Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Независимая газета,
11 сентября 2002
Василий Викторов
Распространенная СМИ информация о том, что Казахстан и Узбекистан в недалеком будущем станут единым государством, не получила официального подтверждения. Но все-таки не случайно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, комментируя результаты встречи с узбекским коллегой, "оговорился" об объединении двух соседних стран. В свою очередь, знакомясь с казахстанской столицей, Ислам Каримов довольно двусмысленно выразил восхищение Астаной, назвав ее городом, "который будет олицетворять не только лицо Казахстана, но и будущее всего региона". Идея объединения двух государств, одно из которых - демократическое, другое - тоталитарное, да еще и с принципиально разным уровнем экономического развития, выглядит абсурдной лишь на первый взгляд.
Не секрет, что казахстанский лидер ищет для себя некий международный пост, который позволит ему в случае отставки остаться довольно заметной фигурой на политической арене. Вряд ли Назарбаеву удастся остаться бессменным руководителем какого-либо уже существующего альянса в структурах СНГ, поэтому неудивительно, что он пытается создать общее государство с одним из соседей.
К тому же в последнее время Назарбаев стал с удвоенной активностью дружить с соседями по региону. Это можно проследить по бесконечной череде формальных и неформальных встреч на высшем уровне, состоявшихся на казахской земле за последние пару лет.
Действительно, страны Центральноазиатского региона пришли к идее интеграции достаточно давно. Мало того, они более полугода назад создали на территории Содружества автономный от России альянс - Центрально-Азиатское Сотрудничество (ЦАС). На самом деле он был создан на базе другого альянса - Центрально-Азиатского Экономического Сообщества (ЦАЭС), который просуществовал шесть лет, правда выполняя сугубо экономические функции. А сегодня остро обозначилась необходимость совместно решать и другие задачи, в первую очередь - политические. Особенно сплотила центральноазиатские страны тесная дружба с Западом, в частности с США. По мнению директора Института стран СНГ Константина Затулина, вполне возможно, что заявление президента Назарбаева о союзе с Ташкентом - это желание Астаны прислониться к Узбекистану, который обрел некоторую уверенность в результате приглашения в регион американских и натовских сил: практически все проблемы правящего режима этой страны сегодня стали и проблемами США. В политической элите Казахстана в последнее время очень популярны идеи приглашения Америки на свою территорию. В кулуарах обсуждают не только предоставление воздушного пространства для авиации сил антитеррористической коалиции, но и, например, создание военно-морской базы США где-нибудь на казахском побережье Каспия.
Однако Казахстан ожидают нерадостные перспективы от объединения с Узбекистаном: существует опасность, что многонаселенный и более сильный в военном отношении южный сосед довольно быстро поглотит казахстанские просторы. Сомнения вызывает и тот факт, что два самых амбициозных и сильных политика - Назарбаев и Каримов, с момента распада Советского Союза борющихся за лидерство в регионе, смогут уступить друг другу свои позиции и пост главы гипотетического союзного государства. Кроме того, Казахстан и Узбекистан в своих начинаниях должны заручиться поддержкой остальных членов Содружества, где последнее слово останется за Россией, которой и так хватает хлопот и проблем с внезапно ориентировавшейся на Запад Центральной Азией.
Вместе с тем не исключено, что это далеко не последняя шумиха вокруг казахстано-узбекской интеграции. Вполне вероятно, что "неверно истолкованная" журналистами фраза о новой структуре СНГ есть не что иное, как один из методов восточной дипломатии.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |