Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
02.12.2005, Страна.Ru.
Внесенные президентом Владимиром Путиным поправки в закон о гражданстве, упрощающие получение гражданства России бывшими гражданами СССР, длительное время проживающими на законных основаниях на территории РФ, в интервью парламентскому корреспонденту Страны.Ru Елене Земсковой комментирует член комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин.
- Константин Федорович, насколько актуальны предлагаемые президентом изменения в закон о гражданстве и каких результатов можно ожидать?
- Эти изменения абсолютно необходимы. Дело в том, что в момент принятия закона о гражданстве был недооценен целый ряд обстоятельств, которые препятствовали получению нашими соотечественниками российского гражданства. В результате большое число людей, которые могли бы быть гражданами России, так ими и не стали. Вступление в силу закона сразу породило кучу конфликтов и человеческих драм. Многие были вынуждены возвращаться ни с чем к местам своего прежнего обитания. Проблема с нашими соотечественниками существует сегодня и в странах дальнего зарубежья. Фактически люди выбивают российское гражданство для своих детей, но сами не могут его себе вернуть, так как в некоторых странах существует запрет на двойное гражданство.
- Увеличение срока на два года сможет как-то исправить ситуацию?
- Это снимет ажиотаж и панические настроения среди желающих получить российское гражданство. Кроме того, появится время, чтобы поправить сам закон о гражданстве, а также создать грамотную программу репатриации населения и в целом скорректировать миграционную политику. Сегодня в модернизации нуждается целый комплекс законодательных актов в этой области. Поэтому предлагаемые президентом изменения - только первый шаг в этом направлении. Мы будем настаивать, чтобы эти поправки были приняты Госдумой как можно скорее, еще до наступления Нового года.
- Большой преградой для получения гражданства стала сильно забюрократизированная процедура. Не кажется ли вам, что срок в два дополнительных года окажется малым и не все потенциальные россияне смогут стать ими по закону?
- Да, получение гражданства чрезвычайно забюрократизировано. Но это произошло по той причине, что ранее разработчики законопроекта полагали, что за десять лет все, кто хотел переехать в Россию, уже это сделали. Тем самым поставили барьер на пути нежелательных мигрантов. Но эти люди просто не понимали ситуацию и недооценили важность миграционных потоков для нашей страны. Сегодня миграция - это чуть ли не единственный источник пополнения российского населения. Другое дело, что эта проблема требует аккуратного обращения, как это показывают события во Франции. Нам нужны не всякие мигранты, а, прежде всего, наши соотечественники. И именно на это направлены президентские поправки. К тому же необходимо выделить ряд регионов, в которых мигранты могли бы расселяться в приоритетном порядке.
- Какие это могут быть регионы?
- Прежде всего, это Сибирь и Дальний Восток. Государство могло бы на льготных условиях предоставлять российское гражданство соотечественникам, которые бы согласились переехать туда на постоянное место жительства.
- Вы говорите о желательных для миграции регионах, а какие мигранты могут оказаться для нас наиболее "желательными"? Должно ли государство "фильтровать" миграционные потоки?
- Желательными для нас являются представители родственных и коренных народов России. Все они должны иметь преимущества и льготные права на получение гражданства. Однако миграцию русскоязычного населения нужно поощрять не во всех странах СНГ, а только там, где мы не заинтересованы в создании своей сильной русской диаспоры.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |