Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Независимая газета,
13 сентября 2002
Максим Гликин
Угрозы Москвы в адрес Тбилиси ставят на повестку дня вопрос о том, насколько возможные боевые действия на чужой территории согласуются с принципами СНГ, членами которой являются и Россия, и Грузия. Не противоречат ли они Договору о коллективной безопасности? Не нарушают ли устав Содружества, предполагающий отказ от применения силы против независимости другой страны (или угрозы применения силы) и сотрудничество на основе взаимного согласия? Должна ли была Россия, прежде чем предпринимать подобные шаги, уведомить своих партнеров по СНГ и согласовать с ними свои позиции?
Мы попросили прокомментировать эту ситуацию специалистов в области международного права. Как сообщил "НГ" руководитель Центра международно-правовых исследований Института государства и права РАН Игорь Лукашук, статья 51 Устава ООН декларирует право на самооборону. В декларации от 1970 года провозглашается принцип неприменения силы в случае, если это наносит ущерб территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. В случае российско-грузинского кризиса речь не идет ни о территориальных притязаниях, ни об изменении политического режима Грузии. Так что данный принцип, по мнению профессора Лукашука, Россия не нарушит. В 1974 году Генеральная Ассамблея ООН приняла определение агрессии, согласно которому актом агрессии является, в частности, ситуация, когда государство позволяет использовать свою территорию для засылки наемников или вооруженных групп. Наконец, в 2001 году на Генеральной Ассамблее ООН принята статья, говорящая об ответственности государства за враждебные действия с его территории.
По словам Лукашука, государство, подвергающееся агрессии, должно прежде всего попытаться использовать все мирные пути для разрешения конфликта. Что и делает Россия уже довольно длительное время. Договор о коллективной безопасности стран СНГ международного права не отменяет. Он предполагает совместные действия для обеспечения безопасности его членов. Но если одна из сторон от сотрудничества отказывается, более того, является плацдармом для агрессии, вступает в силу вышеупомянутая статья Устава ООН.
Аналогичной позиции придерживается и заместитель директора Института стран СНГ Владимир Романенко. По его словам, Договор о коллективной безопасности членов СНГ на Грузию не распространяется: она из этого договора вышла по собственной инициативе. В то же время Грузия остается членом СНГ, то есть признает, что у нее есть общие интересы со странами Содружества. Следовательно, считает эксперт, безопасность России в интересах Грузии. Точно так же в ее интересах ликвидация очага терроризма на собственной территории. Россия не отказывается от инструментов, действующих в рамках Содружества. Так, на предстоящем саммите в Молдове обязательно будет поднят вопрос о Панкисском ущелье. И вполне возможно, что там, на высшем уровне, и будет достигнуто удовлетворяющее всех соглашение. Владимир Романенко полагает, что до применения силы все-таки не дойдет.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |