Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Беларусь начинают рассматривать как угрозу региональной стабильности

БДГ. Деловая газета, 15 ноября 2005

Антон Анин

Активность европейских институтов в отношении к нашей стране стала настолько заметной, что каждое очередное заявление со стороны управляющих органов ЕС, ОБСЕ или Совета Европы вызывает искреннее недоумение только у белорусского МИДа. Хотя даже его работникам пора бы окончательно осознать, что в отношениях с Европой наступила совершенно новая эпоха.

Несмотря на то, что введение санкций против правительства РБ официально рассматривается Европой как «возможное», сомневаться в том, что в скором времени оно станет реальностью, не приходится. Политических предпосылок для ужесточения отношения к Минску множество (конфликт вокруг Союза поляков, ухудшение положения гражданского общества и СМИ, перманентные нарушения демократических норм при проведении выборов и референдумов), но существует и менее очевидная, но оттого не менее важная причина. В глазах Европы мы превращаемся из государства, где не соблюдаются базовые права и свободы, в государство, могущее представлять угрозу региональной стабильности.

Что позволяет говорить о таком изменении статуса? Какую опасность мы можем представлять для европейского региона? Каковы будут возможные формы проведения и последствия новой политики ЕС в отношении Беларуси? Рассмотрим эти вопросы по порядку.

Сперва о подозрениях. В течение одного года вопрос об открытии делегации Еврокомиссии в Минске рассматривался несколько раз, переходя в определении временных рамок от «в ближайшем будущем», затем «в будущем году» наконец к концу текущего года.

Делегации Еврокомиссии исполняют роль посольств ЕС в странах пребывания. Организация делегаций началась после решения о формировании единой внешней политики и политики в области безопасности ЕС (Маастрихсткий договор 1992 г.). На постсоветском пространстве сейчас действуют пять делегаций: в Москве, Тбилиси, Астане, Киеве и Кишиневе. Каждая работает в нескольких странах своего региона. До недавнего времени киевская делегация ЕК работала в Украине, Молдове и Беларуси. Но недавно в Кишиневе появилось свое представительство ЕК, а в Беларуси уже несколько лет работает только небольшое отделение киевского посольства ЕС.

Основные задачи делегаций — содействие расширению и налаживанию контактов между руководящими органами ЕС и стран пребывания, политические коммуникации между органами ЕС и правительством стран нахождения, реализация программ технической помощи. Делегации Еврокомиссии не могут считаться посольствами и имеют статус представительства международной организации. Функции каждой делегации могут быть расширены в зависимости от специфики той или иной страны. Очевидно, что в Беларуси в случае организации полноценной делегации дополнительными сферами деятельности станут мониторинг соблюдения прав человека, демократических стандартов во время выборов и отслеживание политической ситуации в стране.

Одновременно с открытием делегации ожидается прибытие в Беларусь личного представителя по правам человека, «европейского ястреба» Хавьера Соланы. Следует помнить, что внешней политикой в ЕС занимается все же департамент по внешним связям Еврокомиссии, в то время как г-н Солана специализируется в основном как раз на вопросах европейской безопасности. Опыта здесь ему не занимать.

Что касается санкций, о которых сейчас много говорят, то блокировка счетов (даже персональных) возможна только в отношении заведомо преступных режимов и организаций. Банки обычно очень болезненно реагируют на вмешательство политических институтов в дела их клиентов, для разглашения информации по счетам, тем более для их замораживания должны быть очень веские причины. Подобная практика до сих пор применялась только в отношении режимов, явно поддерживающих террористическую или преступную деятельность.

Здесь уместно вспомнить нашумевшее откровение г-на Адамкуса во время недавнего визита в Германию. При всей своей кажущейся нелепости заявления о возможной атаке белорусских коммандос на территорию Литвы вызвали в Европе не здоровый смех, а дискуссии, пусть и не в самом серьезном ключе. И даже Лукашенко во время вручения португальским послом верительных грамот вещал о заинтересованности РБ сохранить стабильность в Европе, предпочтя тактику опровержений, а не ерничества.

Впрочем, стоит отметить, что даже если подозрения автора верны, то официально пока никто белорусскую угрозу не признавал и речь идет скорее об угрозе институционализации такого положения вещей. Потому полезно рассмотреть второй вопрос, чем Беларусь страшна Европе?

Во-первых, беспокойство европейских политиков может вызывать возможный сценарий действий белорусских властей после обострения международной и внутренней ситуации. История учит, что режим, не чурающийся аморальных действий, становится особенно опасен, будучи загнанным в угол. Никто не может предвидеть, на что окажутся способны хорошо организованные и вымуштрованные структуры, обладающие финансовыми возможностями десятимиллионного государства, если окажутся перед выбором между насильственным удержанием власти и судебным процессом. Неадекватная реакция может быть направлена не только против собственных несогласных, но и против внешних «гонителей». Тем более что в желающих помочь в деле отмщения западным угнетателям недостатка не будет.

Существуют также экономический и социальный аспекты возможных угроз, которые можно объединить в единый комплекс. Мало кто из наблюдающих за развитием «белорусского чуда» сомневается в том, что рано или поздно экономическая ситуация в РБ значительно ухудшится. Неважно, произойдет это в результате несостоятельности политики правительства или вследствие неизбежных реформ. В любом случае спад в экономике крайне негативно скажется в обществе. Возрастет уровень преступности, в первую очередь организованной, а организованные преступные группировки налаживают контакты за рубежом гораздо быстрее, чем это делают правительства. Значительно увеличится поток нелегальных мигрантов на Запад: к беженцам из стран Азии и Африки присоединятся неожиданно обедневшие белорусы.

Особенно неприятными могут стать такие последствия экономических и социальных трудностей, как повсеместная коррупция и пополнение оскудевшего госбюджета за счет собственности иностранных инвесторов, транзита. В любом случае нестабильное в социально-экономическом плане государство на границе ЕС — всегда серьезная головная боль для богатых соседей по тысяче самых разных причин. Даже возможность подобного развития событий может вызывать обеспокоенность, ведь болезнь легче предупредить, чем лечить.

Исходя из этого принципа и будут, по всей видимости, действовать европейские власти в обозримом будущем. И если говорить о последствиях изменения отношения к Беларуси со стороны ЕС и других европейских организаций, то их основной целью станет установление демократической системы правления в РБ в максимально короткие сроки как средство минимизировать риски для себя. Демократические режимы более предсказуемы и менее подвержены дестабилизации, нежели авторитарные и диктаторские.

У ЕС нет богатого «демократизаторского» опыта США, и в ситуации отсутствия высокой революционной активности в стране действовать ему еще не приходилось. Поэтому определенный план действий, очевидно, еще не составлен. Вполне вероятно, что не все политики и институты к западу от Бреста осознали необходимость выработки единой стратегии и ощутили потенциальную угрозу. Но это не значит, что единой политики и единых действий не будет. Это — только вопрос временных рамок, которые будут тем короче, чем больше будут артачиться белорусские власти прибытию европейской делегации, обещанной комиссаром ЕС по внешней политике г-жой Ферреро-Вальднер во время визита в Москву. Немаловажным будет и степень противодействия властей открытию делегации ЕС в Минске. Неконструктивные действия только ускорят консолидацию европейских политических элит и помогут переубедить немногих сомневающихся в необходимости демократизации Минска.

Теперь о возможных конкретных акциях. Создается впечатление, что европейцы не намереваются организовывать экономическую блокаду РБ. Тем более что история практически не знает примеров успешных экономических санкций против государств, и об этом упоминали и европейские, и белорусские власти. Однако это вовсе не значит, что никаких санкций не будет. ЕС уже угрожает «точечными» экономическими мерами в отношении прежде всего высших руководящих лиц РБ, причем блокировка немногочисленных банковских счетов может стать только первым шагом в этом направлении.

Заключение Совета министров иностранных дел ЕС упоминает «запрещение на выдачу виз и замораживание активов», однако из этого не следует полное замораживание банковских активов всей страны, что было бы больше похоже уже на военные действия, так что речь, скорее всего, идет о замораживании счетов тех, для кого будут действовать ограничения по въезду. Возможное расширение списка невъездных в ЕС и возможное возбуждение уголовных дел в странах ЕС в отношении высокопоставленных граждан РБ имеют в принципе ту же направленность: сделать жизнь нынешней белорусской элиты менее приятной, вызвав у нее желание радикальных перемен. С ходом времени такие меры будут становиться более жесткими и дополняться новыми искусственными проблемами для частных лиц.

В отношении рядового населения меры будут диаметрально противоположными. Высказанные, обсужденные и одобренные на уровне Еврокомиссии рекомендации по упрощению въезда белорусских граждан в страны ЕС будут полезны Европе по многим причинам: сравнение даже новых членов ЕС с Беларусью не в пользу нашей родины, выезжающие имеют возможность получать альтернативную информацию. Кроме того, существует вероятность того, что страны Центральной Европы будут активно, при моральной и технической поддержке Брюсселя рекрутировать белорусскую рабочую силу. Для Европы выгод в этом множество: будет формироваться общественное мнение в нужном направлении (через семьи эмигрантов), в случае экономических трудностей в РБ наиболее активное население будет отвлечено от криминальной деятельности, наконец, это поможет решить и внутреннюю проблему на востоке ЕС, где в ближайшее время будет ощущаться нехватка неквалифицированного персонала. В то же время недостаток рабочих рук, отправившихся на Запад, отразится на белорусской экономике, и винить в этом Европу будет затруднительно. Собственно, подобная политика уже ведется Чехией, о ее начале заявили и страны Балтии. Возможно, в дальнейшем она будет проводиться централизованно.

Одним из основных направлений станет все же поиск варианта изменения ситуации в РБ, который устроил бы Москву. Очевидно, что нынешняя политическая ситуация в Беларуси не вызывает там восторга, однако перспективы перемен вызывают беспокойство. В такой ситуации Брюсселю придется найти вариант, который не вызывал бы возражений Кремля и содействовал достижению целей ЕС одновременно. Задача сложная, но решить ее можно и нужно. И тот день, когда будет достигнуто согласие о совместных действиях России и Евросоюза по предотвращению перехода Беларуси из стадии возможной угрозы в реальную, можно будет считать началом конца политического режима на пространстве от Бреста до Орши.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ