Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Новый Союз будет создан к пятнадцатилетию распада Советской империи

05.12,2005,"Версия"

В ноябре проект Конституционного акта Союзного государства России и Белоруссии был представлен Высшему совету Союза. Следующий шаг - референдум. А затем - новая страна, новые деньги и новые проблемы. По мнению главы Постоянного комитета Союзного государства Павла Бородина, скорее всего референдум состоится в 2006 году. Если граждане России и Белоруссии выскажутся в поддержку Конституционного акта, ровно через 30 дней после публикации результатов их волеизъявления они проснутся в другом государстве. Каким оно будет? Глава Постоянного комитета Союзного государства Павел Бородин с лёгкостью набросал краткий очерк этого пока гипотетического государства.

СПРАВКА

В Конституционном акте Союзного государства России и Белоруссии оговаривается схема власти нового государства. Руководящей структурой союза будет Высший совет, возглавляемый президентами Российской Федерации и Белоруссии. Исполнительную власть возьмёт на себя совет министров, а законодательную будут представлять депутаты двухпалатного парламента. Так называемая палата представителей будет избираться прямым голосованием, в неё войдут 28 депутатов от Белоруссии и 75 от России, а в палате союза будут заседать 36 сенаторов, делегированных на паритетных началах. Выборы в палату представителей будут проводиться в соответствии с действующими законами России и Белоруссии.

О правовой базе:

- России и Белоруссии необходимо принять конституцию на срок переходного периода. Нужна нормативно-правовая база, из-за отсутствия которой тормозятся многие проекты. Следующий год станет переломным, будет определяться структура новой власти, так что законодательная работа для нас крайне актуальна.

О единой валюте:

- Единая валюта будет введена 1 января 2006 года. У нас вообще-то есть единая валюта - доллар. Но это уродливая ситуация. У нас будет союзный рубль. Может, и покрепче доллара.

Об экономической интеграции:

- Процесс идёт тяжеловато. Последние 10-12 лет нормативно-правовая база, законотворчество и даже формы государственного правления у нас развивались по-разному. В Белоруссии, как в Японии, жёсткое государственное регулирование. Государство осуществляет строгий контроль во всех сферах экономики. И это хорошо. А наш рынок больше похож на бардак. Различий у нас много. Слишком. Три тысячи позиций по таможенному законодательству согласовали, осталось ещё полторы тысячи… А ещё налоговая база, социальное обеспечение, пенсии, всё у нас разное. Чтобы всё это унифицировать, нужно проделать огромную работу. Но вот в социальной сфере, к примеру, по основным вопросам мы уже перешли на принципиально иной уровень: от межведомственных отношений - к межгосударственным.

О товарообороте:

- Наш товарооборот - $18 миллиардов. Это цифры за прошлый год.

О бюджете:

- Бюджет скромный пока. Но всё впереди. И смотря с чем сравнивать. К примеру, годовой бюджет СНГ - 258 млн. рублей. И это 12 республик. А бюджет Союзного государства на следующий год будет в пределах 3,5 миллиарда.

О мигрантах:

- 400 тыс. белорусов работают в России. 100 тыс. россиян - в Белоруссии. Никто не считает друг друга иностранцами. Это о чём говорит? Границ нет. Визового режима нет. И теперь не предвидится.

О перспективах оранжевой революции в Белоруссии:

- Сейчас много говорят о том, что рано говорить о Союзном государстве в свете президентских выборов 2006 года. Пугают оранжевой революцией. Ничего не выйдет. Здесь людям некогда митинговать, они работают, зарабатывают. Подавляющее большинство здесь поддерживает Александра Григорьевича безоговорочно. И Союзное государство поддерживают. Думаю, и референдум о союзе, и президентские выборы пройдут предсказуемо, и через год мы будем жить в другой стране.

Напомним, что союзное государство России и Белоруссии формируется уже шестой год. Предполагалось, что создание завершится к началу 2007 года, однако не факт, что к этому сроку удастся сгладить все острые углы нового государственного формирования. А они имеются. И в немалом количестве.

Проблема № 1. Бюджет Союзного государства

Проект бюджета союза должны были утрясти ещё в начале ноября. Руководитель представительства Постоянного комитета союза в Белоруссии Василий Шолодонов утверждает, что в ближайшее время согласованный проект бюджета будет представлен совету министров Союзного государства, который примет его в рабочем порядке. Однако, по мнению начальника департамента финансов Постоянного комитета Союзного государства Ирины Павловской, согласование может затянуться, так как в процессе формирования бюджета произошло перераспределение полномочий и ответственности за организацию процесса формирования бюджета. Раньше проект бюджета формировался на основе предложений, выдвигаемых Постоянным комитетом и скорректированных в финансовых ведомствах Белоруссии и России. Мы сочли эту ситуацию некорректной, и теперь схема будет иная. Процесс формирования проекта бюджета будет проходить с привлечением государственных заказчиков и координаторов союзных программ. Иными словами, принятие бюджета скорее всего затянется на неопределённый срок.

Этим летом финансирование союзных программ вообще оказалось на грани срыва. Российский Минфин фактически провалил финансирование расходов союзного бюджета, - утверждает Ирина Павловская. - С российской стороны деньги на союзные программы вообще не направлялись. Свою часть расходов финансировала лишь белорусская сторона, но и то лишь до июня.

СПРАВКА

По данным совета министров Союзного государства, на сегодняшний день годовой бюджет Союзного государства исчисляется 2 млрд. 721 млн. российских рублей (для сравнения: годовой бюджет Ульяновской области составляет 3 млрд. рублей). Отчисления стран-участниц составляют 2 млрд. 462 млн. рублей (взнос России - 1 млрд. 600 млн., взнос Белоруссии - 862 млн.). Ещё 259 млн. вносит Белоруссия в счёт частичного погашения задолженности по уплате долевого взноса, образовавшейся с 2000 по 2003 год.

В рамках союзного финансирования выполняются 38 программ. 18,9% приходится на программы производственного назначения, 12,8% - на военно-техническое сотрудничество, 33% - на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности (таможня и граница), 20,4% - на социальную политику, здравоохранение, культуру, образование.

Проблема № 2. Единая валюта союза

Согласно Договору о создании Союзного государства переход Белоруссии на российский рубль будет лишь первым этапом процесса валютной интеграции. Предполагается, что через некий непродолжительный срок и Россия и Белоруссия перейдут на новую денежную единицу - союзный рубль. На сегодняшний день из пакета дополнительных соглашений по введению единой валюты, состоящего из шести пунктов, готовы к подписанию пять.

СПРАВКА: По данным совета министров Союзного государства, России и Белоруссии предстоит согласовать пункт об НДС. Российская сторона обещала компенсировать белорусам потери, если российский рубль будет введён в качестве единого платёжного средства, и весь НДС при экспорте будет уплачиваться в российский бюджет. Предположительные ежегодные потери белорусской стороны могут составить около $140 миллионов.

Несколько дней назад представитель Министерства финансов РФ Оксана Сергиенко сделала следующее заявление: Роль единого эмиссионного центра должна выполнять Россия, в частности Центробанк РФ. Такая модель обеспечит наименьшие риски. Белорусских партнёров высказывание Сергиенко повергло в шок. Фактически из сказанного вытекает, что российская сторона рассматривает валютную интеграцию не как объединение финансовых систем двух стран, а как географическое расширение зоны обращение рубля за счёт Белоруссии, - считает председатель Нацбанка РБ Пётр Прокопович. По его мнению, в вопросе перехода на единую валюту ещё много неясностей и этот процесс может затянуться на неопределённый срок.

Мнения

Председатель КГБ Белоруссии генерал-лейтенант Степан Сухоренко:

- Спецслужбы Белоруссии и России эффективно сотрудничают по всем направлениям, в том числе и по вопросу подготовки кадров, соответствующая программа финансируется из союзного бюджета. Белорусские курсанты учатся в Академии ФСБ России. Практически по всем направлениям сотрудничество развивается эффективно. Мы ощущаем постоянную помощь со стороны российских коллег. Мнение по поводу союза России и Белоруссии - самое позитивное. Осталось преодолеть формальности.

Первый заместитель Министра внутренних дел Белоруссии Александр Щурко:

- Несколько дней назад президент Белоруссии одобрил проект соглашения об обеспечении равных прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства. Переговоры по принятию этого проекта пройдут в конце ноября. На сегодняшний день равноправие в данной сфере соблюдается в большей мере у нас, в Белоруссии, а в России свобода пребывания и перемещения белорусских граждан пока реализована не вполне. Но мы верим, что всё образуется.

Министр образования Белоруссии Александр Радьков:

- К интеграции отношусь положительно. Абитуриенты из России, равно как и белорусские выпускники, могут поступать в вузы наших стран без особых препятствий уже сегодня. Граждане России поступают в белорусские ВУЗЫ на равных условиях, студенты без ограничений получают стипендию, бесплатное медицинское обслуживание и могут жить в общежитиях как граждане одной страны. В планах - разработка единых тестов для абитуриентов, которые будут использоваться и в Белоруссии, и в России.

Заместитель генерального директора Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева генерал-майор Валерий Меньшиков:

- К 2011 году будет завершено создание единой многофункциональной космической системы Союзного государства. Работа по созданию этой системы велась и ведётся в рамках программ Космос-БР и Космос-СГ, последняя стартовала год назад и закончится в 2007 году. Обратите внимание на аббревиатуры: раньше - БР (Белоруссия - Россия), а сейчас - СГ (Союзное государство). Наши ближайшие задачи - разработка технологической и приборной базы для микроспутников дистанционного зондирования Земли, создание и отработка наземного сегмента межгосударственной информационно-навигационной системы. Кроме того, мы планируем организовать технические центры дистанционного обучения, в которых будут проходить подготовку граждане Союзного государства.

Депутат Госдумы России Константин Затулин:

- Существуют две стороны вопроса. Во-первых, Конституционный акт - небезупречный документ. За последние годы в вопросе объединения не было сделано никаких этапных шагов. План введения единой валюты постоянно откладывался. Переговоры становятся всё более трудными. Люди разувериваются, и белорусская сторона и российская привыкают к нынешнему неопределённому состоянию. Однако критика Лукашенко со стороны западных стран не снижается, и это подталкивает Белоруссию не выходить из формата переговорного процесса. Во-вторых, хоть мы и должны оценивать Конституционный акт по его содержанию, которое как я уже сказал, небезупречно, нужно принимать в расчёт и то, что сам факт проведения референдума поднимет интерес наших народов к процессу объединения. Не вполне понятно, как ратификация акта будет проходить в техническом плане. Принимать акт, по идее, должен союзный парламент, одновременно с проведением референдума в России и Белоруссии. Но, насколько мне известно, техническая часть совершенно неподготовлена, оптимизма Пал Палыча Бородина я не разделяю, так что с объединением больше вопросов, чем ответов.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ