Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Белорусская газета, 7 ноября 2005
Ярослав Романчук
13 ноября вступит в силу, пожалуй, самый топовый указ года - N520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере». Формируется новый механизм управления экономикой Беларуси.
На первый взгляд, «белорусский тигр» демонстрирует потрясающие показатели. За 8 месяцев Минстат рапортовал о профиците консолидированного бюджета в 2,8% ВВП. Цены за 9 месяцев выросли всего на 4,6%. Выручка за 8 месяцев увеличилась на 23,2%, а прибыль от реализации - на 26,8% больше, чем за аналогичный период 2004г. Наконец, ВВП за три квартала вырос на 8,7%. Даже зарплата и пенсии покорно увеличиваются до нужных величин. Казалось бы, все под контролем и никаких случайностей в выполнении прогнозных показателей быть не может.
И тут вдруг появляется указ, который логично было бы принимать в слабо управляемой и глубоко кризисной среде. Указ направлен на «повышение эффективности управления госимуществом и госсредствами, дальнейшее совершенствование правового регулирования порядка реализации бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики, отношений в сфере охраны и использования природных ресурсов».
Да, инвестиционные ошибки накапливаются, что отражается в росте складских запасов, стабильно высоком объеме средств, замороженных в 16,8 тыс. объектов незавершенного строительства, в выдаваемых под сомнительные сельхоз- и промышленные проекты кредитах. Да, очевидны проблемы во внешней торговле. Не за горами корректировка цен на удобрения, металлы и недвижимость. Однако все эти явления являются не результатом самостоятельной политики Совмина, отдельных министерств, концернов или облисполкомов. Без ведома и одобрения Администрации президента в стране не реализуются крупные инвестиционные, производственные и даже торговые проекты.
Для принятия указа, по всей видимости, было несколько причин. Глава государства знает реальное, а не декларируемое официальной статистикой состояние госфинансов, производства и банков, поэтому готовится встретить начало рецессии с полным набором инструментов регулирования, контроля и наказания. Высшей власти известно об изменении внешних факторов, которые повлияют на ситуацию в стране, - в первую очередь речь идет о топливно-энергетической и торговой политике России. Президент знает и о растущем недовольстве проводимой им политикой среди номенклатуры и директората, поэтому запасается большим количеством «пряников» для раздачи перед выборами: кнутов у него предостаточно. Наконец, Лукашенко готовится к началу своего очередного срока во власти.
Поскольку ресурсы проводимой ныне политики иссякают, президент моделирует создание регулируемого, регламентируемого частного сектора - политическая поддержка будет трансформироваться во владение активами. Не для всех и не во всех секторах: не зря уже в первом пункте указа говорится о приватизации госимущества.
Очевидно, что действующий закон о приватизации абсолютно не подходит для эффективных структурных преобразований. Наделив себя правом определять «порядок распоряжения имуществом, находящимся в госсобственности, в т.ч. пределы управления и распоряжения местными Советами депутатов коммунальной собственностью, порядок проведения и способы приватизации госсобственности, включая условия совершения сделок с объектами приватизации, а также компетенцию госорганов и других госорганизаций по принятию решений в этой сфере», Лукашенко продемонстрировал сразу несколько вещей.
Во-первых, очевидно, глава страны не особо доверяет Совмину, вертикали областного уровня и даже Нацсобранию. Это сегодня, когда речь не идет о дележе госимущества, они белые и пушистые, а завтра, когда этот вопрос встанет на повестку дня, удержать их в узде будет крайне трудно. Во-вторых, президент признал явное несоответствие существующего законодательства стоящим перед страной вызовам. Менять его в установленном порядке - это терять как минимум год и выдавать свои планы.
Указ полностью лишает смысла существующий в стране бюджетный процесс: п.2 указа устанавливает, что президент наделяется полномочиями устанавливать, вводить, изменять «республиканские налоги, сборы (пошлины) (определяются плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка (ставки), порядок исчисления, порядок и сроки уплаты), особые режимы налогообложения». Он может даже отменять действие существующих в стране налогов, сборов (пошлин) и режимов. А п.4 существенно урезает полномочия Нацсобрания: «Исключительно президентом РБ или по согласованию с ним, в порядке, установленном президентом РБ или законами, издаются (принимаются) правовые акты, следствием реализации которых может быть сокращение средств республиканского бюджета, создание или увеличение его расходов».
Конституция гарантирует гражданам равные условия хозяйствования, а указ N520 позволяет президенту устанавливать«отдельным категориям юридических и физлиц льготы по налогам, сборам (пошлинам), другим платежам в бюджет, в т.ч. бюджетные целевые фонды, а также обстоятельства, при наступлении которых обязанность уплаты налогов, сборов (пошлин), других платежей не возникает». И это далеко не конец полномочий.
Президент получает право самостоятельно создавать государственные внебюджетные фонды, определять источники их образования и порядок использования средств из них. По сути, это не президентских фонд стал частью бюджета. Это вся система госфинансов превратилась в президентский фонд. При такой парадигме принятия решений в сфере бюджетно-налоговой политики Совмин превращается в секретариат при Администрации президента. Ради экономии бюджетных средств вполне можно урезать финансирование парламента: после указа N520 споры по бюджету полностью теряют смысл.
Указ не оставляет камня на камне на и без того относительной институциональной независимости Нацбанка. Отныне глава государства утверждает основные направления денежно-кредитной политики, в т.ч. величину обменного курса, «темпы роста денежного предложения, уровень международных резервов, темпы роста кредитования экономики, в т.ч. инвестиционного, другие параметры и инструменты». Он же решает, как Нацбанк должен участвовать «в формировании уставных фондов банков и других организаций, изменении размера уставных фондов банков, имущество которых принадлежит РБ и (или) ее административно-территориальным единицам».
П.2.2 наделяет президента беспрецедентными правами по предоставлению широкого спектра льгот для юридических лиц и даже индивидуальных предпринимателей. Он может изменять установленные сроки уплаты налогов, пени, давать рассрочку по долгам и налоговые кредиты. Попавшие в список приоритетных могут рассчитывать на щедрость неслыханных масштабов: на изменение нормативов распределения выручки, выделение субсидий или средств на финансирование капитальных вложений из республиканского бюджета, полное или частичное освобождение от обязательной продажи средств в иностранной валюте, полное или частичное освобождение от экономической ответственности, освобождение от уплаты пени, освобождение от перечисления в республиканский бюджет доходов, полученных от передачи в пользование имущества, находящегося в республиканской собственности, а также «предоставление других видов господдержки, установление других преференций при осуществлении хоздеятельности».
Дополняется список щедрот следующим положением: «Установить, что субъекты предпринимательской деятельности, к которым в соответствии с законодательством применены экономические санкции, могут быть по решению президента РБ полностью или частично освобождены от экономической ответственности». Это делается якобы для «предотвращения необоснованной экономической несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности, сохранения и развития производств, наиболее значимых для РБ и ее административно-территориальных единиц».
Особо выделяется одно из положений п.3 указа: президент наделил себя правом устанавливать порядок «изъятия и предоставления земельных участков, отнесения земель к определенным категориям и видам, перевода их из одних категорий и видов в другие, порядок распределения лесов на группы и категории защитности, перевода лесов из одной группы или категории защитности в другую». Ключи от рынка земли и недвижимости - в надежных руках гаранта.
Начало новой эры в Беларуси назначено на 1 июня 2006г., когда вступают в силу положения указа по приватизации, фискальной и монетарной политике, развитию рынка земли и недвижимости. «Правовое регулирование общественных отношений, возникающих после издания настоящего Указа, осуществляется с учетом требований данного Указа». Совмину предписано подготовить соответствующие изменения в законодательство.
Серия указов, ограничивающих полномочия судебной и законодательной властей, местных органов власти и правительства, - предвестник жесткого сражения президента за новую номенклатуру и бизнес. За свое политическое будущее и его цену для тех людей и структур, которые в ближайшие 8 месяцев должны отбросить все сомнения и сделать правильный выбор в пользу первого и пока единственного президента РБ. В последнее время он начал часто говорить о чрезмерной забюрократизированности страны, коррупции и дерегулировании. Регулярные «наезды» на таможню, нефтяные компании и т.д. свидетельствуют: передела рынков, а может, и правил игры не избежать.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |