Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
30.10.2005., Kazakhstan today
Интервью KZ-today с экспертом Российского института стратегических исследований, специалистом по странам Центральной Азии Аждаром Куртовым.
В последние годы между Россией и Казахстаном благополучно развиваются как экономические, политические так и культурные связи. Однако проблемы все же существуют, и их решение, по мнению специалистов, требует более взвешенного и рационального подхода, с учетом национальных интересов двух государств. Отдельные аспекты российско-казахстанских отношений, а также ряд вопросов, связанных с развитием ситуации в Казахстане корреспондент KZ-today попросил прокомментировать известного в России и за ее пределами политолога, специалиста по странам Центральной Азии, эксперта Российского института стратегических исследований, президента Московского центра изучения публичного права Аждара Ашировича Куртова.
KZ-today: Аждар Аширович, какие на ваш взгляд проблемы в двусторонних отношениях между Россией и Казахстаном являются наиболее актуальными, пути их решения, возможная перспектива обострения противоречий?
А. Куртов: Прежде всего, я хотел бы отметить, что основной клубок проблемных вопросов между двумя странами образовался после распада Советского Союза в период становления России и Казахстана как независимых государств. В начале 90-х годов в отношениях между нашими странами возникали конфликты, порой даже серьезные, связанные с разделом собственности бывшего СССР, Каспийского моря, определением линии государственных границ, миграцией, а также с тем как строить экономическое сотрудничество.
В настоящее время ситуация в двусторонних отношениях существенно изменилась в лучшую сторону. И Россия, и Казахстан экономически окрепли, в бюджетах появились так называемые "лишние деньги", которые дают возможности для маневра при решении двусторонних проблем. Однако следует признать, что мы все больше становимся конкурентами, поскольку номенклатура товаров поставляемых нашими странами на внешние рынки в основном схожа. Это сырьевые ресурсы, зерно, черные и цветные металлы и т.д.
Главные противоречия в обозримом будущем, определенно будут связаны с растущей конкуренцией при освоении ресурсов Каспия, разработки и транспортировки углеводородного сырья. Казахстан, не имеющий прямых выходов на рынки сбыта энергоресурсов, будет продолжать поиски новых маршрутов транспортировки углеводородов, исходя из собственных национальных интересов. Например, сближение с Грузией, которая видит в Казахстане альтернативного России газопоставщика, вхождение в консорциум Одесса - Броды, строительство нефтепровода в Китай и т.д. Совершенно очевидно, что Казахстан стремится к максимальной диверсификации и независимости от других стран, в том числе России, и это вполне оправданная политика для суверенного государства.
В связи с этим интересы России и Казахстана в данной сфере скорее будут расходиться, чем сходиться. Одним из возможных вариантов решения данной проблемы является идея создания нефтегазового консорциума, в который вошли бы такие страны, как Россия, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, и выработка в рамках этого объединения единых правил добычи и транспортировки углеводородов.
Другой серьезной проблемой в двусторонних отношениях остается Байконур. Я не исключаю возможности возникновения противоречий в вопросах аренды и совместной эксплуатации космодрома.
В интересах сохранения Казахстана как главного стратегического партнера, на котором базируется присутствие России в Центральной Азии, Москва идет на определенные уступки РК, связанные с использованием космодрома и реализацией совместных проектов в космической области. Во-первых, российская сторона осуществляет бесплатную подготовку казахстанских военных специалистов, в том числе летчиков, обучение которых требует значительных затрат. Ранее это входило в оплату за аренду космодрома. Во-вторых, Россия подписала выгодные для Казахстана соглашения по совместной реализации проектов "Байтерек" и "КазСат", предполагающих модернизацию и строительство пусковых ракетных комплексов, новых космических центров на территории РК, а также использование современных ракетоносителей типа "Ангара". Кроме того, российская сторона предпринимала попытки убедить казахстанских коллег перенести запуск спутника "КазСат", который согласно договоренностям должен состояться в декабре 2005 года, на более поздние сроки в связи с отсутствием так называемой "полезной нагрузки" при запуске. Однако в ущерб своим экономическим интересам Россия пойдет на уступки Казахстану и в этом вопросе.
С учетом ежегодного роста профицита российского бюджета (в среднем на 4%), наличия так называемого стабилизационного фонда и золотовалютного резерва, оцениваемого в 150 млрд. долларов США, Россия могла бы сама инвестировать космические проекты с использованием космодрома Байконур без привлечения казахстанской стороны.
Тем не менее, я считаю, что политика российского руководства в данном направлении пока оправдывает себя, поскольку Казахстан остается одним из главных и реальных союзников РФ на постсоветском пространстве. В то же время я допускаю возможность того, что Казахстан может "искусственно препятствовать" запуску ракетоносителей в рамках других проектов, в которых он не имеет долевого участия. При этом ссылки могут быть на экологический ущерб, как уже было с неудачным запуском "Протона", и другие. Данные нюансы, к сожалению, не оговорены в российско-казахстанских соглашениях, и это, конечно, упущение российской дипломатии.
KZ-today: Аждар Аширович, как Вы знаете, в настоящее время в Казахстане уже началась предвыборная борьба среди претендентов на пост главы государства. Как Вы думаете, повлияет ли возможная смена руководства Казахстана, либо России в 2008 году, на процесс развития двусторонних отношений?
А. Куртов: Я абсолютно убежден, что смена руководства наших стран не окажет существенного влияния на российско-казахстанские отношения. Они позитивно развивались как при Борисе Ельцине, несмотря на те проблемы, которые стояли на пути двух государств после развала СССР, так и при Владимире Путине.
Более того, ни у кого не вызывает сомнения то, что победу на нынешних президентских выборах в Казахстане одержит Нурсултан Назарбаев.
KZ-today: Вы считаете, что у действующего президента Казахстана на данный момент нет реальных конкурентов?
А. Куртов: Я думаю, что на сегодняшний день у казахстанской оппозиции нет достаточного электорального ресурса и идеи, вокруг которой можно было бы сплотить значительное количество населения республики. Большинство казахстанцев с недоверием относятся к нынешним лидерам оппозиции, поскольку эти люди были во власти и наверняка связаны с ней до сих пор. Это касается также и главного оппонента Назарбаева Жармахана Туякбая, которому народ не поверит, и у него нет такой харизмы, как у действующего президента.
На мой взгляд, надежды казахстанской оппозиции в какой-то степени были связаны с тем, что поток "цветных революций" захлестнет и Казахстан, а США будут содействовать этому процессу путем оказания финансовой и иной поддержки оппозиционным силам. Однако Соединенные Штаты прагматично подошли к выборам в Казахстане, поскольку не нашли оснований считать, что успех оппозиции будет очевиден. Кроме того, в условиях экономического подъема и роста жизненного уровня казахстанского населения не было возможности спекулировать на трудностях, которые имеют место в Кыргызстане и Узбекистане. В казахстанском обществе отсутствует стремление к резкому смещению властных структур, поскольку на примере других стран СНГ видно, что такой шаг не всегда приносит пользу.
KZ-today: Аждар Аширович, хотелось бы также узнать Ваше мнение о перспективах Казахстана занять пост председателя ОБСЕ?
А. Куртов: Я считаю, что с юридической стороны Казахстан имеет реальные шансы занять пост председателя ОБСЕ. Однако это обстоятельство, вероятнее всего, будет использовано западноевропейскими странами для оказания давления на Казахстан и получения каких-либо уступок, играя возможностью и невозможностью председательствования в этой международной организации.
Здесь следует учесть, что в последние годы в решениях ОБСЕ превалирует односторонний, предвзятый подход к отдельным странам, необъективность оценки внутриполитических событий, происходящих в них. Например, чаще всего критикуются Россия, Белоруссия и тот же Казахстан за отход от демократических принципов, нарушения в области соблюдения прав человека, свободы слова, прозрачности выборов и т. д. Однако гораздо реже высказываются претензии к государствам Балтии и Восточной Европы, несмотря на то, что нарушения в сфере гражданских прав и свобод, особенно нацменьшинств, имеют возможно больший размах, чем в России и Казахстане.
В то же время, очевидно, что Казахстану нужно будет сделать реальные практические шаги на пути к председательствованию в ОБСЕ. Например, заявления о необходимости расширить состав парламента прозвучали еще на съезде партии "Отан" в 2004 году, однако это так и не было сделано. Я считаю, что нормально сформированный парламент должен позволять присутствовать в нем представителей всех политических партий и национальных меньшинств. Казахстаном также до сих пор не ратифицирован пакт о политических и гражданских правах человека, который был принят еще при СССР во время правления Л. Брежнева.
Казахстану, который видит себя в качестве евразийской державы, претендующей на пост председателя ОБСЕ, все-таки нужно придерживаться тех правил и демократических норм, которые существуют в Европе.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |