Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
20.10.2005. Prognosis.ru
Девлет Озоди
Власть перешла к излюбленной тактике «замалчивания» оппозиционных кандидатов
Накануне президентских выборов в Казахстане, назначенных на 4 декабря 2005 года, в обществе наблюдается «высокая степень аполитичности». В этих условиях действующий президент может не только рассчитывать на легкую победу, но и наголову разгромить оппозицию.
Еще три года назад в секретном документе администрации президента Казахстана «О системе работы в сфере внутренней политики на среднесрочную перспективу», ставшем достоянием гласности благодаря независимым журналистам, число сторонников Назарбаева определялось как очень небольшое - не более 15% избирателей. К числу тех, кто поддерживал президента, относились «руководители и менеджеры национальных компаний, крупных предприятий и организаций, госслужащие, военнослужащие, работники правоохранительных органов, носители традиционного этнического сознания, проживающие в сельской местности и особенно старшей возрастной группы, элитные и финансово-промышленные группы». Еще 25% электората - так называемые «колеблющиеся»: «работники бюджетной сферы, значительные слои населения, адаптированные и неадаптированные к рынку, представители малого и среднего бизнеса, преимущественно городское население, часть маргинальных слоев общества». Самое большое число избирателей – 50%, по мнению авторов секретного документа, относилось к «болоту», которое состояло из «наиболее социально-уязвимых групп, слабо адаптированных к рынку групп (учащейся молодежи, пенсионеров, домохозяек, безработных), жителей мегаполисов и крупных городов, представителей этнических меньшинств, большей части маргиналов». Примечательно, как составители аналитического материала охарактеризовали противников режима (около 10%): это - «радикально настроенная часть либеральной интеллигенции, носители тоталитарного сознания, приверженцы оппозиционных партий, “обиженные властью” и не нашедшие себя в политико-властных отношениях жителей депрессивных регионов».
При всей декларируемой стремительности социально-экономических трансформаций в Казахстане, расстановка политических сил в стране за прошедшие три года изменилась мало. Вряд ли существенно увеличилось и число «сознательных сторонников» президента Назарбаева. Соотношение политических сил на нынешнем этапе таково: власть, имеющая реальные инструменты воздействия на ситуацию; демократическая оппозиция, объединенная в движение «За справедливый Казахстан» и претендующие на значимость «национал-патриоты».
Власти, судя по всему, постараются деструктуризировать протестный электорат, способный поддержать оппозицию, и будут использовать метод выдвижения на президентский пост как можно большего числа кандидатов, прямо или косвенно связанных с режимом. Такая тактика рассчитана на недопущение прямой конкуренции между действующим президентом Нурсултаном Назарбаевым и лидером объединенной оппозиции в лице движения «За справедливый Казахстан» Жармаханом Туякбаем. Не допустить объединения всех общественно-политических сил, выступающих против режима Назарбаева – такова задача нынешней власти. Суть этой комбинации заключается в том, чтобы противники существующего режима, даже при благоприятном для Назарбаева исходе выборов, не могли рассчитывать на второе место для своего кандидата. По мнению независимых казахстанских аналитиков «президентские политтехнологи тем временем спокойно начнут работу над проектом «Преемник-2012». Они и строят эту предвыборную кампанию с прицелом на следующую. Единственное, что может сорвать этот сценарий, – “неспортивные” приемы».
Действия Астаны, направленные на подавление политической оппозиции сопровождаются активизацией её внешнеполитических контактов с Россией. Последний саммит глав государств-членов Организации Центрально-Азиатского сотрудничества принял решение о вступлении этого объединения в ЕврАзЭС. На этом фоне обостряется борьба за лидерство между самими центрально-азиатскими странами, ведущую роль среди которых ранее пытались играть Казахстан и Узбекистан. Ослабление Ислама Каримова дало Нурсултану Назарбаеву повод считать, что наступил момент для того, чтобы занять особые позиции в регионе, в качестве образцового политического деятеля «нового типа», престиж которого со временем увеличился бы в самом Казахстане, в центрально-азиатском регионе и даже на более широкой международной арене. Особенно отчетливо это проявилось на проходившей в Астане международной конференции «Стратегия "Казахстан - 2030 в действии"», на которой Назарбаев заявил, что его страна должна превратиться в ведущую силу сначала регионального масштаба, а затем начать конкурировать и с рядом «великих держав».
Власть, тем временем, по оценкам независимых наблюдателей, перешла к излюбленной тактике «замалчивания» оппозиционных кандидатов. Мониторинг государственных и частных казахстанских СМИ отчетливо показывает «лидерство» действующего президента по количеству информационных и аналитических материалов.
Сценариев для дальнейшего развития ситуации не много. Либо власть не побоится возможной негативной реакции мирового сообщества и начнет наступление на оппозицию. Весьма показательно в этой связи, что во время недавнего посещения Казахстана Госсекретарь США Кондолиза Райс встретилась не только с действующим президентом, но и с основным конкурентом Назарбаева – Жармаханом Туякбаем. Так что, скорее всего, власть пойдет по пути наименьшего сопротивления и продолжит курс «замалчивания» оппозиции, пытаясь при этом договориться с её отдельными членами по ограниченному кругу вопросов. Сможет оппозиция изменить этот вполне предсказуемый сценарий или нет, будет зависеть от ее способности консолидироваться и от степени той поддержки, которую ей окажет общество.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |