Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
БР. Белорусы и рынок, 14 – 21 ноября 2005
Мария Садовская
Отношения между Беларусью и Европейским Союзом на прошлой неделе приобрели неожиданно широкую огласку. 7 ноября о Беларуси высказался Совет ЕС на уровне министров иностранных дел, а двумя днями позже, находясь в Москве, о нас упомянула комиссар Евросоюза по внешней политике Бенита Ферреро-Вальднер. Оба заявления вызвали оживленную реакцию со стороны белорусского и российского МИДов.
“Заключения Совета ЕС свидетельствуют о стремлении навязать свою волю властям и обществу Беларуси. Не останавливаясь даже перед угрозами... Настойчивые попытки ЕС ”гибко", в обход действующей белорусской власти финансировать политические процессы на территории нашего государства не только не вписываются в уважение суверенитета. Такого рода финансирование “с черного хода” просто незаконно. Не только в Беларуси, но и в большинстве государств мира. Мы вновь напоминаем об этом нашим европейским партнерам", — говорится в официальном комментарии МИДа Беларуси.
“Мы не можем согласиться с утверждениями о том, что Белоруссия является некой проблемной зоной в плане демократии... Мы исходим из того, что любые шаги в содействии развитию демократических процессов в Белоруссии, как, впрочем, и в других странах, должны быть адаптированы к местным реалиям. Навязывание неких универсальных схем не ведет к укреплению демократии и становлению единой Европы без разделительных линий”, — добавляет российский МИД.
Что же вызвало такую строгую оценку заявлений ЕС со стороны Минска и Москвы?
На первый взгляд риторика Евросоюза осталась прежней: “всерьез озабочены нарушениями гражданских прав”, “рекомендуем провести свободные и справедливые выборы”, “обеспечить гражданам свободный доступ к информации”... Все эти обороты из года в год в разных формах перекочевывают в заявления европейских структур и присутствуют в принятом 7 ноября министрами иностранных дел ЕС заключении.
Евросоюз по-прежнему готов поддерживать население и структуры гражданского общества в Беларуси, используя “разные каналы”, и в то же время удерживать контакты с чиновниками на уровне ниже министерского. При этом он желает “иметь более тесные и хорошие отношения с Беларусью — в том числе в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и Европейской политики соседства — в случае если белорусские власти ясно продемонстрируют свое желание уважать демократические ценности и верховенство закона”. Как и раньше, говорится об интенсификации поддержки СМИ (видимо, имеются в виду миллионные тендеры на радиовещание с территории соседних стран) и поиске более гибких инструментов финансовой поддержки в целом.
И все же у заявлений, озвученных на прошлой неделе, есть ряд особенностей, выделяющих их из общего ряда.
Так, Евросоюз впервые за последнее время на высоком уровне — Совета ЕС и Еврокомиссии — заявил о том, что может заморозить счета белорусских чиновников за рубежом. Такие предложения раньше звучали из уст отдельных евродепутатов, но известно, что от их слов к реальным решениям в ЕС переходят далеко не всегда. Теперь же в официальном пресс-релизе Совета ЕС говорится, что Совет “выражает сомнения в том, что президентские выборы 2006 г. пройдут на правовой и демократической основе. Поэтому он призывает полностью применить рекомендации отчетов ОБСЕ/БДИПЧ к выборам 2006 г.”, а в случае несоблюдения международных стандартов “ряд делегаций” предлагает ввести санкции, включая “визовые запреты и замораживание счетов”.
Позицию Совета ЕС разделяет и комиссар ЕС по внешней политике и европейской политике соседства Б. Ферреро-Вальднер, хотя с ее точки зрения замораживание личных счетов чиновников предпочтительнее расширения списка “невъездных”, — “нужно, чтобы оставались каналы для диалога с белорусской властью”.
Еще один повод для беспокойства официальному Минску и Москве дает то, что ЕС открыто выносит “белорусский вопрос” на повестку переговоров с Россией. “Москва, конечно же, примет к сведению точку зрения Европейского Союза. Москва ведет постоянный диалог с Беларусью и обратила внимание на то, что старательно поддерживает этот диалог и считает, что именно в рамках постоянного диалога могут быть достигнуты положительные результаты. Москва также отметила, что региональное сотрудничество укрепляется в рамках различных программ сотрудничества между Беларусью, Казахстаном, Россией и другими государствами”, — сообщила Б. Ферреро-Вальднер в интервью радиостанции Deutsche Welle 9 ноября в ходе визита в Москву “тройки” ЕС, в которую, помимо нее, вошли министр иностранных дел Великобритании Джек Стро и верховный представитель ЕС по внешней политике Хавьер Солана.
Тем самым Брюссель показывает, что не собирается замалчивать вопрос о роли России в поддержании “стабильности” в Беларуси и теперь Кремлю придется чаще объяснять свою позицию в отношении Беларуси на официальном уровне. Видимо, с этой целью 10 ноября и был опубликован “разъясняющий комментарий” от имени пресс-службы российского МИДа. Там, кстати, помимо оценки ситуации в Беларуси, содержится и рецепт того, как именно Брюсселю следует вести себя с Минском: “Считаем, что активное развитие диалога Евросоюза с Белоруссией позволило бы не только снять имеющиеся у него озабоченности, но вело бы к дальнейшему развитию демократических норм и рыночных преобразований в этой стране”.
Еще одно изменение позиции ЕС заключается в том, что у его различных структур, похоже, вырабатывается более согласованная политика в отношении Беларуси. Раньше различные органы Евросоюза в своих обращениях редко упоминали о намерениях друг друга, хотя и говорили приблизительно об одном и том же. В нынешнем же заявлении приветствуется намерение Еврокомиссии открыть в Беларуси офис “к концу этого года”, а также планы Х. Соланы направить в Минск своего личного представителя по правам человека для контактов с гражданским обществом и донесения мнения ЕС до белорусских властей. Это вселяет надежду на то, что решения относительно Беларуси — не важно, относительно санкций или относительно способов поддержки гражданского общества — будут приниматься быстрее и финансироваться более гибко.
Конечно, вряд ли стоит ожидать немедленного улучшения эффективности действий Брюсселя. Так, открытие офиса Еврокомиссии в Минске вряд ли возможно до конца этого года, так как, как справедливо отметил белорусский МИД (и ранее неоднократно неофициально заявляли представители Еврокомиссии), Брюсселю будет крайне сложно открыть офис в одностороннем порядке, а согласование процедуры с белорусскими властями может занять несколько месяцев. Однако тенденция не может не настораживать тех, кто заинтересован в минимуме реальных действий Евросоюза в отношении Беларуси.
Любопытно, что, несмотря на разность позиций, в заявлениях ЕС и белорусского МИДа на прошлой неделе нашлись и общие моменты. К примеру, вряд ли вызовет отторжение Брюсселя, заинтересованного в “процветающей, демократической Беларуси”, стремление белорусской стороны к “поступательной нормализации взаимоотношений между ЕС и Беларусью в духе взаимного уважения и общей ответственности за укрепление мира и стабильности в Европе”. Или сообщение МИДа о том, что “предстоящие президентские выборы в 2006 году пройдут в строгом соответствии с действующим избирательным законодательством Республики Беларусь и международными стандартами”.
Очередной “тест” на искренность добрых намерений стороны пройдут уже довольно скоро: в декабре в Минск собирается приехать делегация Европейской комиссии, а в январе “белорусский вопрос” снова появится на повестке дня встречи министров иностранных дел ЕС. Если впечатления от визита у европейцев останутся положительными и белорусская сторона предъявит доказательства своей готовности проводить свободные и справедливые выборы, вместо политических заморозков зимой 2006 г. может наступить неожиданное потепление.
Пока же официальному Минску недвусмысленно заявляют: настала пора принимать серьезные решения.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |