Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Подарки от президента, «сито» от министра

БДГ. Деловая газета, 21 ноября 2005

Павел Дядин

Подготовка законодательной базы и общее состояние системы образования стали темами очередной встречи руководства Минобразования с депутатами парламентской комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу. Дело в том, что в 2006 году профильное министерство предполагает внести на рассмотрение в парламент Образовательный кодекс, который станет единым нормативным документом, регулирующим данную сферу.

Пожалуй, нигде так далеко не продвинулась законотворческая мысль, как в сфере образования. Благодаря совместным усилиям парламентариев и Министерства образования в Беларуси действуют законы «Об образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития», «О профессионально-техническом образовании». В настоящее время готовятся к рассмотрению Палатой представителей Национального собрания во втором чтении законопроекты «Об общем среднем образовании» и «О высшем образовании». А теперь будет еще и кодекс.

Министр образования Александр Радьков проинформировал парламент о том, что белорусская образовательная система является эталоном для остальных стран СНГ. Ей осталось решить всего три задачи: достигнуть высокого уровня образования на всех его ступенях — от дошкольного до вузовского, создать действенную систему идеологического воспитания и оптимизировать госрасходы. По словам министра, все эти задачи успешно выполняются.

Как одно из достижений в деле повышения идеологической составляющей в воспитательном процессе министр назвал введение в вузах образовательного курса «Государственная идеология». Правда, А.Радьков признал, что курс этот пока несовершенный и требует корректировки, но направление в нем обозначено верное.

В рамках воспитательной работы, сообщил министр, в каждой школе создан уголок государственной символики, а первоклашки к 1 сентября получили памятные учебники от президента. Планируется, что аналогичные подарки будут весной 2006 года сделаны и выпускникам школ. В красочных изданиях, которые они получат, будет содержаться справочная информация о социально-экономической ситуации в Беларуси, представлены достижения народного хозяйства страны, даны координаты предприятий и учебных заведений, куда вчерашние школьники смогут трудоустроиться или поступить на учебу. Эта идеологическая пиар-акция, по мнению А.Радькова, будет понятна и близка не только выпускникам, но и их родителям. С этим суждением трудно поспорить, особенно если вспомнить, что в 2006 году должны пройти президентские выборы.

Отдельно министр остановился на преподавательском составе вузов, который, по его мнению, должен быть монолитным и стоять на государственных позициях. Пока же, с сожалением констатировал глава Минобразования, студенты зачастую «не видят позиции преподавателя». В этой системе особая роль отводится руководству вузов. Неслучайно А.Радьков отметил, что каждый ректор помимо выполнения своих профессиональных функций является еще и «политической фигурой». В связи с этим в закон «О высшем образовании» планируется ввести норму, согласно которой ректоры даже частных вузов будут назначаться на должность только по согласованию с министром образования. Пройти через это «сито», как точно выразился А.Радьков, смогут только «самые достойные люди», обладающие кандидатской или докторской ученой степенью.

Касаясь третьей задачи системы образования — экономии государственных средств, министр сообщил, что и тут все в порядке. За последние три года доходы от платных услуг в этой сфере возросли в два раза. А.Радьков не стал скрывать, что существуют даже годовые планы по увеличению внебюджетного финансирования и он как министр отчитывается за их выполнение перед правительством. Здесь уместно вспомнить, что глава образовательного ведомства неоднократно публично заявлял о недопустимости поборов с родителей в школах. Но родители все жалуются и жалуются. А министерство требует выполнения планов от облоно, те — от роно, которые выкручивают руки директорам школ, директора требуют от учителей, учителя собирают дань с родителей. В этом замкнутом круге государственные расходы на образование оптимизируются за счет все тех же рядовых налогоплательщиков. В общем, как учат в школе, одно пишем — другое в уме.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ