Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
14.11.05., МИК
Равноудаленную политику России в отношении Азербайджана и Армении в некоторых российских кругах считают нелогичной
Директор Института СНГ, депутат Госдумы РФ Константин Затулин уверен в том, что власти Степанакерта попытаются использовать Косовский прецедент, чтобы узаконить статус Нагорного Карабаха на международной правовой основе. «Я не уверен, готовы ли в такой же степени Абхазия и Южная Осетия. Их близость к России скорее создает дополнительные трудности. Нагорный Карабах примет решение самостоятельно, в крайнем случае, вместе с Арменией, между тем, в случае с Абхазией и Южной Осетией международное сообщество окажет на них давление посредством России», — отметил он.
Константин Затулин считает «техническим», «дежурным, трафаретным, неверным» заявление Министерства иностранных дел России, в котором осуждается факт проведения в июне с.г. парламентских выборов в Нагорном Карабахе. «После этого заявления я написал письмо Сергею Лаврову, подчеркивая, что МИД России упустил великолепную возможность для молчания». По словам Затулина, равноудаленная политика России в отношении Азербайджана и Армении, могла быть логически оправдана в те годы, когда существовал Советский Союз, и Азербайджан и Армения находились в его составе. «Сейчас у нас нет необходимости сохранять эти равноудаленные отношения, хотя бы по той причине, что Россия и Армения — члены Организации Договора Коллективной Безопасности. Москва не должна допустить возобновления военных действий, попытки реванша и силового решения проблемы Нагорного Карабаха».
Москва осуждает воинственные заявления Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии, в то время как она сохраняет молчание, когда Ильхам Алиев призывает решить вопрос военным путем. «В отличие от Нагорного Карабаха, Абхазия и Южная Осетия имеют общую границу с Россией, что для России — большая ответственность», — говорит Константин Затулин и добавляет, что если в вопросе Чечни Азербайджан сохраняет лояльность, что приветствуется Россией, то отношения России с Грузией абсолютно иные.
Рифат Шайхутдинов — заместитель председателя Госдумы России по связям со странами СНГ и соотечественниками. Он отмечает, что Россия желает сохранить дружественные отношения с республиками бывшего СССР. «Россия отказалась от своих имперских притязаний и хочет заняться решением задач своего народа. Мы отказываемся отдавать предпочтение одной стране перед другой. У нас добрые отношения и с Арменией, и с Азербайджаном».
«Тем не менее, Россия приняла решение разместить в Армении часть вывозимой из Грузии военной техники. Это обусловлено тем, что между Россией и Арменией действует соглашение, с другой стороны, Армения согласилась разместить у себя нашу технику. Это, конечно, не нравится Азербайджану. Мы, прежде всего, исходим из наших приоритетов. Что касается Абхазии, то 90% проживающего там населения — наши граждане. Так получилось, что почти все жители Абхазии получили российское гражданство и мы не можем быть равнодушными, мы защищаем их права, они — наши граждане, в отличие от Нагорного Карабаха», — отметил Рифат Шайхутдинов.
В этом вопросе у стоящего близко к Кремлю политолога Глеба Павловского другое мнение. В отличие от Нагорного Карабаха, за спиной у которого стоит Армения, ситуация с Абхазией и Южной Осетией иная, а именно: Россия пытается защитить их интересы. Павловский считает ошибочным мнение о том, что Россия посредством замороженных конфликтов желает сохранить свое влияние в Закавказье. Политолог считает не совсем реальным применение опыта Косово в случае Нагорного Карабаха, т.е. независимость или близкий к ней статус последнего, что вполне вероятно в вопросе Косово. По мнению Павловского, трудно рассматривать прямую помощь, оказываемую США Нагорному Карабаху, в качестве шага, направленного на признание непризнанной республики.
Позиция Глеба Павловского в отношении прямой помощи США Нагорному Карабаху следующая: США стремятся утвердить свое влияние в этом регионе, что «объективно не означает полноценное признание, это — проявление определенной гибкости со стороны американцев».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |