Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Независимая газета,
4 сентября 2002
Василина Васильева
Казалось, создание украинско-российского газотранспортного консорциума не за горами - до 15 сентября эксперты с обеих сторон должны урегулировать все вопросы. А 7 октября проект двустороннего соглашения уже должен обсуждаться на саммите Содружества в Кишиневе. Однако на днях судьба международного газового консорциума снова оказалась под угрозой. И все потому, что Украина аннулировала договоренности, достигнутые премьер-министрами двух стран на августовской встрече в Москве.
Напомним, что лидеры России и Украины Владимир Путин и Леонид Кучма 9 июня поручили правительствам двух стран в сжатые сроки подготовить подписание соглашения о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере, которое, в частности, предусматривает создание на паритетных началах консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины. Далее работу над проектом продолжили премьер-министры двух стран: на переговоры с российским коллегой Михаилом Касьяновым в Москву довольно оперативно прилетел глава украинского правительства Анатолий Кинах. Спорный вопрос наконец-то сдвинулся с места: по словам Кинаха, Киев больше не настаивал на контрольном пакете акций создаваемого консорциума и согласился на паритетные отношения. Чего, собственно, и добивалась российская сторона.
Однако на днях премьер Анатолий Кинах заявил, что в создаваемом совместно с Россией газотранспортном консорциуме Украина должна получить контрольный пакет, то есть 50% плюс одна акция. Тем самым Кинах перечеркнул результаты августовских российско-украинских переговоров на высшем уровне - тогда сторонам удалось договориться о паритете.
Также украинский премьер-министр подтвердил и то, что на нынешнем этапе правительство не рассматривает возможность приватизации газотранспортной системы. "Магистральные газопроводы являются стратегическим объектом, который очень существенно влияет на национальную экономическую и политическую безопасность Украины", - подчеркнул Анатолий Кинах.
Российская сторона такую смену настроения украинского премьера пока никак не комментирует и тревоги не бьет. Видимо, Москва обещаниям Кинаха о газотранспортном паритете особо и не верила. Как выяснилось, не верили многие.
"Президенты Путин и Кучма, а потом вслед за ними премьер-министры Касьянов и Кинах на переговорах о создании газового консорциума просто бросали слова на ветер, - считает эксперт киевского Международного центра сравнительного анализа Олена Витар. - Начиная с апреля Анатолий Кинах неоднократно заявлял, что украинская газотранспортная система не может быть приватизирована. А из этого следует, что Украина в любом случае будет отстаивать свой интерес и паритетные начала - это совсем не то, что ожидает получить украинская сторона от 26 миллиардов долларов, которые она вкладывает в этот консорциум".
Большинство экспертов сходятся во мнении, что при создании консорциума нужно четко и ясно распределить роли. И не только между Россией и Украиной, но и между теми компаниями, которые также планируют стать участниками этого проекта. Например, до сих пор не совсем понятно положение Германии в консорциуме: первоначально немецкая компания Ruhrgas тоже включалась в проект как полноценный участник, однако теперь она отодвинута на задний план. Немцы, естественно, терять своих позиций не собираются - на днях канцлер ФРГ Герхард Шредер обратился к Украине и России с предложением создать трехстороннюю экспертную рабочую группу по вопросам подготовки предложений о создании консорциума.
"Эта позиция очень невыгодна для Украины: и немецкий Ruhrgas, и французский Gaz de France являются стратегическими партнерами "Газпрома", а за Украиной уже давно закрепилось клеймо "газового воришки". Поэтому можно со стопроцентной уверенностью сказать, что все решения, которые бы принимались в консорциуме, шли по формуле "три против одного". То есть сегодня Украина ищет партнеров, которые объективно не являются ее союзниками, - комментирует украинский эксперт Олена Витар. - Если посмотреть на развитие газового рынка Европы, можно проследить, что основными странами, которые будут покупать газ, транспортируемый консорциумом, будут Великобритания, Бельгия, Франция и Испания. Поэтому стоит вовлечь в консорциум также и эти государства (или хотя бы Туркмению, которая тоже транспортирует газ по украинской территории). Вот тогда Украина будет на более паритетных условиях".
По мнению народного депутата Украины Юлии Тимошенко, идея передачи украинской газотранспортной системы в управление консорциума с участием третьих стран угрожает национальному суверенитету. "Теряя суверенитет над суперобъектом такого значения и таких масштабов, Украина значительно ограничивает собственную независимость, дает прекрасный повод для дальнейшего масштабного вмешательства в свои внутренние дела под предлогом защиты прав и интересов акционеров", - убеждена Тимошенко. Таким образом, получается, что с геополитической точки зрения создание консорциума в таком виде для Украины невыгодно. Однако, с другой стороны, отсутствие у украинского государства собственных средств на модернизацию газопроводов, более 60% которых находится в плачевном состоянии, не оставляет Киеву выбора.
"Доход от прокачки газа через территорию Украины составляет 2,5 миллиарда долларов ежегодно, поэтому инвестиции в объеме более 15 миллиардов долларов в течение 10 лет, обещанные Россией и Германией, не могут быть серьезным аргументом в пользу создания консорциума, - считает Юлия Тимошенко, которая два года проработала вице-премьером по вопросам топливно-энергетического комплекса. - Нам предлагают рефинансировать в газотранспортную систему наши же деньги и хотят на этом еще и прилично подзаработать".
По мнению некоторых российских экспертов газотранспортной отрасли, главное в вопросе международного консорциума - обеспечить должный контроль за поставками газа. "Хочется надеяться, что контрактные обязательства перед Россией со стороны Украины все же будут выполняться в полном объеме. То есть украинская сторона не будет забирать себе в счет оплаты за транспортировку и экспорт больше, чем ей разрешат, - считает главный эксперт по ТЭКу и нефти российской инвестиционной компании "Проспект" Дмитрий Дружинин. - А если Украина все-таки считает для себя сотрудничество на паритетных началах невыгодным, пускай отказывается от участия в проекте".
При этом и украинские, и российские эксперты солидарны в одном: соглашение о создании консорциума еще нескоро увидит свет. "Совместный документ, который планируют подписать в октябре, наверняка будет рамочный - там пропишут только общие фразы без каких-либо четких договоренностей", - считает Олена Витар. "Эта эпопея с консорциумом закончится нескоро. Даже если на этот раз будет подписан какой-то документ, то в нем наверняка окажется масса дыр, которые потребуют дополнительных разъяснений и соглашений. В общем, быстро вся эта система не заработает", - убежден российский эксперт Дмитрий Дружинин.
Какой следующий шаг в отношении проекта предпримут правительства Украины и России, пока остается только гадать. Благо недолго - до кишиневского саммита, на котором президенты Путин и Кучма планируют обсудить проект соглашения по созданию газотранспортного консорциума, остался всего месяц.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |