Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Последний гвоздь в крышку гроба СССР

16 ноября Государственной Думой одобрен федеральный законопроект «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о российско-казахской Государственной границе». «Против» проголосовали все фракции, кроме «Единой России», представитель которой депутат Мединский даже соизволил блаженно отметить, что, дескать, это — очень нужный России договор, «полно отвечающий её национальным интересам». Сергей Бабурин задал членам правительства резонный вопрос: если обустройство одного километра границы стоит около 2 миллионов долларов, не было бы дешевле вовлечь Казахстан в поле интеграции единого российско-белорусского союзного государства. Протяженность границы нешуточная — более 7,5 тысячи километров! А представитель фракции «Родина» (Народная воля — СЕПР) Виктор Черепков и вовсе назвал предательский законопроект «последним гвоздем в крышку гроба СССР».

18.11.2005., «Время»№ 33 (515)

Алла ВОЛГИНА

Сначала ничто не предвещало бури. Владимир Волков, официальный представитель Президента РФ, мерным и заупокойным голосом объяснял, что ратификация Договора осуществляется в целях поддержания добрососедских отношений с Казахстаном: «имеет непреходящее значение с точки зрения российских интересов», «как отмечали президенты при подписании Договора, приводит к новому этапу в казахстанско-российском стратегическом партнерстве». И с этими словами, вроде бы, трудно спорить. Действительно, значение документа «непреходяще»: отродясь не было у нас никакой общей границы с Казахстаном. Были мы с ним одной общей землей, имели одну историческую судьбу, миллионы русских людей до сих пор живут в этой стране, а приехали в Казахстан для того, чтобы поднять этот отсталый край трудом врачей, учителей, инженеров, геологов, артистов, писателей, целинников, ученых. И вдруг — вот тебе, бабушка, юрьев день: «новый этап», придуманный в проспиртованном душном мозгу г-на Ельцина — южная Сибирь, сотни лет бывшая неотъемлемой частью России, нами же обустроенная и цивилизованная, политая кровью нашего казачества, достается насильно отпиленному от нас Казахстану! Как тут согласишься с г-ном Волковым, что это партнерство — «равноправное и взаимовыгодное»? Казахстану оно — выгодно, несомненно. А нам?! Ни в какой степени!

Но Владимир Волков, нисколько не стесняясь это и с абсолютно спокойной совестью, продолжал восхваление мудрости лиц, состряпавших эту искусственную дитятю: «Договор открывает широкие возможности»: будут и «прямые человеческие контакты» (как будто их раньше не было), и «гуманитарные приграничные связи» (словно они и прежде не были возможны). И все «пробелы» в дипломатии сразу заделаются, и всё это будет исполнено чуть ли не с величайшей «ответственностью» и прозорливейшей «дальновидностью».

Как тут было не протрезвить зарапортовавшегося посла по особым поручениям? Сначала Виктор Алкснис напомнил ему, что граница между нашими республиками уже превращена в «дырявые ворота наркоагрессии против России, поскольку российские пограничники ушли из Таджикистана, и на нас хлынул огромный, в сотни тонн, наркотрафик, который тянется из Афганистана». На обустройство казахстанско-российской границы — одной из двух самых длинных сухопутных границ в мире, понадобятся миллиарды долларов, «а в бюджете 2006 года ничего на эти цели не заложено». Значит, фактически граница будет только на бумаге, и уж никак не окажется «на замке». Так ради чего было огород городить, к чему торопиться отдавать просторы родной земли, и хлеб родящей и полной полезных ископаемых?

Виктор Черепков подхватил тему и высказал свою боль: «В 1991 году мы действительно разделили СССР, но мне кажется, что сейчас, подписывая вот такие пограничные договоры, мы подписываемся и под тем, что теряем территории, которые исторически всегда принадлежали России, и никогда не принадлежали Казахстану. Поспешностью, под видом укрепления границы, мы навсегда отчуждаем от себя регион, который полит кровью наших отцов и прадедов. Никогда после этого мы не возвратим себе эти земли, потому что сами отдали на них свои же собственные права!» Но Владимир Волков всё твердил своё: что он действует «строго в соответствии с Конституцией и российским законодательством». По всему было заметно, что слова о потере родной земли мало теснили ему сердце, а намек на то, что скорость хороша лишь при ловли блох, и вовсе оставлял равнодушным.

Молодой, но уже возвышенный «Единой Россией» до должности заместителя председателя Комитета по информационной политики Владимир Мединский откровенно посмеялся над беспокойством, выраженным оппозицией. Он назвал её «дикой смесью саморекламы» и «банальным незнанием системы договорных отношений». А потом самодовольный выпускник МГИМО имел глупость приравнять Казахстан по его значимости к Китаю: мол, после уточнения наших общих границ с китайцами, наши отношения с ними только улучшились, улучшатся и с казахами. Но ведь Китай никогда не входил в СССР! И в нем нет, подобно Казахстану, районов с преимущественно русским населением! Отмахнулся от сожалений о потере родных просторов и Константин Иосифович Косачев, председатель Комитета по международным делам, выступавший от фракции «Единая Россия». И даже ревниво полез в состязание, кто больший патриот: члены думской оппозиции или единоросы: «Каждый раз, когда мы начинаем в этом зале дискуссии о разграничении земель с зарубежными государствами, так называемые патриоты начинают кричать по поводу предательства национальных интересов. Я хочу заверить всех тех, что выступает сегодня против ратификации договора, что во фракции „Единая Россия“ патриоты не меньшие. Я уверен, что большие!» Однако почему же тогда именно они и являются инициаторами подобных законопроектов, продолжая «дело» «товарища» Ельцина?

В своём выступлении от фракции «Родина» (Народная воля — СЕПР) Сергей Бабурин подчеркнул, что рассматриваемый вопрос «не технический, это вопрос исторического значения». «В 1990 году правительственная комиссия РСФСР специально готовила вопрос о реализации программы „500 дней“ и определяла границы экономического пространства Российской Федерации. И было установлено, что зафиксированных границ, за исключением ряда участков границ с прибалтийскими республиками, в природе не существует! Большинство границ между Казахстаном и РФ были определены решениями или приказами председателей колхозов, когда они говорили, что здесь заканчиваются мои поля, а дальше идут поля соседей. Поэтому сегодня речь идет о том, что мы устанавливаем эти государственные границы. Мой дед приехал осваивать южную Сибирь в 1909 году в город Семипалатинск. Почему же сегодня мы безропотно говорим, что южная Сибирь стала Казахстаном? Почему земли уральского казачества уходят в соседнее государство? Очень много вопросов! И верно было замечено депутатом Николаем Леоновым: почему же мы не увязываем Договор с разграничением Каспия. Да потому что как только мы легализуем сухопутную границу с Казахстаном, в вопросе о Каспии эта республика на компромиссы не пойдет. Она будет разрезать Каспий вопреки всем советско-иранским договоренностям, она будет закреплять за собой шельф. А нам нечего будет поставить в противовес. Вы помните, как через Госдуму протащили договор с Украиной? Нам говорили: ратифицируем договор, товарищ Симоненко станет президентом Украины, после этого Украина вступает в союз с Белоруссией и Россией, и мы — все вместе, а где граница, никого не интересует. Где теперь это „президент Симоненко“? И что сейчас происходит на Украине?

В прошлом созыве Госдумы протащили договор о границе с Литвой. До этого несколько лет нам удавалось сдержать договор, не ратифицируя его. А тут нашлись энтузиасты, протащили, сведя проблему к пломбированию вагонов, и осуществили ошибочную линию МИДа. Это открыло Литве дорогу в НАТО. Да, сегодня у нас с Казахстаном хорошие отношения. А если завтра там будут другие руководители? Вопрос ведь не об охране нашей границы. Мы можем её охранять, и не подписывая договора о том, по какой земле она проходит. Да и подписав его, её так же не будут охранять, как и до этого. Но юридически закрепят. Юридически снимут главное препятствие для Казахстана перед вступлением в любой военный блок, направленный против России. Зачем нам делать такой подарок к президентским выборам в Казахстане? Зачем мы лишаем себя определенных гарантий на будущее? Почему вновь не защищаем свои интересы?»

Но «крупным» «патриотам» из «Единой России» нечем было ответить ни на один из этих важнейших аргументов, нечего противопоставить им, тем не менее они практически единогласно забили последний гвоздь в грышку гроба СССР, проголосовав за инициированный законопроект.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ