Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Александр Фадеев
В последнее время в ряде средств массовой информации большое внимание уделяется консолидации белорусской оппозиции и выдвижению альтернативного Александру Лукашенко «единого» кандидата на предстоящих президентских выборах. Однако объективная логика политической жизни республики неизбежно приводит к концентрации сил не только оппозиции, но и правящего класса. По сути, все содержание предвыборного периода (а выборы, учитывая возможность проведения двух туров, формально должны пройти не позднее 2 июля 2006 г.) выражается в формировании двух политических объединений – одного оппозиционного, состоящего из противников действующего президента, и пропрезидентского.
Институциональная система Белоруссии в настоящее время включает в себя мощную политическую структуру, предназначенную для осуществления и удержания высшей власти. В данном случае речь идет о многочисленной группе управленцев и политиков, ядром которой выступает администрация президента Александра Лукашенко, контролирующая все ветви власти в республике. Эта консолидированная группа не образует, подобно практике многих других стран, узаконенную политическую организацию для представления своих интересов, но функционирует в тесной координации и имеет все черты и основные характеристики правящей партии.
Одной из основных функций этой группировки является мобилизация чиновников высшего и среднего уровней, проправительственных общественно-политических организаций и их членов для поддержки устоявшегося в республике политического режима с его идеологией и социально-экономическим порядком, который носит личностный характер. Поэтому главная цель этого объединения – помощь президенту Лукашенко в осуществлении власти и проведении его политической линии, что предполагает обращение к широким массам.
Объединение чиновников, политиков и общественных деятелей вокруг президента опирается на государственные ресурсы, правовую базу, дающую огромные полномочия главе государства, и включает в себя разветвленный аппарат президентской администрации, министерства и ведомства, Национальный банк Беларуси, судебную систему, региональные исполнительные органы, депутатский корпус Национального собрания, а также общественные организации – Федерацию профсоюзов Белоруссии (около 4 млн. членов), Белорусский республиканский союз молодежи и другие общественно-политические организации, созданные по воле президента. Причем, администрация главы государства, как представляется, считает, что координация и сама деятельность элементов данной структуры поддержки единого кандидата в президенты от власти настолько сильны и эффективны, что не требуют создания и формализации в правовом поле некой президентской партии, на чем настаивали ранее отдельные политики.
На службу партии по удержанию и отправлению высшей власти поставлен весь аппарат информации и пропаганды республики. С помощью средств массовой информации до населения ежедневно доводят сведения о достижениях в экономике и социальной сфере, которые стали результатом правильной, продуманной политики президента Александра Лукашенко. Кроме того, в общественном сознании фактически утверждается тезис о том, что глава государства со своим выверенным политическим курсом и авторитетом якобы не нуждается в поддержке со стороны партий и общественных организаций, как республики, так и внешних сил. Сам Лукашенко по этому поводу прямо сказал: «уникальность ситуации в Белоруссии состоит в том, что я никому ничего не обязан». Народ не ошибается, «если на него не давить», и никуда не денется, уверен Лукашенко, – изберет действующего президента на третий срок.
Поскольку правящая партия Белоруссии действует в условиях авторитарного режима, то она, в отличие от оппозиционных групп, не ориентирована на генерирование политических альтернатив, на выявление перспектив позитивного развития и конкретных общественных потребностей. Главное для правящего класса состоит в сохранении существующей политической структуры, созданной для удержания его полного контроля над всеми сферами политической и социальной жизни, экономической и финансовой деятельностью, собственностью на субъекты хозяйствования, средства производства.
Члены правящей группировки озабочены, конечно, не столько пролонгацией и укреплением власти президента, сколько, главным образом, обеспечением собственной служебной, политической карьеры и своего материального благосостояния, привилегированного положения. Однако это обстоятельство не мешает чиновникам и пропрезидентским политикам представлять силы, сплотившиеся вокруг главы государства, как единственное на политическом поле республики объединение, выражающее подлинные национально-государственные, патриотические интересы.
На самом деле условные члены этого политического объединения поддержки режима, тяготеющего к тоталитаризму, не имеют устойчивых убеждений, а сама их организация – ясной программы. Не испытывают они и потребности в создании центрального органа, поскольку его функции по выработке стратегии и тактики действий объективно выполняет единолично президент Белоруссии. Правящий класс республики имеет одно призвание – следовать политическому курсу, начертанному Александром Лукашенко. В сущности, его организация выстроена по принципу клиентелы. В случае потери президентом Лукашенко своей власти, это внешне мощное и сплоченное объединение моментально распадется.
В контексте президентских выборов-2006 правящая партия, используя государственные финансовые, информационные, правовые, материально-технические и административно-кадровые ресурсы, будет строить свою кампанию, опираясь не на отдельные слои общества и большие электоральные группы, а сразу апеллируя ко всем избирателям республики. Это объясняется тем, что в стране с сильной и жесткой президентской властью, каковой является Белоруссия, правящий класс позиционирует себя как выразитель общенациональных интересов, идей стабильности, социального согласия и равенства всех белорусских граждан. Запущен, таким образом, процесс осознания электоратом причастности к позитивному большинству («МЫ»). Все остальные политические силы республики, не согласные с курсом Лукашенко и консолидирующиеся под знаменем борьбы с ним, выставляются как враждебное спокойному развитию Белоруссии меньшинство («они», «эти»).
Белорусская оппозиция вошла в нынешнюю президентскую кампанию под лозунгом перемен. Поэтому официальная власть РБ с помощью СМИ будет и дальше раскручивать идею о том, что спокойствие, стабильность – это основные ценности суверенного белорусского государства и главная заслуга политики нынешнего президента. Недаром Александр Лукашенко все время подчеркивает, что ради сохранения спокойствия в республике готов пожертвовать всем, даже «собственным разумом».
Объединение вокруг главы государства, не имея собственной политической программы, придерживается идейной платформы своего лидера, которая в каких-то чертах внешне близка к политической концепции западноевропейской социал-демократии. Это объединение неотделимо от государственного аппарата республики, представляя особые, специфические интересы правительственных структур, которые далеко не всегда совпадают с общественными ожиданиями. Провалы правительственной политики в международных отношениях, экономике и социальной сфере невольно переносятся на пропрезидентский блок, заметно снижая его привлекательность в глазах избирателей.
С другой стороны, монополизация со стороны правящей группировки всех рычагов власти и управления, бюджетных и иных ресурсов, навязывание выгодных режиму правил политической, избирательной игры уверенно делает ее объединение с другими пропрезидентскими организациями победоносным в ходе процесса очередного переизбрания президента Лукашенко. Опыт последней избирательной кампании 2001 года в Белоруссии неумолимо свидетельствует, что на выборах президента побеждает тот кандидат, который, по убеждению большинства избирателей (а их в этом убедили СМИ и собственный социальный опыт), «наш» и обязательно должен победить.
В условиях белорусских политических реалий, существующей избирательной системы относительного большинства и судебной практики единому кандидату на пост президента от партии власти – Александру Лукашенко – не потребуется идти на второй тур голосования, поскольку он победит уже по результатам первого. Что касается проблемы фальсификации итогов голосования, то она будет актуальна только в случае, если глава белорусского государства поддастся искусу представить свою победу как абсолютную и «элегантную».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |