Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Новые русские капканы для Грузии: северный сосед разыгрывает «кипрскую карту»

10.11.05., Ахали версиа (Тбилиси)

Национальная безопасность любой страны — это не только военная мощь, проворность спецслужб или большие экономические достижения. Еще одна сфера, где также решается судьба страны, — это внешняя политика и дипломатия. Очень многое зависит от того, насколько внешнеполитическое ведомство и дипломатический корпус готовы к прогнозированию внешних угроз, к выбору и реализации ответных действий.

Публичное заявление российского посла в Грузии Владимира Чхиквишвили о неизбежности «затягивания» во времени урегулирования конфликтов в Грузии и необходимости «осторожных и взвешенных подходов» — это обычная «российская дипломатия». Это значит, что"замораживание" конфликтов будет продолжаться.

Независимость Абхазии и Южной Осетии Россию ведь тоже не устраивает, так как в этом случае выстроится очередь из республик и областей, желающих выйти из состава федерации.

Заявление Владимира Чхиквишвили можно было бы счесть просто очередной российской дипломатической риторикой, если б не новый, весьма опасный прецедент — «случайное» упоминание сложнейшего, с глубокими историческими корнями, этно-религиозного кипрского конфликта: дескать, вот видите, мир свыше 30 лет все еще не может решить кипрскую проблему, а вы требуете так быстро урегулировать проблемы Абхазии и Цхинвальского региона? — Таков, приблизительно, смысл слов посла. По-человечески, российского посла очень жаль: опытного, сильного дипломата, специалиста по Америке, неожиданно для него назначили в Грузию, на его историческую родину, и теперь, хочешь не хочешь, ему приходится озвучивать имперскую политику России и оправдывать дипломатические, зачастую недружественные, ходы Кремля в отношении Грузии. Каждому, кто знаком с историей кипрского конфликта, ясно, что никаких аналогий с проблемами Грузии он не имеет. Это как раз тот случай, про который говорит пословица: где Ираклий, а где ушанка! Так чего же хочет Россия, и в каком сне им приснился Кипр?

Разумеется, посол не мог позволить себе импровизацию и озвучил очередную директиву, полученную от Кремля, — т.е. мы имеем дело с весьма опасной для Грузии тенденцией.

После фактической аннексии наших территорий, выдачи российских паспортов в сепаратистских регионах, скупки тамошней недвижимости, передачи сепаратистам военной техники, Россия, чтобы спасти сепаратистские режимы, приступила к новому этапу. Начинается поиск международных аналогий, чтобы, апеллируя к ним, искусственно затягивать процесс урегулирования конфликтов и признать нынешнее положение «де-юре». Сепаратистским режимам, по всем международным юридическим нормам незаконным, но реально существующим, нужна правовая база. Потому-то Россия «совершенно случайно» припомнила печальные события, происшедшие далеко от Грузии и в абсолютно иной исторической ситуации, — сложнейший этнический, религиозный и уже генетический кипрский конфликт, который действительно тянется веками, привел 30 лет назад к разделению острова на две части, и все это время урегулировать его не удается.

Пока еще неизвестно, в недрах какого российского ведомства — МИДа или какой-либо спецслужбы — родился этот опаснейший для нас план, но факт есть факт: Москва неслучайно шлепнула на стол переговоров «кипрскую карту». Россия всегда была партнером Греции и однозначно поддерживала греческое население Кипра. А по другую сторону стоят Турция, некоторые мусульманские страны и, в последнее время, Азербайджан.

Москва указала нам, что в наших конфликтах есть аналогии с этой «патовой ситуацией», и если наш стратегический партнер, Турция (теперь уже вместе с Азербайджаном), старается вывести сепаратистскую «Турецкую Республику Северный Кипр» из предписанной ООН международной изоляции и торгово-транспортной блокады, то почему Россия не может поступить аналогичным образом (теперь уже официально) с Абхазией и Цхинвальским регионом, что она фактически и делает уже не первый год?

Проводя эту параллель, Россия хочет заодно показать полную беспомощность ООН и других международных организаций в урегулировании этого и других конфликтов.

Если не будут срочно предприняты адекватные дипломатические шаги, это создаст сложнейшие проблемы для урегулирования наших конфликтов и, в конечном итоге, национальной безопасности страны. Чтоб выяснить, как наша власть расценивает очередной дипломатический «ход» России, мы обратились в Министерство иностранных дел Грузии.

«Ахали версиа» встретилась с одним из членов Рабочей группы по вопросам конфликтов, который заявил: «Для нас привлечение российской стороной кипрского примера было полной неожиданностью, поскольку упоминать за столом переговоров другие конфликты с целью проведения прямых аналогий и параллелей — это очень некорректно, в дипломатической практике такое недопустимо. Найти общий знаменатель для ситуации на Кипре и конфликтами в Грузии объективно невозможно. Со стороны России это был заранее рассчитанный ход, чтобы привести „замороженные“ конфликты к „замороженным“ переговорам и таким образом получить максимальные политические дивиденды. Внешнеполитическое ведомство Грузии всячески старается исключить аналогии с другими конфликтами за столом переговоров. Поиск параллелей с „замороженными“ во времени конфликтами, имеющими глубокие исторические корни, следует рассматривать как результат невыполнения Россией миротворческой миссии на должном уровне и попытку оправдать собственную беспомощность.

Если, несмотря на все это, российская сторона будет продолжать разыгрывать „кипрскую карту“, то МИДу Грузии не составит труда найти аргументированные дипломатические шаги».

Наш северный сосед припас для нас еще много заячьих, волчьих и медвежьих «капканов», которые пока висят на стене. Главное, чтобы наш МИД и спецслужбы были готовы к этим потенциальным опасностям и, не теряя времени, заранее разрабатывали адекватные ответные ходы, чтобы обходить расставленные ловушки.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ