соотечественников за рубежом в Посольствах Российской Федерации в государствах СНГ и Балтии, хотя представители Росзарубежцентра могли бы взять эту работу на себя полностью, освободив работников Посольств для выполнения других не менее сложных дел.
По итогам совещания приняты следующие рекомендации::
1. Обратиться к Правительственной комиссии и МИДу Российской Федерации с просьбой подвести предварительные итоги финансирования программ поддержки соотечественников в 2005 году и, в частности, уточнить судьбу финансовых средств, выделенных в бюджете Российской Федерации на проведение II Конгресса российских соотечественников в 2005 году. Провести необходимую работу для перераспределения неиспользованных средств на другие программы поддержки соотечественников за рубежом.
Считать необходимым в будущем предварительное обсуждение самих программ и направлений финансирования с участием депутатов-членов Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками;
2. Комитету по делам СНГ и связям с соотечественниками внести в установленном порядке в Комитет по бюджету до 25 октября с.г. поправки к законопроекту о госбюджете на 2006 год, предусматривающие перераспределение в пользу программ поддержки соотечественников части средств, направленных на осуществление международной деятельности и содержание аппарата управления;
3. Комитету по делам СНГ и связям с соотечественниками до 25 октября с.г. подготовить и согласовать с МИДом России и внести в Комитет по бюджету ГД РФ необходимые предложения в проект постановления Государственной Думы по принятию законопроекта о госбюджете РФ на 2006 год в 3-м чтении с тем, чтобы при принятии в будущем поправок к этому закону по итогам его исполнения в 1-м квартале 2006 года, была предусмотрена возможность дополнительного финансирования программ поддержки соотечественников за рубежом как приоритетных;
4. Рассмотреть возможность внесения в Закон о бюджетной классификации и законопроект о бюджете на 2006 год статьи расходов на «Поддержку демократического процесса и контрольза соблюдением основных демократических прав и свобод человека за рубежом»;
5. Обратиться к МИДу России с предложением обсудить с представителями Посольств Российской Федерации и руководителями наиболее значимых организаций российских соотечественников в государствах СНГ и Прибалтики существующие проблемы и пути совершенствования механизмов расходования бюджетных средств, выделяемых на поддержку соотечественников через Посольства Российской Федерации, - для подготовки соответствующих изменений инструктивных документов и согласования их с Минфином РФ;
6. Предложить Правительственной комиссии рассмотреть на будущем заседании вопрос о внесении изменений в перечень «Основных направлений использования бюджетных средств по поддержке соотечественников за рубежом», ежегодно утверждаемых Правительственной комиссией. Рекомендовать включить в данный перечень новые направления - такие как поддержка демократических процессов в государствах СНГ и Прибалтики, поддержка СМИ, в том числе ТВ каналов на русском языке, развитие сети Интернет;
7. Предложить Правительственной комиссии рассмотреть на будущем заседании вопрос о координации использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку российских соотечественников за рубежом по линии других федеральных министерств и ведомств (Минобороны России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и др.), а также использования на эти цели средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации. Рассмотреть вопрос о координации спонсорской помощи для оказания поддержки соотечественникам за рубежом.
Протокол подготовлен 2О октября 2005г. В.П. Тарасовой
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |