Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Российские Вести. 19-26 октября 2005
Рафик Самедов (Ташкент)
Европейский союз ввел эмбарго на поставки оружия Узбекистану и приостановил действие Договора о сотрудничестве.
Прекращение действий договора о сотрудничестве с какой-то страной - первый случай в истории Евросоюза. А вот с оружейным эмбарго прецеденты были. Брюссель ввел аналогичный запрет в отношении Китая - за разгон демонстрации на пекинской площади Тяньаньмэнь в 1999 году.
Известие о санкциях ЕС застигло президента Узбекистана Ислама Каримова во время его визита в Малайзию. Но, как сообщают многие информагентства, они "не испортили лидеру Узбекистана настроения". И вот почему.
Дело в том, что чиновники ЕС явно переоценивают свою роль в реалиях жизни этого государства в Центральной Азии. Если речь идет о поставках оружия, то они и не нужны - Узбекистану от Советской армии досталось оружия и боеприпасов столько, что хватит не на одну "региональную войну". А в свое время по программе ЕС в страну прибыли 20 немецких овчарок, натренированных для борьбы с наркотиками. А еще лет десять назад французы по разовому контракту смонтировали на восьми узбекских вертолетах приборы для ночного пилотирования. Можно в этой связи вспомнить и пятерых узбекских горных стрелков, которые сейчас учатся в академии германского бундесвера. И это - все. С другой стороны, несмотря на существовавшее некогда охлаждение во взаимоотношениях между Москвой и Ташкентом, последний все же не пошел на перепрофилирование военного сотрудничества с Россией на какую-то другую страну. Основный офицерский состав в армии Узбекистана - это либо кадры, подготовленные еще в военных училищах СССР, либо кадры собственно Узбекистана.
Не грозит Исламу Каримову и международная изоляция. В режиме давления, которое оказывают на Узбекистан США и ЕС с целью способствовать смене существующего там режима, у Ташкента есть очевидный сильный ход - укрепление сотрудничества с Москвой. Не случайно именно сейчас в СМИ попала информация о возможном повторном вступлении Ташкента в Организацию Договора о коллективной безопасности.
Министр обороны России Сергей Иванов уже заявил, что решение Евросоюза не отразится на российско-узбекском военно-техническом сотрудничестве. "Это эмбарго нас никак не волнует и никак не затрагивает, - подчеркнул Иванов. - Никаких ограничений на поставки вооружений Узбекистану, кроме общепринятых норм и правил, не существует". По словам министра, Россия и Запад совершенно по-разному оценивают подоплеку майских событий в Андижане, а двусторонние отношения Москвы и Ташкента неуклонно укрепляются.
Есть еще факторы, говорящие о неэффективности эмбарго ЕС. С 1992 года, когда Узбекистан стал страной - партнером ЕС, по программе Евросоюза он получил льготный кредит в 150 миллионов евро. А только китайский " Эксимбанк" выделил Ташкенту льготный кредит в 300 миллионов долларов. Российские "Газпром" и "ЛУКОЙЛ" вложили в узбекскую "нефтянку", по некоторым данным, около 3 миллиардов долларов. А из Малайзии Ислам Каримов привез контрактов на 100 миллионов долларов. Так что Узбекистан - ключевое звено в Центральной Азии - заставляет с собой считаться и ведет самостоятельную внешнюю политику. Что же касается нынешних действий Запада по отношению к этой стране, то восстановить свою репутацию в качестве надежного партнера в этом регионе мира с привлекательными энергоресурсами будет теперь очень непросто.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |