Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
01.11.2005., Независимая газета
Сакен Салимов
В Астане категорически отвергают идею создания какого-либо союзного государства
Официальная Астана категорически отвергает идею создания союзного государства Казахстана и России. Выступая вчера в нижней палате республиканского парламента с докладом об основных приоритетах внешней политики страны, глава казахстанского МИДа Касымжомарт Токаев в жестких формулировках дал понять, что Казахстан ни при каких условиях не поступится своим суверенитетом.
«Кое-кто вбрасывает в СМИ измышления о якобы имеющихся планах слияния двух государств, создания некоего союзного государства. Хотел бы заявить, что никаких планов объединения с Россией или присоединения к ней не существует», – подчеркнул министр Токаев. По его словам, отношения между Казахстаном и Россией строятся на основе экономического сотрудничества и региональной интеграции и «альтернативы таким отношениям не существует».
«С этим государством (с Россией. – «НГ») подписаны важные соглашения, охватывающие все сферы взаимодействия. Эта работа будет продолжена. И потому измышления о якобы имеющихся планах слияния двух государств, создания некоего союзного государства абсолютно беспочвенны», – заявил глава МИД Казахстана.
Выступление Касымжомарта Токаева стало официальным ответом Астаны на октябрьские публикации в ряде российских СМИ, в которых утверждалось, что в Кремле якобы обсуждают некий «секретный план» слияния России и Казахстана. Это, мол, позволило бы президенту РФ Владимиру Путину без проблем остаться на вершине власти и после 2008 года. Что касается действующего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который, судя по всему, выиграет в декабре свои очередные президентские выборы, то он, утверждалось в публикациях в российской прессе, занял бы в новом союзном государстве пост вице-президента.
Сразу после появления этих публикаций возможность объединения двух стран опроверг МИД РФ. Как заявил тогда официальный представитель министерства Михаил Камынин, вопрос о создании союзного государства «никогда не обсуждался и не обсуждается», поскольку в Москве с уважением относятся к государственному суверенитету своего южного соседа. Официальные комментарии из Астаны последовали только сейчас, с трехнедельной задержкой.
В своем выступлении в парламенте казахстанский министр иностранных дел подчеркнул, что во внешней политике его страна и дальше будет развивать отношения со своими соседями, в том числе, конечно, и с Россией. «Политическая элита России недаром называет Казахстан самым близким союзником своей страны. Это свидетельство взаимного доверия и крепкой дружбы между нашими странами. Казахстан делал и будет делать все возможное для укрепления стратегического сотрудничества с Российской Федерацией», – заявил Токаев.
Все, в общем-то, пристойно и предельно корректно. Однако, несмотря на все заверения в нерушимости казахстанско-российской дружбы, создается впечатление, что недавний визит сюда госсекретаря США Кондолизы Райс для внешней политики Казахстана не прошел бесследно. Из выступления Токаева следует, что на одной дружбе с Россией Казахстан зацикливаться не будет. Китай, США, Европа и ближние соседи по СНГ – все они фигурируют в долгосрочных планах «дружбы». «Для такого большого государства, как Казахстан, односторонняя ориентация на какой-либо центр притяжения, будь это даже благополучная Европа, не является источником счастья. Напротив, убежден, что с точки зрения фундаментальных долгосрочных интересов Казахстана это недальновидно, неосуществимо, политически и экономически ущербно», – категорично сказал глава казахстанского МИДа.
Особое внимание, конечно же, Казахстан уделяет США. В своем вчерашнем выступлении перед депутатами министр Токаев особо отметил весьма любопытный момент. «Казахстан, к которому обращено много внимания со стороны мирового сообщества, должен иметь добрые отношения прежде всего с США и ЕС, – заявил он. – Все государства мира хотят иметь хорошие отношения с США, в том числе и Казахстан». Причем, сказал министр, «Казахстан хочет иметь равноправные, добрые отношения с США на основе подписанных документов, и с этих позиций мы развиваем дальнейшие отношения с Америкой».
Нелишне вспомнить, что контакты Казахстана и США в последнее время заметно активизировались, в республику зачастили высокопоставленные американские гости, которые неустанно твердят, что именно эта страна является признанным региональным лидером, может и должна служить примером для своих ближайших и не очень близких соседей. Чудо экономического роста, становление демократических ценностей, межнациональная стабильность – высшие лица США не устают осыпать руководство Казахстана комплиментами.
Видимо, все еще находясь под впечатлением столь высокой оценки, главный казахстанский дипломат, выступая перед парламентариями, неоднократно возвращался к «американской» теме. Фундаментальные основы экономики, всемирное лидерство даже в 2050 году, крупнейшее государство мира, высочайший рост прогрессивных технологий – это далеко не полный перечень красивых эпитетов, которыми Токаев наградил США.
Дипломата не пугает даже возможное военное присутствие США в Казахстане. «Коль скоро США присутствуют в Центрально-Азиатском регионе экономически, политически, то военная составляющая является естественной, особенно в контексте событий в Афганистане», – философски заметил он. Правда, при этом напомнил, что госсекретарь Кондолиза Райс во время своего недавнего визита в Казахстан сказала, что «США не намерены вечно держать военные подразделения в Центральной Азии». При этом глава МИДа отметил, что на прошедшем летом в Астане саммите ШОС страны-участницы рекомендовали вывести иностранные военные силы из Центральной Азии. Однако, заметил он, в принятой декларации «не указывается, чья военная инфраструктура и в какие сроки должна быть выведена».
В целом же, как следует из вчерашнего выступления министра Токаева, Казахстан планирует дружить и сотрудничать со всеми. Удастся ли это – покажет время. Но даже у дипломатов настрой весьма оптимистичный: «Возникающие проблемы мы можем решить переговорным путем на основе компромиссов и учета взаимных интересов, что, однако, не исключает внимательного изучения тенденций внутренней и внешней политики соответствующих государств».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |