Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
07.12.2005, «Новые Известия»
Светлана Гамова, Андрей Гулютин
С нового года российский газ в Грузии, Молдавии и на Украине значительно подорожает. Об этом заявило руководство «Газпрома», мотивируя решение исключительно экономическими факторами. Мол, рынок есть рынок, и если раньше Москва делала скидки для стран, в которых живет много российских граждан и этнических русских, то теперь о скидках придется забыть. Однако за этими дипломатическими выкладками стоит большая политика.
Иначе почему цены повышаются для постсоветских стран, с которыми Москва в ссоре, а вот для Белоруссии и Приднестровья они остаются прежними? Кремль традиционно использовал «трубу» как способ давления на бывших соседей по СССР, всегда делал это в преддверии зимы и раньше добивался желаемого. Но сегодня очевидно, что страны, называющие себя «новыми демократиями», окончательно отпочковались от «старшего брата», более того, намерены сообща противостоять российскому влиянию. На этом фоне их отлучение от дешевого российского газопровода выглядит как наказание.
О том, что Россия не должна больше содержать население «братских республик», когда у нее самой каждую зиму замерзают целые регионы, говорили давно. В той же самой Госдуме или в правительстве РФ. И приводимым там аргументам трудно было возразить. Но по интересному совпадению газовые заявления всегда делались в тот момент, когда Москве не удавалось получить согласие, скажем, Киева, Кишинева или Тбилиси в решении тех или иных вопросов. После очередной угрозы (а они звучали с периодичностью раз в неделю) несговорчивые друзья приезжали в Москву с повинной, и проблемные вопросы если и не решались, то по крайней мере откладывались на неопределенное время. Таким образом России удавалось сохранять свое военное присутствие в Грузии, тянуть с выводом войск из Приднестровья (по соглашению с ОБСЕ эвакуация должна была завершиться в 1999 году), удерживать у двери в ЕЭП (Единое экономическое пространство) Украину.
Такое принуждение к дружбе оплачивалось за счет российских граждан. Но зато украинцы, молдаване и грузины платили вдвое и даже втрое меньше за газ, а значит, за свет, а также за все остальное, включая продукты питания. Как правило, Москва объясняла неудобства россиян заботой о соплеменниках и гражданах России, вынужденных жить вдали от исторической родины. Теперь же про «своих за рубежом» вспоминается только, если речь идет о Белоруссии (имеется в виду то, что мы когда-нибудь можем слиться в единое государство), а также Приднестровье (это пророссийски настроенный регион). С нового года только белорусы и приднестровцы будут получать газ по сходной цене, несмотря на то, что Приднестровье – это часть Молдавии. Но, как известно, Кишинев в последнее время ведет себя по отношению к Москве дерзко, так же как Тбилиси и Киев.
На недавнем заседании ОБСЕ в Любляне министры иностранных дел этих государств буквально атаковали Сергея Лаврова, требуя немедленного вывода российских войск из того же Приднестровья, а также Абхазии и Южной Осетии. Как заметил «НИ» источник в МИД РФ, после такого поведения ни о каких газовых послаблениях этим странам не может быть и речи. Впрочем, отрезвление, а за ним и решение отвечать на недружественные акты тем же пришли к нашим дипломатам не сегодня. Еще весной Сергей Лавров сделал первое предупреждение руководителям стран, уходящих от России на Запад. Он заявил, что российским регионам запрещено заключать прямые торговые договоры с Молдавией и другими замеченными в неуважении к Москве партнерами в обход центральных (российских) властей. Затем последовал запрет на ввоз молдавской продукции в Россию, остановлена выдача виз на въезд в нашу страну грузинам, а Украину поставили в известность о том, что вскоре ее услуги в транспортировке российского газа в Европу вообще не потребуются – будет построен трубопровод в обход этой страны через Балтийское море. В Киеве, Кишиневе и Тбилиси уверены, что все это звенья одной цепи – политической. И предпринимают меры для защиты собственной экономики.
Киев игнорирует ультиматум
Россия хочет не только повысить для Украины цену за газ с 50 до 160 долларов за тысячу кубометров, но и уйти от бартерной схемы, по которой газ шел на Украину в оплату за его транзит по украинской территории в Европу. Что это будет означать для Украины, задается вопросом корреспондент «НИ» в Киеве Яна Сергеева.
Как сообщил «НИ» источник в правительстве Украины, 160 долларов за кубометр газа повергнет страну в невиданную доселе гиперинфляцию. Дело в том, что даже при цене в 110 долларов становится убыточной вся химическая отрасль Украины, так как она на 80% зависит от поставок газа. А это второй после металлургии экспортер. При 120 долларах за кубометр «ляжет» и украинская металлургия. Если Россия повысит цену, умрет и без того находящаяся в глубокой коме украинская сахарная промышленность. Ей для летального исхода хватит и 100 долларов за кубометр российского голубого топлива. Понятно, что все это приведет к резкому скачку цен на продовольственные и промышленные товары.
Однако бюджет на будущий год сверстан на Украине на основании существующих сегодня цен на газ «с припуском на швы» в 20–30 долларов. Это означает, что Киев не планирует с нового года платить Москве более 80 долларов за 1 тыс. кубометров. «Перекрыть газ невозможно, – говорит собеседник «НИ». – России – гаранту поставок газа в европейские страны – наша труба нужна еще больше, чем нам ее газ. Москва всегда давила на нас так, как давит в этом году. Однако еще никогда Киев так жестко и целенаправленно не отстаивал свои интересы в газовых вопросах. И это не шантаж. Впервые мы говорим на равных. Они собираются жаловаться на Украину в Брюсселе! Но Европа-то на нашей стороне».
Эксперт по энергетическим вопросам Центра Разумкова Владимир Сопрыкин в интервью «НИ» заявил, что считает предлагаемую Россией Украине цену за газ неадекватной региональному рынку. «Почему-то Чехия, Польша платят меньше 160 долларов. Я уже не говорю о Беларуси, которая платит 47. Кроме того, неадекватна сама постановка вопроса о повышении цены. Ведь сегодня действуют международные договоры между НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпромом», в которых говорится, что расчеты за газ остаются на прежнем уровне до 2009 года», – утверждает эксперт.
К тому же в Киеве считают, что транспортировка энергоносителей в обход Украины требует огромных средств и минимум пять лет на строительство Северо-Европейского газопровода. Однако какой бы ни была его мощность, она не покроет растущего спроса европейцев на природный газ. В Европе он растет ежегодно на 10–20 млрд. куб. За такими потребностями не угонится ни одно строительство, а Россия уже пообещала, что Европа будет получать столько газа, сколько ей будет необходимо. Ввиду этого украинская транспортная система России действительно нужна не меньше, чем Украине российский газ. На что указывают и сентябрьские предложения «Газпрома» отказаться от повышения цены в обмен на управление газотранспортной системой Украины.
Молдавия успокаивает население
Первый месяц зимы в Молдавии, рассказывает корреспондент «НИ» в Кишиневе Ирина Зиненко, сопровождается шлейфом неприятных новостей. Первое место в них занимает сообщение о том, что российский «Газпром» намерен с нового года повысить тарифы на газ вдвое. Кишинев и до этого не скрывал обиды на самые высокие среди стран СНГ газовые расценки – 80 долларов за тысячу кубометров. Теперь придется платить 160 долларов. Это выше, чем для стран Балтии и Грузии. Это расплата за антироссийский курс, утверждают оппоненты нынешних молдавских властей. Прагматичный подход – поправляют представители газовой компании. Кишинев так стремится войти в европейскую семью полноправным членом, что просто оскорбительно не помочь ему в этом, в том числе и европейскими ценами – не скрывают иронии третьи.
Молдавское правительство изо всех сил пытается сохранить хорошую мину при плохой игре и смикшировать шокирующую новость. Министр экономики и торговли Валериу Лазэр сообщил «НИ», что никаких официальных уведомлений об изменении тарифов из «Газпрома» не поступало. Кроме того, специально созданная комиссия, изучив перспективу двойного повышения, пришла к выводу, что ничем страшным молдавской экономике оно не грозит. По ее подсчетам, доля конечного потребления природного газа в ВВП составляет всего 1,7%, производственный сектор потребляет лишь треть общего объема импортируемого газа. Так что основной удар придется на частного потребителя. Молдавские правительственные чиновники считают, что сельские жители тоже не очень пострадают – просто вернутся к печному отоплению, от которого они еще не отвыкли. Хуже придется горожанам, у которых выбора нет. Впрочем, они тоже в своих многоэтажных домах могут перейти на «буржуйки», как практикуется до сих пор в некоторых районных центрах Молдавии.
Но, несмотря на оптимистичные реляции «казенных» людей, очевидно, что населению самой бедной страны в Европе очередного ценового скачка не вынести. Повышение тарифов на газ неизбежно повлечет за собой увеличение платы за тепло в два, а то и больше раза. В Кишиневе отопительная организация «Термоком» и по нынешним расценкам не может собрать деньги за поставляемые населению услуги, которые превышают размер средней пенсии. Кажется, тезис молдавского президента Владимира Воронина «замерзнем, но не сдадимся» обретает все более реальные черты. Только сторонников у него немного.
Приднестровье в более выигрышном положении, чем правобережная Молдова. Оно вышло из АО «Молдова-газ» и намерено строить свои отношения с «Газпромом» напрямую, в том числе и договариваться об отдельных для себя тарифах. Тирасполь надеется, что российскими газовиками для него будет сделано послабление и мечтает о цифре в 80 долларов за тысячу кубометров.
Грузия меняет российский газ на казахский
Как сообщает корреспондент «НИ» в Тбилиси Ирина Барамидзе, до последнего времени «Газпром» продавал Грузии газ по 62,5 доллара за одну тысячу кубометров, однако с января 2006 года цена возрастет до 110 долларов. Кроме того, грузинская сторона задолжала «Газпрому» за поставки газа более 12 млн. долларов.
Рядовые потребители природного газа в Грузии опасаются, что повышение цены на российский газ ляжет на них тяжким бременем. Правительство настроено более оптимистично и полагает, что осилит новую цену. Определенный оптимизм высказал в интервью «НИ» и академик Академии естественных наук Грузии Александр Твалчрелидзе. «Мне представляется, что государство сможет одолеть эту цену, не повышая потребительский тариф. Все будет зависеть от позиции правительства Грузии. Если оно будет делать свое дело, тогда все будет хорошо, если же нет – тогда придется очень дорого платить за потребление российского газа». Академик Твалчрелидзе считает, что в первое время, примерно до одного года, потребительские цены на газ в Грузии не повысятся, но позднее они все-таки начнут постепенно расти. Вполне возможно, что обещания грузинского правительства сделать все для того, чтобы повышение цены на газ не отразилось на кошельках рядовых граждан страны, не будут выполнены.
Определенные надежды в Грузии возлагают на поставки казахстанского природного газа. Соответствующее соглашение в рамках рабочего визита грузинского премьер-министра Зураба Ногайдели было подписано в Астане грузинским и казахстанским министрами энергетики. Как сообщают в минтопэнерго Грузии, Казахстан может поставлять в Грузию природный газ по цене 68 долларов за одну тысячу кубометров, хотя пока реальные цифры неизвестны. Казахстанский газ должен будет попасть в Грузию транзитом через территорию России. Грузия в свою очередь намерена импортировать из Казахстана 2 млрд. куб. м газа в год.
Кстати, нельзя сказать, что труба окончательно поделила все страны СНГ на «своих» и «чужих». Недавно всех повергло в шок сообщение о том, что и Армения попала в «черный список» «Газпрома». Это не укладывается в логику российской власти: общеизвестно, что Армения всегда считалась верным другом РФ. На вопрос «за что?» директор Института стран СНГ, депутат Госдумы Константин Затулин так ответил «НИ»: «Не исключаю, что в отношении Армении будут сделаны кое-какие уступки, возможно, связанные не с ценами на газ, но с условиями оплаты».
Андрей Зорин, аналитик Инвестиционной компании « БАРРЕЛЬ», специализирующийся на проблемах СНГ:
– Однозначно, что в стране с монополизированной государством газовой отраслью уровень цен на газ устанавливается, исходя все-таки больше из политических соображений, но не в убыток экономике страны. Правительство оправдывает существенное повышение цен мировой экономической конъюнктурой, так как России надо что-то отвечать на волнения Запада относительно возможности прерывания поставок газа. Но не учитывать интересы стран СНГ Россия тоже не может, и делать это нужно так, чтобы нашу страну наконец стали уважать и принимать в качестве серьезного партнера, умеющего со своей стороны тоже выставлять претензии. На мой взгляд, российское правительство начинает постигать азы того искусства, когда грамотное сочетание политических и экономических рычагов в руках правящего института власти может улучшить отношение, как СНГ, так и Запада к России как к стране с индивидуальным «характером». Главное, как известно, – во всем знать меру.
Владимир Жарихин, заместитель руководителя Института стран СНГ:
– Неделю назад в Киеве происходила конференция, на которой известный украинский политолог Дмитрий Выдрин сказал: «Что же мы все о газе да о газе, ведь ни в одном учебнике нет такой политологической категории». На что я ему ответил: «Пока цены на газ будет определять не рынок, а договоренность глав государств, до тех пор он будет мощной политической категорией. Как только цены станут рыночными, газ станет категорией чисто экономической».
Андрей Кокошин, председатель комитета Госдумы по делам СНГ:
– В поставках энергоносителей из России в другие государства постсоветского пространства наступил «момент истины». Сложившийся высокий уровень цен на углеводороды на мировых рынках явился следствием сравнительно долго вызревавших процессов. В результате среди основных нетто-импортеров нефти и природного газа развернулось активное соперничество за получение этого сырья из России, имеющей в совокупности самые богатые запасы углеводородов в мире. Основные наши партнеры в этой области все больше готовы платить не только высокую цену за нефть и природный газ, но и давать возможность российским компаниям приобретать существенные доли активов в их энергетическом бизнесе. Эти обстоятельства практически не учитываются нынешними украинскими партнерами «Газпрома», правительством Украины, пришедшим к власти после «оранжевой революции», несмотря на все его декларации о приверженности современной рыночной экономике. Складывается ситуация, когда нынешняя украинская власть не движется по пути дальнейшей интеграции с Россией и другими странами ЕЭП, но при этом демонстрирует полную несостоятельность следовать провозглашенным ею курсом на интеграцию с ЕС. Это логически предполагает, в частности, переход на цену поставки природного газа из России в четыре раза выше, чем та, что действует в настоящее время. По такой же цене «Газпром» сейчас поставляет его в страны Центральной и Западной Европы».
Цены на природный газ, поставляемый «Газпромом» (2005 год) ($/1 тыс. куб.м)
Западная Европа - 174*
в т.ч.
Германия - 200
Словакия, Словения - 180
Польша - 120
Турция - 75
Страны бывшего СССР - 53*
в т.ч.
Латвия, Литва, Эстония - 85-95
Молдавия - 80
Грузия - 68
Азербайджан - 60
Армения - 56
Украина - 50
Белоруссия - 47
* Средняя цена по региону
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |