Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Содоклад заместителя директора Департамента по поддержке соотечественников и правам человека МИД России А.Б.Гусева

'Уважаемый Валерий Павлинович! Уважаемые члены Правительства Москвы! Уважаемые участники заседания!

Прежде всего хотел бы выразить признательность за возмож­ность принять участие в сегодняшней очень важной встрече. Она имеет во многом знаковый характер.

Сегодня мы участвуем не в обычном заседании Правительства Москвы. Вопрос сегодняшней повестки дня - не рядовой вопрос из того длинного списка более или менее острых проблем, которые вол­нуют сегодня москвичей и власти столицы. Проблемы миллионов со­отечественников, проживающих за рубежом, проблемы организации дальнейшей работы на этом направлении - это проблемы по-настояще­му крупные, политические и приоритетные, а факт принятия Прави­тельством Москвы первой комплексной целевой программы в данной области - событие действительно неординарное и общегосударствен­ного значения.

Как представителю Департамента по делам соотечественников и правам человека МИД России, мне особенно приятно отметить высокий профессионализм разработчиков программы, которая фактически при­обретает модельный характер. Ее текст показывает, что практика взаимодействия Москвы с соотечественниками претерпевает ряд ка­чественных изменений. Системный и комплексный подход при подго­товке документа позволил дополнить традиционные, апробированныеформы поддержки новыми. Среди них компьютеризация классов, орга­низация дистанционного образования, предоставление медицинской и профессиональной юридической помощи и многие другие направления.

Как известно, в октябре прошлого года прошел Конгресс сооте­чественников. С учетом его итогов и последовавших затем решений Президента Российской Федерации сейчас должна быть выстроена но­вая конфигурация работы по поддержке зарубежных соотечественни­ков, защите их законных прав и интересов.

Ее смысл - в создании на общегосударственном уровне единой мощной системы органов, инструментов и механизмов, с помощью ко­торых можно было бы целенаправленно, оперативно и комплексно за­ниматься всем кругом вопросов соотечественников, продвижением по этим каналам российских национальных интересов. Программа Прави­тельства Москвы - крупный шаг в этом направлении.

Хочу подчеркнуть - сейчас проблемами соотечественников пыта­ются заниматься очень многие, и сам факт работы на этом поле большого круга партнеров, безусловно, позитивен. Но эта деятель­ность приобретет особый эффект, когда станет по-настоящему осмыс­ленной на всех уровнях, станет системной, скоординированной, ког­да не придется каждому вариться в своем соку и по двадцать раз выдумывать собственный велосипед. В этом плане должен отметить, что уже несколько месяцев обсуждается идея создания постоянно действующего консультативного органа субъектов Российской Федера­ции, работающих на поддержку соотечественников. Уже имеется и формальное решение о создании соответствующей рабочей группы при Правительственной комиссии по делам соотечественников под эгидой Совета Федерации (руководитель - Густов). Но я уверен, импульс первому этапу этой работы должен быть дан политический - с учас­тием на уровне глав заинтересованных регионов. Хотелось бы пред­ложить, чтобы Москва взяла на себя такую инициативу, заодно и опытом поделились бы на таком уровне, который позволяет сразу принимать очень важные решения, решения долговременного характе­ра.

Исключительно важной сегодня представляется также задача полноценного включения в эту работу всех полезных общественных инициатив, задача поддержки объединительных тенденций в среде со­отечественников. Эти тенденции на лицо, причем в самых разных странах и иногда даже неожиданных регионах. Но крайне важно не дать им увянуть, дать живую, в том числе информационную и органи­зационную подпитку.

Еще на одну проблему я хотел бы обратить внимание также, как чиновник, профессионально занимающийся проблемами соотечественни­ков, но также как заинтересованный московский налогоплательщик, житель Северо-Восточного округа. В этих двух качествах мне вовсе небезразлично, какова материальная, деловая отдача от всех этих затратных проектов. Нас правильно критиковали - от Президента России до едва ли не всех соотечественников - здесь надо прояв­лять гораздо больше смекалки.

Отрадно, что эти моменты нашли свое, хотя и довольно скром­ное, отражение в программе Правительства Москвы. Но это основное, магистральное направление, которое требует безусловной поддержки. Именно оно позволит в перспективе перейти от чисто затратных экс­тенсивных форм поддержки соотечественников к подлинному сотрудни­честву и взаимодействию с зарубежным многонациональным русским миром.

С этим же тесно связана проблема миграции, в том числе тру­довой. Ее актуальность и острота для Москвы сомнения не вызывает. Здесь считаю необходимым отметить, что при должном понимании, а оно, очевидно, имеется при должной координации деятельности заин­тересованных подразделений Правительства Москвы, а все предпосыл­ки для этого, как я понимаю, также имеются, на рабочем уровне проблемы могут и должны найти взаимоувязанные решения во благо соотечественников и во благо москвичей.

И последнее. Мне недавно пришлось побывать в Украинском доме на Арбате. Получается так, что украинцам в Москве есть где соби­раться, а в Киеве, например, наши соотечественники нашли свой специфический вариант места сбора. Там им помещение предоставляет еврейское общество. На фоне этих примеров, мне кажется, стоит бо­лее серьезно подумать о том, где бы в Москве могли собираться на­ши зарубежные соотечественники. Тем более, как мы слышали, уже имеется на этот счет и соответствующее решение Мэра Москвы.

Спасибо за внимание.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ