Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
20.10.2005. Коммерсант
Сергей Строкань
Сегодня глава МИД РФ Сергей Лавров начинает поездку по Центральной Азии, в ходе которой он посетит Туркмению и Узбекистан. Переговоры российского министра в Ашхабаде и Ташкенте, проходящие спустя неделю после большого азиатского турне госсекретаря США Кондолизы Райс, имеют для Кремля принципиально важное значение. Москва демонстрирует решимость не уступить Вашингтону инициативу в борьбе за сферы влияния в Центральной Азии, пытаясь теснее привязать к себе государства, выпавшие из орбиты американской политики.
Наш ответ Вашингтону
Рабочие визиты Сергея Лаврова в Туркмению и Узбекистан станут своего рода "асимметричным ответом" Москвы на недавнее посещение Кондолизой Райс Казахстана, Киргизии и Туркмении. Госпожа Райс демонстративно не стала включать в маршрут своей поездки Ташкент, отношения с которым после событий в Андижане достигли низшей точки за весь период после распада СССР. Что касается Туркмении с ее "активным нейтралитетом" и несговорчивым авторитарным правителем, то визит в эту страну, на которую США особо не рассчитывают, также не входил в планы американской коллеги Сергея Лаврова.
В этом смысле визит в Ашхабад и Ташкент господина Лаврова выявляет контраст между российской и американской политикой в регионе. Впрочем, официальные лица в Москве и Вашингтоне предпочитают не акцентировать внимание на различиях. Так, говоря о целях поездки Сергея Лаврова, официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин указал на то, что Москва придает большое значение политическому сотрудничеству с Ашхабадом и Ташкентом. "В России высоко ценят отношения с Туркменистаном, придают важное значение дальнейшему укреплению и развитию взаимовыгодного двустороннего сотрудничества и взаимодействия в политической, торгово-экономической, гуманитарной и других областях",– отметил официальный представитель МИД РФ. Что касается второго пункта поездки Сергея Лаврова – Ташкента, то этот визит Михаил Камынин назвал "продолжением серии контактов, проведенных сторонами в 2004 и 2005 годах на высшем и высоком уровнях в рамках насыщенного российско-узбекского политического диалога".
Господин Камынин сообщил, что в ходе визита Сергея Лаврова в Ашхабад он проведет переговоры с президентом Сапармуратом Ниязовым, а также с министром иностранных дел Рашидом Мередовым. По этой же схеме пройдут переговоры в Ташкенте, где глава МИД РФ встретится с президентом Исламом Каримовым и своим узбекским коллегой Элером Ганиевым.
Нейтралитет дружбе не помеха
В ходе переговоров с туркменским лидером Сапармуратом Ниязовым перед Сергеем Лавровым стоит ряд непростых задач. В политическом плане Москве важно получить от Туркменбаши подтверждение того, что на территории его страны не будут размещены иностранные военные базы. Несмотря на прозвучавшие успокоительные заявления Кондолизы Райс в ходе ее визита в регион, что США не стремятся наращивать здесь свое военное присутствие, в Москве продолжают опасаться, что в перспективе это присутствие может "просочиться" и в Туркмению, в своей внешней политике придерживающуюся принципа нейтралитета.
Пожалуй, труднее всего господину Лаврову будет убедить Сапармурата Ниязова в целесообразности участия Туркмении в Каспийской военно-морской группе оперативного взаимодействия – "Касфор". Инициатива создания группировки всех прикаспийских государств, выдвинутая в июле этого года Москвой, имеет своей целью военное патрулирование всего Каспия силами государств региона. В случае реализации данной идеи это обеспечит России постоянное военное присутствие в этом районе. В то же время, в отличие от Казахстана, Азербайджана и Ирана, Туркмения остается страной, у которой данная инициатива пока вызывает серьезные сомнения. Напомним, что Туркмения уже объявила свои суверенные права на часть Каспия и даже начала задерживать в своей "исключительной зоне" российские суда. В этой связи господину Лаврову предстоит попытаться доказать господину Ниязову, что от участия в "Касфор" нейтралитет Туркмении не пострадает, поскольку "Касфор" не является военным блоком и имеет узко направленную задачу – противостоять "новым видам рисков и угроз" в зоне ответственности группировки.
Попыткой адаптировать туркменский нейтралитет к интересам российской политики станет и ожидающаяся в Ашхабаде дискуссия о будущем СНГ. После отхода Туркмении на позицию ассоциированного члена Содружества Сергей Лавров будет призывать Ашхабад утвердить правовую базу ее "нового членства" в СНГ. Это позволит России, пусть и в "ассоциированном виде", закрепить принадлежность Туркмении к СНГ и не дать ей болтаться в самостоятельном плавании с туманными для Москвы последствиями.
При обсуждении экономического блока Сергею Лаврову прежде всего предстоит убедить Сапармурата Ниязова в необходимости придерживаться условий российско-туркменского долгосрочного соглашения о сотрудничестве в газовой области от 10 апреля 2003 года. В свою очередь Сапармурат Ниязов будет, очевидно, ставить вопрос о необходимости пересмотра соглашения в части повышения цены за поставляемый в Россию туркменский газ, настаивая на том, что в условиях беспрецедентного роста мировых цен на энергоносители нынешняя цена туркменского газа является недопустимо низкой.
Москва с Ташкентом – братья навек
В Узбекистане, куда Сергей Лавров направится завтра, ключевой задачей российского министра станет реализация идеи Кремля о скорейшем превращении подвергнутого остракизму на Западе Ташкента в полноценного стратегического партнера России в регионе. Достижению этой цели должно способствовать подписание договора о союзнических отношениях между двумя государствами, в необходимости которого Сергею Лаврову предстоит окончательно убедить Ислама Каримова.
По информации Ъ, в настоящее время проект такого договора интенсивно прорабатывается в Москве, при этом в документ может быть включен пункт о военной взаимопомощи при возникновении внешних угроз.
Момент для того, чтобы превратить отношения с Ташкентом в нерушимые союзнические узы, для России самый благоприятный. Сергей Лавров вполне может напомнить Исламу Каримову о том, как последовательно Москва защищает его от нападок Вашингтона, доказывая администрации Джорджа Буша, что альтернативы Исламу Каримову нет, так как в случае его ухода к власти в стране могут прийти исламские радикалы. Мысль о том, что устранение режима Ислама Каримова контрпродуктивно, по данным Ъ, была донесена до Джорджа Буша через Кондолизу Райс, посетившую Москву с кратким визитом сразу же после своего азиатского турне.
Кроме того, еще одна задача Сергея Лаврова заключается в том, чтобы убедить Ислама Каримова в назревшей необходимости вступления Узбекистана в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Логика российской стороны такова: после "развода" с США и Евросоюзом у Ташкента нет иного выбора. В Москве рассчитывают, что официальную заявку на вступление в ОДКБ Ташкент подаст уже в ближайшее время.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |