Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Александр Фадеев
В последнее время в белорусской политике заметны новые нюансы. С одной стороны, Белоруссия на международной арене по-прежнему пытается придерживаться принципа многовекторной ориентации. С другой, - Минск в очередной раз озаботился выравниванием внешних сношений за счет российского «крена». Кстати, словно оправдываясь перед Западным альянсом, глава белорусского государства Александр Лукашенко не раз подчеркивал, что в этом более активном развитии восточного вектора виноваты «Запад и Европа», которые по недомыслию давят на Белоруссию.
В тот момент, когда в Кремле рассматривали очередной проект Конституционного акта Союзного государства, Белоруссия демонстративно заявила об отказе от введения единой валюты СГ в ближайшей перспективе (подобное заявление уже было в августе с.г.) и, впервые, об отказе от российских кредитов для поддержания курса национальной валюты. Кроме того, белорусская сторона выступила с инициативой по поднятию уровня сотрудничества с НАТО, тесного экономического сближения с Украиной (прежде всего по проблеме экспорта российских энергоресурсов) и начала очередной раунд «сахарной войны» с таможенными органами России.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко выразил недоумение тем, что российская сторона (по его словам неожиданно) внесла в текст проекта Конституционного акта Союзного государства, согласованного на последнем заседании российско-белорусской рабочей группы, новые изменения. Более того, Лукашенко всячески дал понять, что судьба этого проекта его, как главу белорусского государства, готовящегося сдавать экзамен перед народом в виде президентских выборов, занимает весьма мало, представляет собой, скорее, теоретическую, отвлеченную проблему. Она, как можно понять, якобы неактуальна для самостоятельной и успешной Белоруссии.
С тем, чтобы у российского политического руководства не возникло желания на запланированном заседании Высшего государственного совета СГ снова вернуться к предложению о введении единой валюты, председатель правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович еще раз пояснил позицию Белоруссии, которая состоит в том, что сейчас все разговоры о единой валюте вести бессмысленно. Сначала, по мнению Прокоповича, необходимо сформировать общее экономическое и таможенное пространство, создать равные условия для предприятий и населения двух стран, а уже затем решать политические вопросы, включая принятие Конституционного акта. После завершения всех этих процессов (на это, учитывая прежний опыт сотрудничества двух стран, уйдут годы) «работа по введению единой валюты пойдет быстрее».
Сегодня перспективы построения Союзного государства остаются весьма туманными. Все последние материалы официозных СМИ республики накануне проведения ВГС Союзного государства (который отложен на неопределенный срок) по-прежнему исходят из посыла, что президент суверенной и независимой Белоруссии Александр Лукашенко «не сдаст» ее России. Стратегической целью Белоруссии (по официальной версии, специально распространенной министерством иностранных дел РБ во второй половине ноября) является защита суверенитета и независимости белорусского государства, обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности его границ, сохранение безъядерного статуса и борьба за признание республики нейтральным государством. Самое загадочное и, одновременно, угрожающее положение этой внешнеполитической концепции – императив «обеспечения единства этнической территории проживания белорусов»(!).
Формализация внешней политики Белоруссии в таком виде многое объясняет во взаимоотношениях ее с Россией по поводу строительства совместного государства. В любом случае, задавшись такой целью, Минск объективно должен привести доказательства исторических прав Белоруссии на государственный суверенитет, территориальную целостность, особенность национально-культурного развития и, конечно, на «этническую территорию проживания белорусов». В условиях отсутствия в республике развитой демократии и гражданского общества это порождает опасность создания со стороны правящего класса культурно-исторических, этнических и географических мифов, неотъемлемым элементом которых, как известно, является обозначение врага нации. Это может привести к формированию в общественном сознании исторических «обид», стремления к изоляции и оборончеству.
Между тем у белорусского лидера уже появились тревожные высказывания в духе обозначения исторической вины России перед белорусским народом. На пресс-конференции в Минске, выступая перед провинциальными российскими журналистами, Лукашенко подчеркнул, что в России белорусами построены многие города, их силами освоены месторождения нефти и газа, а после развала СССР белорусам ничего из этого не досталось – «ноль». Белоруссия пока не требует их возврата(!) или финансовой компенсации, но настаивает на допуске белорусских структур к местам добычи газа и нефти «на общих основаниях». Подчеркнем, что развитие этой темы со стороны президента Белоруссии за несколько месяцев до выборов далеко не случайно. Мотивация утраты нацией чего-либо в прошлом побуждает ее к консолидации для поиска и возврата. Обиды и потери могут порой сплачивать общество сильнее, чем осознание победы.
В настоящий момент президент Белоруссии видит радужные перспективы в налаживании конструктивного политического диалога с Украиной Ющенко, наращивании торгового оборота и реализации обширных экономических проектов с украинскими партнерами. С приходом к власти в Украине Виктора Ющенко отношения двух стран, по мнению Лукашенко, изменились в лучшую сторону, товарооборот, в частности, вырос до 1,5 млрд. долларов США. Приглушенные тона белорусских СМИ стали характерны и для весьма острой в недалеком прошлом проблеме долга украинского государства перед Белоруссией, который, по подсчетам правительства РБ, составлял 100 млн. долларов. Это тонко прочувствовали в Киеве, где премьер-министр Украины Юрий Ехануров недавно твердо заявил о том, что его страна вообще не имеет государственного долга перед Белоруссией.
Улучшение партнерских отношений с Украиной белорусская сторона объясняет экономическими причинами, заинтересованностью предприятий республики в расширении экспорта своей продукции, включая продовольственные товары, в соседнюю Украину. Однако на самом деле интерес белорусского правительства к инициированию контактов с Киевом связан, прежде всего, с необходимостью создания коалиции двух государств, способной противостоять политике России, состоящей в том, чтобы в ближайшей перспективе привести цены на экспортируемые в Украину и Белоруссию энергоресурсы в соответствие со среднеевропейскими. Сегодня Александр Лукашенко прямо заявляет о том, что «у Украины – большие интересы в Беларуси, поэтому у наших отношений с этой страной нормальное будущее».
Вопрос о цене на российский газ и на российскую нефть актуален, жизненно важен для Украины и Белоруссии. Он настолько критичен, что Украина, являющаяся транзитной территорией для поставки российских энергоресурсов в Западную Европу, в обмен на поддержку со стороны Белоруссии, через территорию которой тоже проходят экспортные трубопроводы России, готова забыть об экспорте «демократии» в соседнюю республику и объединиться с Минском в некий блок, целью которого станет консолидированная защита от ценового диктата России в сфере экспорта ее энергоресурсов.
В середине ноября, например, президент Украины Виктор Ющенко в Париже решительно выступил против международной изоляции Белоруссии, к которой призывает Запад, за развитие контактов с этой страной. Украина объявила также о своем намерении помочь Белоруссии в выстраивании более тесного сотрудничества с НАТО. В ответ президент РБ похвалил сам себя за мудрость, проявленную в выстраивании позитивных отношений с политическим режимом Ющенко сразу после известных «оранжевых» событий в Киеве, и немедленно дал добро на подписание плана сотрудничества вооруженных сил Белоруссии и Украины.
Кроме того, Минск попросил руководство Североатлантического альянса провести внеочередное заседание Политического комитета НАТО с участием представителей Белоруссии. 22 ноября такое заседание в штаб-квартире НАТО в Брюсселе состоялось. В ходе его работы белорусская сторона представила свои соображения и предложения, направленные на интенсификацию и повышение уровня сотрудничества Минска с НАТО. Белоруссия согласилась на выделение своего воинского контингента для участия в миротворческих операциях. Шла речь в Брюсселе о продолжении на следующие два года Индивидуальной программы партнерства и о расширении участия белорусской стороны в программе НАТО «Процесс планирования и оценки сил». Возможно, в Минске всерьез рассматривают сближение с Североатлантическим альянсом как дополнительную гарантию купирования «постоянной зависимости от агрессивных соседей».
С одной стороны, выступая перед студентами в стенах Могилевского госуниверситета, президент РБ обозначил угрозу белорусам, когда в контексте глобализации они могут попасть в подчинение и услужение «цивилизованным европейцам», лишиться права самим определять пути развития своего государства. Нам, отметил Александр Лукашенко, не надо за кем-то бежать в Европу, отказываться от своих традиций, культуры и государственного устройства. Но с другой, в интервью, например, западным средствам массовой информации, Лукашенко проблему взаимоотношения Белоруссии с Евросоюзом излагает обычно в ином свете. Так, например, белорусский лидер не раз заявлял, что экономический комплекс Белоруссии достаточно развит и готов к интеграции в Европейский союз. Белоруссия, по убеждению Лукашенко, является частью Европы, участвует в глобальных процессах на европейском континенте и должна быть в составе ЕС.
В целом, приходится констатировать, что в геополитическом плане распад Союза ССР оказался более всего невыгодным для его государствообразующего ядра – России. Россия в результате развала советской империи получила по периметру своих границ соседство с новыми, слабыми или очень слабыми государственными образованиями, которые в своем большинстве оказались под влиянием Евросоюза, США и НАТО, значительно укрепивших свое присутствие (в том числе военное) на постсоветском пространстве. Присутствие, прямо скажем, не отвечающее российским национальным интересам. Не исключено, что в перспективе станет заметнее политическое влияние Китая в отдельных государствах – бывших республиках Союза ССР.
Становление молодой белорусской государственности и белорусской правящей элиты представляет собой процесс, во многом альтернативный процессу восстановления исторического единства российского государства, воссоздания государственности и культурно-национальной матрицы. Сегодня Россия и Белоруссия – разные государства и политические системы, разные экономики. Это в значительной степени определяет текущую неудачу интеграции. Однако потенциальное геополитическое лидерство России, основанное на консолидации российского общества, успехах экономики, военно-стратегическом могуществе и классическом национализме (подобном североамериканскому, итальянскому, германскому), позволит сделать привлекательным идею федерации для ее бывших исторических частей, прежде всего Белоруссии и Украины.
В то же время Россия не может допустить отказа от идеи интеграции, от активной, последовательной внешней политики по отстаиванию своих национальных интересов по периметру своих границ. Пассивно выжидать, надеясь на политический нейтралитет и независимый, любезный России курс государственных новообразований в постсоветской зоне, как показал опыт, просто наивно и недальновидно – вакуум неизбежно заполнят другие силы, далеко не дружественные российскому государству.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |