Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Андрей Грозин
Успехи Казахстана – очевидный факт
Руководство Казахстана не перестает подчеркивать свою приверженность выработанному Нурсултаном Назарбаевым принципу приоритета экономики над политикой. «Экономика, потом политика, либерализация общества через экономическое развитие – это есть то, что теперь называют «Казахстанский путь». Правильность такого пути для постсоветских стран и для других развивающихся государств признают все больше политиков мира. Именно такая политика привела нас к успеху. И мы будем и дальше следовать этому курсу», – недавно отметил казахстанский президент.
Такой подход уже принес республике множество широко известных положительных итогов, оспорить которые весьма сложно. В текущем году рост ВВП в республике составит 7,9% — график удвоения базового экономического показателя страны жестко выдерживается. При этом нынешний год не исключение из правила. За десять лет среднедушевой ВВП в Казахстане вырос с 700 долларов до 2700. К 2008 году он должен удвоится, к 2015-му, вероятно, утроится. При этом удвоение ВВП в Казахстане не идеологический конструкт, а рабочий, хотя и важный момент.
Также показательно, что за истекшее десятилетие в экономику Казахстана было привлечено 30 миллиардов долларов.
Экономическое развитие прямо влияет на ситуацию в социальной сфере. Общества всеобщего благоденствия в Казахстане, конечно, пока не построили, но и в нынешнем виде социалка существует нормально. Всемирный банк относит республику к государствам со средним уровнем дохода. При этом за время реформ доходы населения росли. Минимальная зарплата выросла в 25 раз, средняя — в шесть.
В Астане еще в 90-е годы сделали то, к чему Россия сегодня только подходит, испытывая немалые трудности – например, пенсионная и жилищная реформа. Пенсионная реформа в Казахстане не только капитализировала финансовую систему, но и позволила добиться неплохих для постсоветского пространства показателей: средняя пенсия — около 90 долларов, минимальная — 70. Растет набор социальных льгот, предоставляемых гражданам республики.
Согласно последнему Отчету по мировой конкурентоспособности Всемирного экономического форума, в 2005 году Казахстан занял 61 место из 117 стран, вошедших в отчет, опередив своих соседей по СНГ.
Республика взяла курс на то, что можно назвать «инвестициями в человека». В течение текущей осени-зимы, например, должна дважды подняться на 50% зарплата учителей. Вряд ли можно объяснить этот (и множество других, подобных шагов) соображениями «электоральной целесообразности». Существует более весомое экономическое обоснование такой меры – прогнозируемая нехватка квалифицированной рабочей силы, которая формируется со школьной скамьи.
Даже Михаил Саакашвили, имеющий вполне определенный имидж, мягко говоря, «непримиримого демократа», был вынужден признать, что «Казахстан достиг совершенно феноменального развития и стал примером процветания и благополучия для всех. Такое развитие Казахстана – это возможность поднять все страны региона».
Н.Назарбаев уже поставили перед страной действительно амбициозную задачу – опираясь на достигнутые в ходе реформирования экономики и социальной сферы результаты, войти в число 50 самых конкурентоспособных стран мира.
Но не только экономика занимает внимание президента Казахстана. Он убежден в том, что Казахстан способен занять главенствующее положение в Центральной Азии. «Я представляю себе Казахстан в качестве узловой страны в Центрально-Азиатском регионе, интегратора внутрирегиональных экономических связей, центра притяжения капиталов и инвестиций, размещения региональных производств или филиалов крупнейших мировых компаний, ориентированных на центрально-азиатский рынок, международных сервисных услуг», – заявил Н.Назарбаев. По поручению казахстанского лидера сейчас разрабатывается Стратегия территориального развития Казахстана до 2015 года, которая, по словам президента, «определит новые задачи на перспективу».
На первом этапе экономической глобализации Казахстан может уверенно реализовывать функции одного из основных поставщиков сырьевых ресурсов, прежде всего углеводородных, на рынки Европы и Китая, стать со временем активным участником процессов мировой экономической интеграции, а в перспективе – стать важным связующим звеном, трансконтинентальным экономическим мостом взаимодействия Европейского, Азиатско-Тихоокеанского и Южно-Азиатского экономических регионов.
Высокая планка
Именно в рамках общей стратегии «прорывного» развития Казахстана, республика заявила о намерении претендовать на пост председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2009 году. Эта задача была оценена казахстанскими властями как системная задача. «Заявка Казахстана на председательство в ОБСЕ - экзамен и для Казахстана, и для ОБСЕ», - заявил Н.Назарбаев, выступая перед аккредитованными в Казахстане дипломатами 21 октября. «Заявка Казахстана на председательство в ОБСЕ в 2009 году - это стремление внести наш вклад в развитие этой важной организации, ставшей по своей сути евразийской. Это большой экзамен для Казахстана, но это и экзамен для ОБСЕ на предмет признания очевидных достижений нашей страны в сфере политических реформ и рыночных преобразований экономики», - сказал он.
ОБСЕ берет свое начало с подписания 1 августа 1975 года 33 государствами Европы, а также США и Канадой в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Этот документ, выработанный на основе интенсивных трехлетних консультаций, получил название «10 заповедей разрядки». «Заповеди» включали в себя положения об уважении суверенитета, нерушимости границ, отказа от использования силы при решении конфликтов, признание территориальной целостности и права народов на самоопределение, невмешательство одних стран во внутренние дела других, уважение прав человека и свобод, сотрудничество между государствами и соблюдение международных законов.
На сегодня членами ОБСЕ являются 55 государств Европы, Азии и Северной Америки.
ОБСЕ в современном мире является самой крупной организацией по обеспечению региональной стабильности. Деятельность организации основана на приверженности принципам демократии, обеспечения прав человека, верховенства закона, рыночной экономики, социальной справедливости и ответственности за сохранение окружающей среды.
В настоящее время организация является главным международным инструментом для выявления на ранних стадиях и предупреждения конфликтов, а также разрешения кризисов и постконфликтной реабилитации. ОБСЕ занимается широким кругом вопросов безопасности, включая контроль над вооружениями, укрепление общественного доверия, превентивную дипломатию, мониторинг реализации прав человека, наблюдение за проведением выборов, поддержание экономической и экологической безопасности.
Возникает естественный вопрос: может ли Казахстан возглавить эту авторитетную организацию?
Республика, вступившая в ряды государств-членов ОБСЕ в 1992 году, несколько лет назад подал заявку на председательство в организации в 2009 году. Стремление Казахстана к председательству в организации уже получило поддержку со стороны многих стран-членов ОБСЕ.
Даже глобальный носитель демократических ценностей Соединенные Штаты приветствовали заявку Казахстана, при условии, что в стране «будет обеспечена неуклонная реализация демократических принципов». Уточняя свою позицию, Вашингтон направил Казахстану целый список требований: были даны рекомендации относительно соблюдения демократических прав и свобод, свободы деятельности оппозиции, а также независимости прессы. Тем не менее, по словам представителя США в ОБСЕ Дугласа Дэвидсона: «США приветствуют стремление Казахстана стать первой страной из стран бывшего СССР, которая примет на себя председательство в ОБСЕ в 2009 году».
Визит госсекретаря США Кондолизы Райс в Казахстан оказался знаковым поскольку проходил на фоне подготовки к президентским выборам. Формально США должны были продемонстрировать поддержку оппозиции. Однако Райс неожиданно косвенно поддержала идею особого пути развития Казахстана, на чем настаивала политическая элита страны, и заявила в Астане, что каждая страна должна сама выбрать формы и методы проведения демократических реформ.
Стоит отметить, что Запад, вообще, лишь тогда активно подключается к давлению на власть, когда стоит за спиной уже существующей мощной оппозиции. А вот с «клубом политических неудачников» никто из серьезных политиков дел старается не иметь.
Разлад с Узбекистаном заставил США искать более тесного партнерства с Астаной. Белый дом хорошо осознает, что ставку надо делать на сильного и, самое главное, предсказуемого регионального игрока. Портить отношения из-за выборов еще и с Казахстаном американцы не могут. Вашингтон, очевидно, понял, что на сегодняшний день время ультиматумов в постсоветской Азии прошло и пора возвращаться к более мягкой дипломатии, переговорам и маневрам.
В целом позитивно относятся к председательству Казахстана в ОБСЕ и в странах «старой» Европы.
Например, спикер Сената Бельгии Анн-Мари Лизин на встрече с депутатами казахстанского Сената заявила о поддержке заявки республики Казахстан на председательство в ОБСЕ. Она подчеркнула, что «страна сильно эволюционировала, столкнувшись с вызовами, которые пришли с обретением независимости. Сейчас вы испытываете экономический рост, которому могут позавидовать многие западные страны».
Кандидатуру Казахстана на столь ответственный пост, безусловно, поддержали государства СНГ во главе с Россией. От лица всех стран-участниц на саммите СНГ в Казани Владимир Путин заявил: «Поддерживаем кандидатуру Казахстана на председательство в ОБСЕ в 2009 году».
Негативно идею из бывших советских республик восприняла только Армения: ранее Казахстан поддержал ряд резолюций ОБСЕ по Нагорному Карабаху, осуждающих действия Еревана.
Трудности «транзита»
Формальное право Казахстана председательствовать в ОБСЕ наталкивается на ограничение со стороны ряда политических факторов. Во-первых, речь идет о сопротивлении негласной традиции: до сих пор в роли государства-председателя организации выступали только европейские державы. В этом плане избрание Казахстана председателем ОБСЕ способно стать своеобразной «цивилизационной революцией» в этой организации, поскольку на пост председателя претендует страна, которая пока не всегда и не во всем соответствует стандартам демократии в их ортодоксально-западном понимании.
Во-вторых, согласно формулировке представителя США в ОБСЕ Дугласа Дэвидсона, председательствовать в организации «должна страна, которая продемонстрировала ведущую роль в выполнении всех обязательств, принятых страной-участницей».
Соответственно, до 2006 года – когда будут названы претенденты на пост страны-председателя ОБСЕ в 2009 году, – Казахстан должен продемонстрировать, что способен полностью выполнить взятые на себя международные обязательства.
Критики курса Казахстана на пост председателя ОБСЕ (в основном из лагеря казахстанской радикальной оппозиции) заявляют о том, что с начала 90-х годов, как только республика стала независимой, ею было подписано много международных обязательств, но, по их мнению, «политическое руководство стало отходить от выполнения этих обязательств». Опираясь на данный тезис, оппозиционеры ранее уже заявляли о том, что перед республикой при вступлении в Совете Европы следует поставить ряд жестких условий, касающихся «аудита» действующей Конституции Казахстана, избирательных прав, свободы прессы, допущение всех политиков, в том числе и «эмигрантов» к политическому процессу и т.д. На намерение возглавить ОБСЕ в 2009 году, казахстанские «либерал-радикалы» ответили предсказуемо. На словах приветствуя это решение власти, на ведущих «европейских площадках» (особенно, в Европарламенте и в ряде СМИ – традиционных «рупоров демократии») ими разворачивается масштабная информационная кампания против «казахстанского председательства». Смысл ее достаточно прост: это привилегия и будет неверно, если на фоне нарушений прав человека и коррупции страна без изменений стала бы председателем ОБСЕ. Поэтому, для реализации права претендовать на пост председателя ОБСЕ «казахстанское руководство должно пройти серьезный экзамен». Некоторые западные эксперты и ряд НПО уже давно специализируются на разговорах о якобы имеющих место в Казахстане «репрессиях против политических противников Назарбаева». Стоит добавить, что примерно те же лица и те же организации в тех же терминах и столь же упорно говорят о «скатывании России к диктатуре Путина». Порой создается впечатление что какие бы изменения не происходили в Казахстане или, например, России, от таких оценок эта категория западного политполя никогда не сможет отказаться.
Стремление к идеалу весьма похвально, но всем критикам казахстанских намерений следует помнить о том с каких позиций стартовал Казахстан в строительстве демократического общества – с советского тоталитарного строя. Любому здравомыслящему наблюдателю ясно что подобное «наследие прошлого» невозможно «перепрыгнуть» за несколько лет. Но, в любом случае, Нурсултан Назарбаев постоянно подчеркивал свою приверженность ценностям и нормам современной демократии.
С другой стороны, никакая страна не может идеально соответствовать всем международным стандартам. И Казахстан, стремясь соответствовать стандартам ОБСЕ, отходит от них по некоторым показателям.
Во-первых, большинство критиков отмечает высокую степень коррупции в среде казахстанских чиновников и бизнесменов. Проблема состоит в непрозрачности административной системы, которая сама по себе нуждается в упрощении и раскрытии.
В этой связи следует отметить, что в Казахстане давно используют рекомендации ОБСЕ по преодолению коррупции: постоянно проводят семинары, консультации и тренинги для обучения деловой этике, бизнесменам и чиновникам демонстрируют преимущества отказа от коррупции, знакомят их с минимальным набором необходимых правовых норм. Кроме того, в Казахстане, раньше чем в других государствах СНГ был принят закон «О борьбе с коррупцией».
Во-вторых, в Казахстане существуют определенные проблемы со справедливостью и прозрачностью выборов. Это недавно признал сам Нурсултан Назарбаев, открыто заявивший в выступлении на саммите ОБСЕ, что последние парламентские выборы были проведены с нарушением стандартов ОБСЕ.
В силу описанных причин, политические и экономические реформы в Казахстане не всегда шли гладко и безболезненно. Например, в результате преобразований в банковской сфере государство резко увеличило требования к уставному капиталу кредитных организаций. В итоге многие мелкие банки закрылись и люди потеряли работу.
В-третьих, говоря о трудностях «переходного периода», необходимо отметить, что их успешное преодоление в большой мере зависит от политического искусства казахстанского лидера.
Недавно президент объявил о создании Госкомиссии по разработке и конкретизации Программы демократических реформ. В ее состав предполагается включить парламентариев, представителей администрации президента и правительства, партий, общественных объединений и НПО. Политические реформы (модернизация судебной системы, борьба с коррупцией, увеличение числа депутатов Парламента и т. п.) координируются с социально-экономическими реформами (реформа ЖКХ, повышение зарплат, пенсий, пособий). Как отмечал в этой связи Назарбаев, «каждый новый этап политических реформ в Казахстане тесно увязывается с уровнем развития экономики и гражданского общества».
В «Послании к народу Казахстана» президент Назарбаев объявил о намерении провести следующий этап либерализации законодательства: подготовить и принять изменения в «Закон о выборах», внести изменения в «Закон о СМИ». Было заявлено об обеспечении полномочий местных органов власти и дальнейшей выборности этих органов, поддержке НПО, дальнейшем реформировании судебной системы.
Слабость Казахстана в том же, в чем его сила: ход экономических и внутриполитических преобразований во многом определяется политической волей президента. Предсказать будущее многочисленных программ реформирования экономики и социума в случае ухода Нурсултана Назарбаева трудно.
Гарант региональной стабильности
Понятно, что движение к посту председателя ОБСЕ и само возможное председательство даст самому Казахстану самые значительные выигрыши. У республики появятся серьезные основания для продолжения активной политики либерализации экономики страны, демократизации политической системы, борьбы с коррупцией и организованной преступностью.
Не следует недооценивать трудности, которые еще предстоит преодолеть власти и обществу Казахстана на пути к реализации принципов и требований современной демократии. Тем не менее, в последнее время страна сделала ряд существенных шагов вперед по практической реализации международных стандартов в сфере соблюдения прав человека.
Таким образом, имеются основания для того, чтобы утверждать: не мотря на ряд нерешенных проблем во внутренней политике, Казахстан является удачным кандидатом на пост Председателя ОБСЕ.
Отдельно следует сказать о внешнеполитическом значении продвигаемой казахстанскими властями идеи возглавить влиятельную международную организацию.
Если сравнить Казахстан с его соседями по Центральной Азии – Узбекистаном и Киргизией, – также являющимися членами ОБСЕ, становится совершенно наглядной обоснованность казахстанских претензий на роль главного «стабилизатора» ситуации в регионе.
После до основания потрясшей экономику и социальную сферу Киргизии «тюльпановой революции» и продолжающегося развития хаотических процессов в этой республике, без преувеличения можно сказать, что страна превратилась в «больного человека» постсоветской Азии.
Не многим лучше обстоят дела в так и не оправившемся от длительной гражданской войны Таджикистане.
Провозгласивший политику нейтралитета и принципиально не желающий участвовать в каких-либо блоках и объединениях Туркменистан, полностью самоустранился от всей региональной и, шире, постсоветской проблематики, став абсолютной «вещью в себе».
Таким образом, внутри Центральноазиатского региона наибольшими, реально подкрепленными, возможностями стать основным союзником и опорой России, Запада и Китая в противостоянии международному терроризму, обладают Узбекистан и Казахстан.
После ряда террористических актов в Ташкенте в 2004 г. и, особенно, после попытки антиконституционного мятежа в узбекском Андижане, несостоятельность претензий Узбекистана на роль главного заслона на пути распространения исламистского терроризма в регионе становится все более очевидной.
На этом фоне Казахстан уже сейчас «гасит» волны политической нестабильности, распространяющиеся в регионе, а также «разбавляет» потоки нелегальных мигрантов и наркотиков, идущих транзитом из южных республик Центральной Азии, Афганистана и Пакистана в Россию и Европу.
Находясь в регионе, в котором угрозы международного терроризма и экстремизма достаточно высоки, Казахстан занимает последовательную позицию и считает своей основной миссией обеспечение региональной безопасности. Казахстан решительно поддерживает идею создания международной антитеррористической коалиции, которая должна эффективно бороться с политическим экстремизмом и терроризмом. С точки зрения Астаны, в рамках международного антитеррористического сотрудничества внимание должно уделяться не только силовым акциям, но - в первую очередь, - превентивным мерам нейтрализации угроз.
Не стоит забывать, что мировому сообществу предстоит бороться не только с той или иной конкретной террористической организацией, а с системой идей и принципов, которая всегда найдет благоприятную почву там, где царит нищета и несправедливость.
Именно поэтому Казахстан активно поддерживает любые меры, направленные на создание эффективной системы региональной и глобальной безопасности, параллельно с активной поддержкой социально-экономических и политических реформ в развивающихся государствах.
Говоря о перспективе председательства Казахстана в ОБСЕ, необходимо ответить на вопрос: как может отразиться на деятельности этой структуры, сугубо европейской по составу председателей до сегодняшнего дня, председательство в ней евразийского Казахстана?
Очевидно, что это будет способствовать решению многих проблем безопасности в регионе Центральной Азии. Пребывание Казахстана в «тройке» лидеров ОБСЕ – организации нацеленной на поддержание безопасности и стабильности, – станет фактором дополнительного усиления позиции Казахстана в качестве «бастиона региональной стабильности». Это окажет положительное влияние на ситуацию в соседних республиках. Также можно прогнозировать и сокращения потоков нелегальной миграции, наркотиков, оружия.
Высший пост, занимаемый Казахстаном в ОБСЕ, позволит привлечь дополнительное внимание и ресурсы мирового сообщества к проблемам всей Центральной Азии. Именно в этой связи Н.Назарбаев отметил, что «роль ОБСЕ должна стать более предметной и практической в обеспечении региональной безопасности в Центральной Азии».
Деятельность Казахстана на посту председателя ОБСЕ может продемонстрировать членам мирового сообщества, что евразийский Казахстан, вырвавшись в экономические лидеры СНГ, способен сыграть ключевую роль в стабилизации и демократизации всего Центрально-Азиатского региона и, таким образом, занять ту же ступень в лестнице мировой политической системы, как и страны «старой» Европы.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |