Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
3ноября2005года, в Париже на заседании Надзорного комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) с сообщением о ситуации с национальными меньшинствами в Латвии выступил председатель комитета Георгий Фрунда. Предлагаемый ниже обзор Ирины Осинской предварил его выступление.
22.11.2005.,Час
Ирина ОСИНСКАЯ.
В октябре Георгий Фрунда посетил Ригу и на пресс-конференции дал свою оценку нашим успехам в обеспечении прав нацменьшинств.
1 Георгий Фрунда подчеркнул, что Латвия достигла большого прогресса в области прав человека, и это надо приветствовать. Но нельзя приветствовать те оговорки, которые сделал Сейм Латвии, ратифицируя Всеобщую конвенцию о защите прав национальных меньшинств.
- Совет Европы приветствует ратификацию Латвией этой конвенции и понимает приобщенную к ней декларацию Сейма, но считает, что сделанные латвийским парламентом оговорки являются неприемлемыми с точки зрения прав человека, - подчеркнул Георгий Фрунда. И продолжил: - Эти оговорки непродуктивны и с политической точки зрения. Отозвав их, Латвия создаст у нацменьшинств чувство, что они равноправны и имеют возможность пользоваться родным языком в своих самоуправлениях.
2Георгий Фрунда еще раз подчеркнул, что Надзорный комитет ПАСЕ призывает Латвию предоставить негражданам право участвовать в выборах местных самоуправлений и облегчить условия получения гражданства.
По мнению Фрунды, натурализация в Латвии идет успешно - уже 81 процент жителей стали гражданами страны. Но этого недостаточно - Фрунда предложил автоматически предоставлять латвийское гражданство всем родившимся в Латвии детям. А также облегчить предоставление гражданства негражданам старше 60 лет, так как им трудно сдавать натурализационные экзамены.
- Я понимаю, что Латвия старается добиться того, чтобы государственный язык был доступен всем, но при этом необходимо обеспечить национальным меньшинствам право пользоваться и своим родным языком, - подчеркнул еврочиновник.
И отметил, что очень трудно найти середину между необходимостью добиться, чтобы все разговаривали на латышском, и соблюдением прав человека.
3Георгий Фрунда еще раз подчеркнул, что лояльность (которую правительство Латвии хотело ввести в качестве одного из критериев получения гражданства) является моральной категорией. А с правовой точки зрения лояльный человек - это человек, который честно платит налоги и не нарушает законы страны. И правительство, перед тем как требовать от людей лояльности, должно обеспечить им определенные права.
4Высокий гость заявил, что Латвии вряд ли следует менять закон об образовании. Но следует оценить и то, какое влияние он оказывает на общество.
5На пресс-конференции Георгий Фрунда пояснил, что с точки зрения Всеобщей конвенции о правах национальных меньшинств и рекомендации Совета Европы, национальными меньшинствами в Латвии являются и жители, приехавшие сюда в то время, когда Латвия входила в состав СССР. А экономическими иммигрантами являются те, кто приехал сюда в течение последних пяти-десяти лет.
6А еще Георгий Фрунда в Риге сказал, что за оккупацию Латвии не следует платить той же монетой.
- За то, что мы в свое время пережили оккупацию, не следует стараться отплатить России той же монетой. И это вовсе не означает, что нацменьшинствам не надо предоставлять права. Россия всегда будет вашим соседом, тут ничего не изменишь... И ответить ей можно было бы, предоставив нацменьшинствам все права. Надо думать о будущем, а не о прошлом, - сказал он.
Официальная Рига не ждет от доклада Фрунды ничего хорошего. Как вчера предположила Diena, «решение Совета Европы может оставить России карту национальных меньшинств». А министр иностранных дел Артис Пабрикс сообщил, что он использовал все каналы, чтобы убедить представителей других стран, что Латвия не нуждается в постмониторинге, поскольку наша страна ратифицировала Конвенцию о защите национальных меньшинств. Естественно, об оговорках к конвенции Пабрикс не вспомнил...
А «тевземец» Юрис Добелис высказался со свойственной ему прямотой - «с господином Фрундой нам не повезло». И также предположил, что наряду с достигнутыми Латвией успехами Фрунда может отметить и недостатки. А еще Добелис подчеркнул, что позиция Фрунды похожа на позицию депутата Сейма от «Центра согласия» Бориса Цилевича. Борис Цилевич считает, что постмониторинг в Латвии должен быть продолжен, поскольку остается неясность с оговорками в конвенции и с вопросом о школьной реформе.
мнение
«Фрундизм» - так называется опубликованный вчера в Diena комментарий Айварса Озолиньша. Господин Озолиньш допускает возможность того, что в среду в Париже на заседании Надзорного комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы будет принято решение о продолжении «т. н. постнадзорного диалога о соблюдении прав нацменьшинств». Или, проще говоря, о мониторинге ситуации со стороны европейских структур. Действительно ли министр иностранных дел Артис Пабрикс и латвийские депутаты сделали все, чтобы защитить Латвию, вопрошает комментатор.
«К сожалению, руководителю латвийской делегации Андрису Берзиньшу (Союз зеленых и крестьян) более важным кажется не допустить запрещения азартных игр в Риге, а другие представители Латвии - Юрис Добелис (ТБ/ДННЛ), Анта Ругате (Народная партия), Ингрида Цирцене («Новое время»), Оскарс Кастенс (Первая партия), не были так активны, как Борис Цилевич («Центр согласия»), который работает над тем, чтобы надзор для Латвии был сохранен.
Фрунда в октябре прибыл в Ригу, заранее убежденный в том, что в Латвии меньшинства (а именно: русские или неграждане - эти три термина ему кажутся синонимами) угнетаются. И сообщил, что негражданам надо предоставить право выбирать самоуправления и использовать в них русский язык, что названия улиц надо писать на двух языках, для пожилых людей следует отменить натурализационные проверки, а детям неграждан, родившимся после 1991 года, гражданство следует присуждать автоматически. Так как такие условия Латвии ранее не выдвигались, а прежний руководитель комитета Жозет Дюрье в своем сообщении сделала вывод, что постнадзорный диалог можно закрыть, то, очевидно, главным аргументом Фрунды против этого станут оговорки, которые принял Сейм, ратифицируя конвенцию. Если комитет согласится выдвинуть в качестве условия для закрытия процедуры постнадзора отзыв этих оговорок, то эта процедура, возможно, будет продолжаться даже десятки лет.
Можно возмущаться некомпетентностью и требованиями руководителя ответственного комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы. Можно успокаивать себя тем, что решение комитета продолжить процесс постнадзора не было бы никакой трагедией. Но, во-первых, это стало бы дополнительным аргументом для России - в обвинениях Латвии в нарушении прав человека. К тому же во второй половине следующего года Россия станет президентствующей в Совете Европы страной. Во-вторых, это стало бы еще одним звеном в цепи внешнеполитических неудач, которое только укрепило бы у наших партнеров по ЕС впечатление о Латвии как о несерьезной стране, чья внешняя политика состоит из ссор с Россией, и поэтому мнение Латвии можно не учитывать», - пишет Озолиньш.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |