Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Уважаемые члены Правительства! Уважаемый Валерий Павлинович!
На ваше рассмотрение выносится комплексная целевая среднесрочная программа поддержки соотечественников за рубежом на
2003-2005 годы. Основанием для разработки программы явилось постановление Правительства Москвы от 18 сентября 2001 года "Об основных направлениях работы по поддержке соотечественников за рубежом".
Для подготовки программы была создана рабочая группа из числа ученых, представителей Правительства Москвы, специалистов в области межнациональных отношений, фондов, занимающихся поддержкой соотечественников, членов совета соотечественников при Государственной Думе. Активное участи в ее работе принимали также члены межведомственной комиссии Правительства Москвы по поддержке соотечественников.
Таким образом, на Ваше рассмотрение выносится коллективный труд, позволяющий, на наш взгляд, серьезно продвинуться вперед в деле оказания помощи и поддержки соотечественников.
Программа является важным этапом реализации долгосрочной стратегии Правительства Москвы по поддержке соотечественников. Заложенные в ней мероприятия имеют внутреннюю динамику и получат свое дальнейшее развитие на этапе 2006-2008 годов.
И наконец, деятельность Правительства Москвы по созданию и развитию эффективной модели взаимодействия с зарубежными соотечественниками является составной частью общегосударственной политики, направленной на "собирание" и структурирование зарубежного "русского мира".
Работа Правительства Москвы с зарубежными соотечественниками хорошо известна и оценивается позитивно как Федеральными структурами, так и российским общественным мнением. Однако как отдельное направление, координирующее все аспекты данной деятельности, она сформировалась лишь недавно - с конца прошлого года с созданием в рамках ДМС Отдела по работе с соотечественниками, состоящего из 5 человек.
В целях экономии времени, я не буду подробно останавливаться на том, что уже сделано. Перед Вами стенды, наглядно показывающие складывающуюся систему работы с соотечественниками за рубежом. Вам также представлены дополнительные материалы, с которыми Вы можете ознакомиться. Скажу буквально несколько слов о наиболее крупных делах.
Успешно осуществляется программа "Стипендия Мэра Москвы" в странах Балтии". Проведены эффективные акции по оказанию юридической помощи и защите прав соотечественников. Создан и начал действовать Центр по защите прав соотечественников. Проведены мероприятия по культурному обмену, фестивалей в Болгарии, Молдавии. Украине, Белоруссии, Грузии, Эстонии, Латвии, Литве. Более 200 учителей русского языка прошли переподготовку на курсах повышения квалификации.
Проведен "круглый стол" "Зарубежная диаспора - экономический потенциал России". Особое внимание уделено оказанию помощи ветеранам войны - защитникам Москвы, оказана помощь более чем 300 ветеранам г. Севастополя.
В работе с соотечественниками неоценимую помощь и поддержку оказывают практически все подразделения Правительства Москвы, фонды "Россияне", "Сотрудничество", "Москва - Крым", "Москва -Севастополь", "Институт стран СНГ". Особенно хочется отметить Комитеты образования, здравоохранения и Департамент науки и промышленной политики.
Остановлюсь коротко на самой Программе поддержки соотечественников.
Цель программы: создание эффективной системы мер Московского правительства по поддержке соотечественников.
В основе программы: подход к российской диаспоре как к важнейшему социально-экономическому, демографическому, интеллектуальному ресурсу России, способному стать весомым фактором проведения российской внешней политики, развития экономических связей с зарубежными странами и содействия решению проблем развития города за счет привлечения потенциала диаспоры.
Главная задача программы: собирание и укрепление "русского мира" как социокультурного феномена путем подключения Москвы в рамках общегосударственной политики к созданию эффективной системы взаимодействия государственных, общественных структур и хозяйствующих субъектов столицы с российской диаспорой ближнего и дальнего зарубежья.
Работа выстраивается не только по страновому признаку, но и по признаку, предполагающему консолидацию социально значимых слоев диаспоры, выступающих в качестве опорных точек работы с соотечественниками (например, ассоциации учителей школ с русским языком обучения, деятелей культуры, бизнесменов и т.д.).
Приоритетное место в Программе отводится работе, созданной в этом году. Межведомственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом, куда входят представители большинства подразделений Правительства Москвы. А одним из главных инструментов межведомственной комиссии становится Московский Дом Соотечественников, принципиальное решение о создании которого принято Мэром Москвы Ю.М. Лужковым. Его создание горячо поддержано организациями соотечественников.
К программе приложен сводный план финансирования по годам. За исходную сумму принята сумма в 120 млн. рублей, выделенная на поддержку соотечественников в текущем году. Рост финансирования в ценах 2002 года не предусматривается. Номинальная корректировка цифр идет только за счет антиинфляционного коэффициента и составляет в 2003, 2004, 2005 годах соответственно 138, 158. и 180 млн. рублей.
В первоначальном варианте программы, которая была одобрена на заседании нашей Межведомственной комиссии Правительства Москвы на 2003 год была заложена сумма 174 млн. рублей. Но нам не удалось ее отстоять перед Департаментом финансов, который отметил, что эта работа не относится к числу приоритетных.
В результате этого нам приходится отказываться от распространения программы "Стипендия Мэра Москвы" со стран Балтии на другие страны СНГ, на чем уже давно настаивают наши соотечественники.
Не находит своего развития программа молодежных мероприятий. Крайне недостаточно средств на пополнение библиотечного фонда национальных библиотек и библиотек русских культурных центров.
Мы практически оставили без внимания проблему доставки и распространения московских изданий, газет, прежде всего, в страны, где проживает наибольшее количество наших соотечественников, и приходится сокращать средства, выделяемые на материальную поддержку нуждающихся ветеранов и инвалидов.
Кроме того, ряд подразделений Правительства Москвы некоторые вопросы, связанные с международной деятельностью, причем не имеющей отношения к сотрудничеству с организациями соотечественников, перекладывает на бюджет работы с соотечественниками.
Перед нами, таким образом, 2 варианта действий: либо мы консолидируем всю работу через Межведомственную комиссию Правительства Москвы и Московский дом соотечественника и избавляем другие подразделения Правительства от этой нагрузки по работе с соотечественниками, но на это потребуется дополнительно около 40-50 млн. рублей в 2003 году, либо подразделениям Правительства будет необходимо продолжить те программы, которые они вели в последние годы с соотечественниками.
На уровне 2002 года остаются расходы на оказание медицинской и материальной помощи соотечественникам; на оказание юридической помощи и защиту прав и свобод соотечественников; на производство и распространение тематических теле- и радиопрограмм, проведение рекламных акций.
Увеличиваются средства на мероприятия по поддержке программ сохранения русского языка и культуры. Особое место здесь занимает помощь в учебной и учебно-методической литературе, обучение в московских вузах студентов из числа соотечественников. В этом смысле не оставлено без внимания поручение Президента Путина о доведении до 1 процента количества обучающихся студентов в вузах из числа соотечественников. В Программе предусматриваются средства на их медицинское страхование и социальное обеспечение.
Особая роль в программе отводится созданию единой информационной системы, способной обеспечить взаимодействие между различными слоями и категориями диаспоры, преодолеть ее разобщенность и региональную расколотость.
Весьма важно в этом контексте оказать действенную помощь в создании Международного Совета соотечественников, в координации, разумеется, с федеральными ведомствами.
В программе заложена тенденция постепенного сокращения средств на поддержку объединения российских соотечественников за рубежом путем простого грантового финансирования. Вместо этого, появляется новый раздел экономической поддержки российской диаспоры путем оказания содействия в развитии бизнеса наших соотечественников, а также привлечения деловыми кругами российского зарубежья в экономику Москвы дополнительных инвестиций на взаимовыгодной основе. Мы исходим из того, что чем активнее будет нормальный и легальный бизнес россиян зарубежья, тем богаче будут Россия и Москва.
Уже в текущем году отрабатывается система такого взаимодействия. В начале года проведено первое заседание "круглого стола" "Зарубежная диаспора - экономический потенциал России", в начале октября будет проведен второй "круглый стол". Создается бизнес-клуб деловых людей российского зарубежья, в Программе предусматриваются небольшие средства на обеспечение и организацию его работы.
Создана и начала работать рабочая группа по предварительному отбору предложений деловых кругов российского зарубежья. Надо отметить, что деятельность на этом направлении подразделений Правительства Москвы несколько активизировалась. Однако мы убедительно просим наших коллег принять во внимание серьезный политический характер данной работы и оказать содействие продвижению экономических программ сотрудничества с организациями соотечественников. А здесь не все гладко получается.
Вот только один пример приведу: Акционерное общество "ASWE-GA" г. Таллин выпускает тепловые счетчики. На предприятии работает более 90 процентов русских. Эти счетчики хорошо известны в Москве, используются, хорошо себя зарекомендовали. Есть поручение Ю.М.Лужкова об участии этого коллектива в конкурсах, не в каких-то прямых поставках, а в конкурсах по закупке выпускаемой им продукции в Москве. Но все равно дело не движется, конкурсы не проводятся, решаются каким-то другим образом эти вопросы.
Не сделана даже попытка как-то наладить взаимовыгодные отношения с этим коллективом, а именно "ASWEGA" подпитывает, во многом помогает, содействует организациям российских соотечественников в Эстонии, где, как известно, очень большая русская община. Надо сказать, что и многие другие проекты соотечественников также пока не находят поддержки в городских структурах. Понятное дело, там уже сложившиеся какие-то, отработанные связи, схемы и т.д. Не решается вопрос приведения в порядок помещения, выделенного для фонда "Россияне", который выполняет большую часть работы по поддержке соотечественников за рубежом. Т.е. ми помещение, правительство я имею ввиду, выделило, но оно завалено мусором, порядка 30 тонн и требует хотя бы небольшого ремонта. Уже полтора года, несмотря на поручение Мэра, не найдено возможности для того, чтобы привести в порядок это помещение.
Складывается сложная ситуация и с выделением помещения под Московский дом соотечественников. Мы сами в инициативном порядке нашли варианты решения этой проблемы. Они находят поддержку у Мэра, но пока Комплексу по имущественно-земельным отношениям нам отказывают, Юрий Михайлович уже дважды не соглашался с этой позицией комплекса. Конечно все это тормозит выполнение задач, поставленных Мэром Москвы и Правительством по поддержке соотечественников за рубежом и по налаживанию соответствующей работы. Мы убедительно просим решить эти базисные для нашей работы проблемы.
Я остановился на наиболее важных аспектах обсуждаемой сегодня программы поддержки соотечественников на 2003 - 2005 годы на имеющихся нерешенных проблемах.
Конечно, мы понимаем, что утверждение Программы - это только полдела. Главное - в организации ее выполнения, но и департамент, конечно же, готов приложить все силы, чтобы успешно справиться с этой задачей.
Но мы понимаем также и то, что одни мы мало, что можем сделать. В этой связи мы просим об активном участии в реализации Программы все структурные подразделения Правительства Москвы, префектуры и управы города.
Работа с нашими соотечественниками несет в себе колоссальный политический потенциал. Особенно это важно учитывать в год выборов, поскольку у 2/3 москвичей волею судьбы родственники и близкие друзья в последние годы, в последнее время, оказались зарубежными соотечественниками и общественное мнение столицы весьма чувствительно к их проблемам.
Спасибо за внимание.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |