Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Легитимность Нагорно-Карабахской Республики и перспективы разрешения карабахско-азербайджанского конфликта

15.11.05.

Р.А.Заргарян, Советник министра иностранных дел НКР

Карабахский вопрос решен путем создания независимого карабахского государства, являющегося главной гарантией безопасности карабахского народа и соблюдения его прав. Карабахское государство состоялось и этот исторический факт сегодня признают многие в мире. Признание независимости Нагорного Карабаха не нарушает территориальной целостности Азербайджана и не угрожает его существованию. Принцип территориальной целостности не применим к Азербайджану по многим международно-правовым основаниям. Но главное, Нагорный Карабах де-юре никогда не входил в состав Азербайджана.

Многолетнее отсутствие каких-либо отношений с Азербайджаном наглядно и убедительно свидетельствует о том, что Нагорно-Карабахская Республика (НКР) вполне может существовать и развиваться без него. Необходимо сохранить и окончательно юридически признать установившийся де-факто независимый статус Нагорно-Карабахской Республики, что является главной гарантией безопасности карабахского народа. Окончательное признание международным сообществом демократической и жизнеспособной Нагорно-Карабахской Республики полностью вписывается в современные реалии. Как говорил Талейран, дипломатия - это искусство сотрудничества с неизбежностью. К этому необходимо добавить: с неизбежностью признания мировым сообществом государственной независимости НКР.

Мировое сообщество с пониманием относится к перспективе признания Нагорно-Карабахской Республики. В ходе визита президента России В.Путина в Париж в феврале 2003 года на совместной итоговой пресс-конференции президент Франции Ж.Ширак дал понять, что официальный Париж не намерен признавать суверенитет Азербайджана над Карабахом предопределяя этим исход переговоров. Заявление Ж.Ширака по сути означает, что Франция допускает возможность независимого статуса Нагорного Карабаха, или его присоединения к Армении. Ж.Ширак подчеркнул, что подходы В.Путина к принципам урегулирования карабахской проблемы совершенно идентичны. Важно подчеркнуть, что Франция и Россия являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Подходы третьего сопредседателя Минской группы ОБСЕ Соединенных Штатов к урегулированию карабахского конфликта практически идентичны подходам Франции и России.

Рост международного авторитета НКР связан не только с тем, что народ НКР сумел отразить широкомасштабную агрессию Азербайджана, но и достиг серьезных успехов в государственном строительстве, экономическом и социальном развитии.

Российские наблюдатели на выборах депутатов Национального Собрания Нагорно-Карабахской Республики в своем заявлении 19 июня 2005 г. подчеркнули: эти выборы наглядно демонстрируют мировому сообществу тот факт, что карабахское государство состоялось и успешно развивается по пути демократии и стабильности; демократические достижения Нагорно-Карабахской Республики требуют поддержки и признания со стороны цивилизованного мирового сообщества, что способствовало бы скорейшему урегулированию конфликта, установлению стабильности и мира в регионе, отвечало бы подлинным интересам всех народов региона и мира.

8 сентября 2005 г. в ходе празднования 14-ой годовщины независимости НКР 59 конгрессменов США направили послание президенту США Дж.Бушу, в котором подчеркивается: «Нагорно-Карабахская Республика полностью соответствует международным критериям государственности. За 14 лет своей независимости Нагорный Карабах доказал, что может быть надежным партнером международного сообщества».

Согласно принятым в науке положениям, международно-правовой статус Нагорно-Карабахской Республики как независимого государства обеспечивают следующие параметры: историческая принадлежность в течение пяти тысяч лет карабахской территории армянскому народу; подавляющее армянское большинство коренного населения НКР (85% в 1991 г.); политика геноцида со стороны руководства Азербайджана в отношении армян; проведение согласно международному праву и законодательству СССР референдума о независимости (10 декабря 1991 года); наличие легитимных органов власти в НКР и их контроль над территорией республики; способность на самооборону; экономическое самообеспечение; обладание международной правосубъектностью.

Цивилизованное и прочное урегулирование карабахско-азербайджанского конфликта должно основываться на следующих пяти принципах: определение статуса - исключительное право народа НКР; равная международная правосубъектность Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджанской Республики и окончательное признание государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики; восстановление территориальной целостности Нагорного Карабаха и исключение его анклавности; международные и собственные гарантии безопасности народа Нагорного Карабаха; решение проблемы территорий и беженцев может и должно осуществляться только на взаимной основе, в рамках мирного договора между НКР и Азербайджаном.

Вопрос территорий, на которые предъявляет претензии Азербайджан, можно решать только при решении вопроса об оккупированных территориях НКР (Шаумян, части Мардакертского и Мартунинского районов), а также с решением проблемы Северного Нагорного Карабаха (армянских горных частей Ханларского, Дашкесанского, Шамхорского и Кедабекского районов), а также Гандзака (Гянджи). В процессе переговоров должна быть решена проблема армянских беженцев всех категорий: беженцы из оккупированных районов НКР, беженцы из Северного Нагорного Карабаха и беженцы из Бакинского региона.

Нагорный Карабах является в географическом и историческом аспекте более широким понятием, чем бывшая НКАО и современная НКР. Нагорный Карабах имеет право на самоопределение в своих естественных границах. Международным прецедентом может служить самоопределение Намибии. В мае 1987 года Совет ООН по Намибии принял Луандскую декларацию, в которой подтвердил неотъемлемое право народа Намибии на самоопределение и независимость именно в единой Намибии с сохранением ее полной территориальной целостности, включая Уолфиш-Бей и остров Пенгуин. Ранее эти территории административно не входили в состав Намибии, а принадлежали ЮАР, но исторически и географически находились в Намибии.

Процесс деколонизации, начатый ООН в 1960-ые годы, должен получить свое логическое продолжение и в отношении всего исторического Нагорного Карабаха, который был аннексирован Азербайджаном в 1921 году и превращен в свою колонию, при этом Нагорный Карабах был разделен на территории с разным административным статусом (НКАО и районы). Деколонизация должна предполагать воссоединение исторических районов Нагорного Карабаха с НКР. Международными прецедентами могут служить: деколонизация и воссоединение бывших испанских колоний Ифни и Танжера с Марокко, воссоединение британского Сомали с Республикой Сомали.

По современному международному праву территории исторического Нагорного Карабаха, находящиеся под контролем НКР, должны быть окончательно переданы НКР в качестве наказания Азербайджана за агрессию и систематическое использование данного региона в качестве удобного плацдарма для нападения на НКР. Лишение Азербайджана территории данного региона является формой ответственности государства-агрессора за тягчайшее международное преступление - агрессию и мерой, направленной против ее повторения. Прецедентом является решение стран антигитлеровской коалиции (на основании Потсдамской декларации 1945 года) о ликвидации бывших германских территорий Восточной Пруссии, Силезии и Померании в качестве наказания Германии за развязывание агрессивной войны и преступления против человечества и передачи их в состав СССР и Польши. Недавним международным прецедентом может служить наказание Ирака за агрессию против Кувейта. Решением Совета Безопасности ООН от 27 мая 1993 года часть территории Ирака была передана Кувейту.

В соответствии с международным правом, государства не имеющие выхода к морю имеют право на доступ к морю через территорию государства имеющего такой выход. Поэтому для НКР является жизненно необходимым иметь общую границу с Ираном и таким образом получить через Иран выход к морю.

Целями урегулирования карабахско-азербайджанского конфликта необходимо назвать следующие:

1.Обеспечение безопасности народа Нагорного Карабаха, главной гарантией чего является признание независимого государственного статуса НКР.

2.Подписание мирного договора между НКР и Азербайджаном.

3.Построение в Нагорном Карабахе демократического государства и гражданского общества.

4.Восстановление территориальной целостности Нагорного Карабаха и его физической связи с Арменией.

5.Решение проблемы армянских беженцев всех категорий: беженцы из оккупированных районов НКР, беженцы из Северного Нагорного Карабаха и беженцы из Бакинского региона. Что касается армянских беженцев из Азербайджанской ССР (не граждан НКР) Нагорно-Карабахская Республика должна пойти на признание за ними права на получение граж­данства НКР в упрощенном порядке. При этом НКР может пре­доставить данной категории лиц возможность расселяться на тер­риториях, контролируемых ею, исходя из того, что указанные ли­ца, во-первых, в наибольшей степени пострадали от данного конф­лик­та как в моральном, так и в материальном плане, во-вторых, до мо­мента своего насильственного изгнания, имевшего характер­ные приз­наки геноцида и этнической чистки, они были гражданами Азербайджанской ССР и СССР. Армяне наравне с азербайджанцами были государство­образующей нацией, созданной в 1920-гг. Азербайджанской ССР. Реинтегрированные районы исторического Нагорного Карабаха также является частью национально-территориальной квоты армянской общины (не граждане НКР) бывшей Азербайджанской ССР (по боснийскому принципу). Как известно, территория Боснии и Герцеговины была разделена в соответствии с национальным составом, каждая нация получила свою квоту. Армянская (не граждане НКР, а беженцы из собственно Азербайджана) община имеет право на свою территориальную квоту бывшей Азербайджанской ССР.

6. Возмещение материальных и моральных потерь всем людям, подвергшимся этническим чисткам 1988-1990-х гг. в Азербайджанской ССР, ставшими жертвами последующей широкомасштабной агрессии Азербайджана.

7.Осуждение геноцида, спланированного и осуществленного азербайджанским руководством. Давно назрела необходимость создания Международного общественного трибунала по расследованию преступлений руководства Азербайджана против человечества и военным преступлениям, политики геноцида и этнических чисток на территории Нагорного Карабаха и Азербайджана. Желание скрыть правду о геноциде является сейчас основным для азербайджанского правительства.

Ключ к урегулированию – прямой диалог между НКР и Азербайджаном. Для успеха переговоров необходимо взаимное признание участников конфликта и полноценное участие НКР в переговорном процессе. Статус участников переговоров должен быть высоким и признанным, только тогда возможен положительный результат в переговорах. Нагорный Карабах и Азербайджан должны обладать равной международной правосубъектностью и нести равную международно-правовую ответственность за свои действия, а также выполнять Устав ООН, нормы и принципы международного права.

Общепринятой мировой практикой является проведение переговоров между конфликтующими сторонами. Приведем последний международный прецедент. 16 декабря 2004 года Испания дала согласие на изменение формата переговоров по Гибралтару. Испания впервые признала Гибралтар самостоятельным субъектом международного права и согласилась вести с ним переговоры в трехстороннем формате: Испания, Гибралтар, Великобритания. В совместном коммюнике говорится, что каждая из сторон будет обладать правом голоса, несмотря на то, что Гибралтар не является независимым государством. До сих пор Испания отказывалась вести прямые переговоры с Гибралтаром и не признавала его международную правосубъектность, считая, что вопрос о Гибралтаре должен быть решен на двусторонней основе между Испанией и Великобританией. Официальный статус Гибралтара - это британская колония. Лондон же отказывался решать проблему Гибралтара без участия самого Гибралтара. Кроме того, Великобритания постоянно подчеркивает, что будущее Гибралтара определено на референдуме гибралтарцев от 8 ноября 2002 года, на котором большинство высказалось против возможности совместного управления Испанией и Великобританией.

Существующий в последнее время формат переговоров, в котором участвуют только Армения и Азербайджан, совершенно не отражает суть конфликта, основными сторонами которого являются НКР и Азербайджан. Без участия Нагорного Карабаха в процессе переговоров и учета мнения его народа проблему решить невозможно.

Единственным действующим соглашением является Бишкекское 1994 г., которое подписано тремя сторонами, в том числе и Нагорным Карабахом.

В рамках российско-американской Дартмутской конференции по Нагорному Карабаху, проходящей в трехстороннем формате, в июне 2005 г. был согласован проект Рамочного соглашения о мирном процессе в регионе Армении, Азербайджана, Нагорного Карабаха. Основными положениями данного документа являются следующие: зафиксированы как в названии соглашения, так и по тексту документа три стороны конфликта Армения, Азербайджан, Нагорный Карабах; переговоры должны вестись в трехстороннем формате; урегулирование должно осуществляться исключительно мирными способами, путем переговоров, стороны отказываются от насилия; переговоры должны начаться без предварительных условий; в ходе переговоров должен быть юридически оформлен статус Нагорного Карабаха и заключен мирный договор между НКР и Азербайджаном; вопрос о территориях, беженцах и границах должен решаться на согласованной и взаимной основе и быть синхронизирован с ходом мирного процесса, а не предшествовать ему. В документе определена логика и принципы всеобъемлющего мирного процесса, которые включают такие пункты: все стороны вооруженного конфликта подтверждает свою приверженность действующему прекращению огня (то есть подтверждение Бишкекского соглашения); все стороны объявляют о своем обязательстве отказаться от использования силы или угрозы силой и разрешать разногласия мирными средствами; все стороны готовы решать конфликты и проблемы между ними путем переговоров в двустороннем и многостороннем форматах; все стороны согласны с тем, что укрепление взаимного доверия между участниками мирного процесса требует прекращения враждебной деятельности и особенно пропаганды; все стороны заинтересованы в развитии таких мирных отношений между ними, которые позволяют им сохранять и развивать свою идентичность, определять свой образ жизни и безопасное будущее.

Урегулирование карабахского конфликта должно осуществляться исключительно мирными средствами и только путем переговоров. Страна, которая развяжет войну, потерпит поражение и подвергнется санкциям международного сообщества. Азербайджан уже неоднократно был инициатором широкомасштабной агрессии и постоянно терпел поражения. После войны все равно придется садиться за стол переговоров и подписывать мирный межгосударственный договор между НКР и Азербайджаном.

Пакетный вариант разрешения карабахско-азербайджанского конфликта является приоритетным и наиболее эффективным в современной международной практике урегулирования этнополитических конфликтов. Последний успешный международный прецедент - Восточный Тимор.

В случае обсуждения поэтапного плана следует основываться на естественном мирном поэтапном плане, в котором на первом этапе должны быть зафиксированы взаимное признание Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджанской Республики и взаимный отказ от насилия, приверженность концепции мирного сосуществования двух государств Нагорного Карабаха и Азербайджана, а на втором этапе будут решаться остающиеся наиболее сложные проблемы урегулирования: территории, беженцы, границы. Взаимное признание НКР и Азербайджана должно быть отправной точкой переговоров, а не конечной.

Выдвижение Азербайджаном тупиковых военных псевдо-поэтапных планов урегулирования (то есть вначале территории и беженцы, и лишь потом возможное обсуждение статуса), не приемлемы для НКР по ряду причин. Во-первых, эти планы не решают и даже не рассматривают основного вопроса конфликта – обеспечения безопасности карабахского народа, механизмом и важнейшей гарантией чего является независимый государственный статус НКР. Во-вторых, тупиковые псевдо-поэтапные планы решают исключительно задачи Азербайджана: передачу территорий исторического Нагорного Карабаха, на которые предъявляет претензии Азербайджан, и возврат азербайджанских беженцев, а с ними фактически и азербайджанской армии. После этого Азербайджан теряет всякий интерес к дальнейшим переговорам с НКР по заключению мирного договора и взаимному признанию и в удобное для него время начинает новую войну с тех же позиций, с которых он ранее (до своего поражения) уже предпринимал широкомасштабную агрессию и этнические чистки. В-третьих, тупиковые поэтапные планы нарушают баланс сил и не дают гарантий окончательного решения. Нарушение баланса сил будет подстрекать руководство Азербайджана к развязыванию новой войны.

Азербайджан отказывается обсуждать статус НКР и его независимость. Для НКР в этом вопросе также нет предмета для обсуждения, так как государственная независимость НКР провозглашена карабахским народом в полном соответствии с международным правом. Определение статуса - является исключительным правом народа НКР. Когда Азербайджан говорит о территориальной целостности, то для карабахской стороны также нет объекта для переговоров, так как территориальная целостность Азербайджана к Нагорному Карабаху не относится. На карабахско-азербайджанских переговорах наиболее продуктивным было бы не обсуждать вопросы независимости и территориальной целостности, а обсуждать отношения между НКР и Азербайджаном, в результате чего может быть подписан мирный межгосударственный договор, отвечающий интересам карабахского и азербайджанского народов. К примеру, франко-алжирские переговоры в Эвиане, начатые по инициативе президента Франции де Голля, завершились соглашением не о статусе Алжира, а о признании его государственной независимости и об установлении отношений между ним и бывшей метрополией на новой межгосударственной основе.

Большое значение в цивилизованном урегулировании сыграли бы меры доверия, такие как:

1.Укрепление режима прекращения огня и прекращение Азербайджаном снайперского обстрела и провокаций на границе.

2.Прекращение Азербайджаном антиармянской пропаганды в СМИ и системе образования. Формирование благоприятного общественного мнения.

3.Взаимный отказ от насилия. Азербайджан и Нагорный Карабах должны навсегда отказаться от враждебных действий и, прежде всего, от вооруженной интервенции, блокады и других форм вмешательства или угрозы вмешательства, направленных на уничтожение или ограничение суверенитета, изменение политических, экономических, культурных основ Нагорного Карабаха и Азербайджана и права их народов свободно избирать формы своего национального существования.

4.Взаимное признание сторон. Азербайджан и Нагорный Карабах должны заявить о приверженности концепции мирного сосуществования двух суверенных государств.

5.Отказ Азербайджана от территориальных претензий на Нагорный Карабах и Армению.

6.Покаяние руководства Азербайджана за геноцид и этнические чистки. В интересах Азербайджана найти в себе мужество и совершить акт покаяния за геноцид и этнические чистки в отношении армян Нагорного Карабаха и Азербайджана. В аналогичной ситуации руководство Германии проявило такое мужество. В 1970 г. канцлер ФРГ В.Брандт у памятника жертвам Варшавского гетто покаялся за преступления нацистов, а в 2004 г. Г.Шредер принял участие в церемонии, посвященной годовщине Варшавского восстания.

Переговорный процесс осложняют ряд причин:

1.Отказ Азербайджана от прямых переговоров с Нагорным Карабахом.

2.Требование Азербайджана об одностороннем выводе карабахских войск с контролируемых территорий и об одностороннем возвращении всех азербайджанских беженцев, но не армянских.

3.Руководство Азербайджана стоит на позициях турецко-азербайджанской доктрины обращения с армянскими беженцами, суть которой - недопущение ни при каких условиях их возвращения на свою родину.

4. Отсутствие гражданского общества в Азербайджане, раздираемого клановыми противоречиями и нарастающей волной ксенофобии и антиармянской расистской пропаганды.

5.Серьезным препятствием для урегулирования является деструктивная позиция Азербайджана, в которой преобладают тенденции к разрешению проблемы военным путем и постоянный шантаж мирового сообщества.

Рамиз Меликов, руководитель пресс-центра министерства обороны Азербайджанской Республики, в 2004 г. заявил: спустя 25-30 лет на Южном Кавказе не будет существовать страны под названием Армения, ее территория будет присоединена к Азербайджану.

Представителям международных организаций также изрядно надоела деструктивная позиция Азербайджана. Характерно заявление руководителя Комитета парламентского сотрудничества «Евросоюз-Азербайджан» Анн-Мари Ислер Бегуин в мае 2005 г.: «А какие шаги сделал Азербайджан для мирного разрешения этой (карабахской) проблемы? Меня главным образом волнует, какие меры предприняло руководство Азербайджана по налаживанию мирного процесса? Какими оно видит пути достижения согласия между народами Азербайджана и Армении?»

6.Серьезно осложняют переговорный процесс мифы и легенды азербайджанской пропаганды, в первую очередь об 20% оккупированных территорий и одном миллионе беженцев. Территория Азербайджана, находящаяся под контролем Армии обороны Нагорного Карабаха насчитывает 8 %, а беженцы и перемещенные лица в Азербайджане 7,9 %. При этом, оккупированная Азербайджаном территория НКР составляет 15% площади республики, а беженцы и перемещенные лица в НКР составляют 33 % к численности населения.

7. Попытка Азербайджана подменить причины конфликта на его последствия. Известно, что причиной конфликта является азербайджанская политика геноцида против армян Нагорного Карабаха и Азербайджана, для прекращения чего народ Нагорного Карабаха провозгласил свою государственную независимость. Только как последствие, в результате широкомасштабной агрессии Азербайджана против НКР, появилась проблема территорий и беженцев.

8.В рамках общего анализа сложившейся ситуации в регионе (Армения, НКР, Азербайджан, Турция) необходимо развенчать миф азербайджанской пропаганды о том, что Армения и Нагорный Карабах являются абсолютными победителями, а Азербайджан – проигравшая жертва. На самом деле Азербайджан аннексировал значительные армянские территории – Нахичеван, Северный Нагорный Карабах, часть Нагорно-Карабахской Республики, а Турция аннексировала Западную Армению и часть Восточной Армении (Карскую область).

9.Отсрочка мировым сообществом окончательного признания государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики стимулирует Азербайджан демонстрировать более жесткую и воинственную позицию на переговорах.

Международная практика последнего времени свидетельствует о том, что уже формируются определенные принципы разрешения конфликтов. Это, в первую очередь, проведение референдума о независимости. Референдумы уже прошли или планируются в Восточном Тиморе, Эритрее, Квебеке, Фарерских островах, Гибралтаре, Западной Сахаре, Новой Каледонии, Южном Судане, Черногории. Второй важный принцип сформулирован мировым сообществом следующим образом: потеря страной своих международно-признанных прав на какую-либо территорию (причем порой без собственного согласия) в случае неспособности правительств осуществлять эффективное управление на принципах демократии, уважения прав человека, этнического мира и региональной стабильности. По мнению многих специалистов, эти принципы фактически стали новыми принципами международного права. Последним характерным примером является Индонезия (Восточный Тимор).

Оба эти принципа имеют самое непосредственное отношение к урегулированию карабахско-азербайджанского конфликта. В НКР в полном соответствии с международным правом уже прошел референдум 10 декабря 1991 года. Целенаправленная политика геноцида против армян, осуществляемая при любом руководстве Азербайджана, наглядно и убедительно продемонстрировала невозможность пребывания Нагорного Карабаха в составе Азербайджана.

Характерно, что Азербайджан, отказываясь признавать референдум в НКР, проводя политику двойных стандартов, активно выступает в поддержку Северного Кипра. Азербайджан признал гражданство и паспорта «Турецкой Республики Северный Кипр». Известно, что проблема Северного Кипра возникла не в результате волеизъявления его жителей, а в результате агрессии Турции против Республики Кипр, проведения Турцией политики этнической чистки греков в северных оккупированных районах Кипра и последующей колонизации Северного Кипра турецкими колонистами.

На территории бывшей Азербайджанской ССР, в полном соответствии с международным правом и законодательством СССР, образовались два независимых государства - Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика. Провозглашение Азербайджанской Республикой правопреемства на наследие бывшей Азербайджанской ССР является противоправным. Правопреемниками являются оба государства: Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика.

У Нагорно-Карабахской Республики есть достаточные основания для членства в ООН.Нагорно-Карабахская Республика образовалась в результате всенародного референдума о государственной независимости, проведенного в Нагорном Карабахе 10 декабря 1991 года, в полном соответствии как с международным правом, так и с законодательством еще существовавшего в тот момент СССР (Закон СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР»). В присутствии международных наблюдателей на общереспубликанском референдуме 99,89% его участников проголосовало за независимость Нагорно-Карабахской Республики.

11 марта 1999 года в Страсбурге Европарламент принял резолюцию по Нагорному Карабаху, в которой отмечалось, что «в сентябре 1991 года Нагорно-Карабахская Автономная Область декларировала свою независимость после развала СССР и аналогичных деклараций бывших Союзных Республик». Тем самым фактически была признана международно-правовая обоснованность провозглашения карабахской независимости.

Руководство Азербайджана никогда не имело прав на управление Нагорным Карабахом, никогда не избиралось народом Нагорного Карабаха, никогда не выражало интересов народа НКР и тем более не представляет НКР в ООН. Не имея представительства в ООН, народ Нагорного Карабаха лишен права участвовать в принятии решений, которые могут оказать глубокое влияние на его общественное развитие, экономику и безопасность. ООН не может игнорировать тот факт, что азербайджанское правительство не способно и не правомочно представлять граждан НКР.

Необходимо признать право Нагорно-Карабахской Республики на государственный суверенитет и право выбора народа Нагорного Карабаха на независимое от Азербайджана определение своих путей интеграции в мировое сообщество наций.

ООН следует признать готовность и способность Нагорно-Карабахской Республики внести вклад в развитие мирового сообщества. Делать вид, что НКР не существует, нереалистично и непрактично. И несмотря на это, руководство Азербайджана требует от мирового сообщества делать вид, что НКР не существует. Столь откровенная ложь приводит к различным несуразностям. В публикациях ООН не содержится статистических данных об НКР, что лишает народы мира точного представления о реальной ситуации на Южном Кавказе.

Если ООН намерена следовать высоким принципам, провозглашенным в ее собственном Уставе, то она по меньшей мере должна дать возможность государствам, являющимся ее членами, обсудить вопрос об участии НКР в деятельности ООН. Глава 4 Устава ООН гласит: членство в ООН открыто для всех миролюбивых государств, которые принимают на себя обязательства следовать всем требованиям настоящего Устава и, по мнению организации, могут и хотят следовать этим принципам. Смысл этой формулы, известной как принцип всеобщности членства, на деле весьма прост: любая страна, которая желает и способна следовать требованиям ООН, имеет право вступить в ООН. Очевидно, что Нагорно-Карабахская Республика отвечает этим условиям.

Участие НКР в ООН необходимо и потому, что это поможет предотвратить реализацию планов азербайджанского руководства использовать силу против НКР. На международном сообществе лежит большая ответственность за сохранение мира в регионе.

Поскольку НКР до сих пор не обладает статусом члена ООН, она лишена возможности подписывать различные международные документы в рамках системы ООН. А многие документы ООН имеют универсальный характер и решают глобальные проблемы человечества. Глобализация мировых проблем требует нового состояния взаимосвязанности и взаимозависимости стран планеты. НКР поддерживает позицию ООН в том, что без активного сотрудничества в масштабах всей планеты способность человечества эффективно решать глобальные проблемы будет неизбежно ослаблена.

НКР несомненно заслуживает места в ООН, обладает всеми качествами для членства и участия в деятельности ООН. Мировое сообщество должно признать независимость НКР не только ради народа Нагорного Карабаха, но и ради справедливости, ради гуманистических основ развития человечества. Членство Нагорно-Карабахской Республики в международных структурах будет способствовать скорейшему урегулированию карабахско-азербайджанского конфликта.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ