Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Президент предлагает продлить еще на два года срок, в течение которого жители государств, прежде входивших в состав СССР, могут получить российское гражданство в упрощенном порядке.
Коммерсантъ, № 227 (№ 3311) от 02.12.2005
Виктор Хамраев, Наталья Городецкая
01 декабря 2005года, Владимир Путин внес в Госдуму проект поправки к закону "О гражданстве", которая касается жителей государств, прежде входивших в состав СССР. Президент предлагает продлить еще на два года срок, в течение которого они могут получить российское гражданство в упрощенном порядке. Думцы принять поправку готовы, но правозащитники уверены, что она не облегчит жизнь гражданам из бывших советских республик.
Жесткий порядок оформления российского гражданства в отношении выходцев из ближнего зарубежья был введен в 2002 году с принятием новой версии закона "О гражданстве". Тогда всех бывших советских граждан, проживающих за пределами России, приравняли к иностранцам, распространив на них общий порядок вступления в гражданство. Они должны были сначала получить вид на жительство, потом прожить в РФ пять лет, и лишь после этого получали право обратиться за гражданством. При этом одним из условий предоставления гражданства стал "законный источник средств к существованию", наличие которого должен доказывать властям потенциальный россиянин.
Через год президент публично признал столь жесткий порядок ошибочным и предложил его смягчить, разрешив лицам из бывших советских республик получить российское гражданство в упрощенном порядке в случае обращения с соответствующим заявлением до 1 января 2006 года. Поправка касалась только тех "бывших советских", кто законно проживал в России на момент вступления в силу нового закона – 1 июля 2002 года.
Внесенная вчера поправка продлевает срок действия упрощенного порядка до 1 января 2008 года. Теперь еще в течение двух лет граждане из стран СНГ смогут рассчитывать на получение российского гражданства без вида на жительство, пятилетнего срока проживания, указания источников средств к существованию и экзамена на знание русского языка. Правда, им по-прежнему придется доказывать, что они на законных основаниях живут в России с лета 2002 года.
Начальник управления по вопросам гражданства Федеральной миграционной службы (ФМС) Николай Смородин сообщил Ъ, что в течение предстоящих двух лет ФМС предполагает выдать документы о гражданстве 500 тыс. человек. По его словам, это в принципе немного, поскольку в течение девяти месяцев этого года гражданство получили 400 тыс. человек.
Спикер Госдумы Борис Грызлов вчера отметил "особое значение" президентской поправки, которая связана с "поручением президента о выработке программы переселения соотечественников". Спикер уверен, что "законопроект будет рассмотрен в ближайшее время и его поддержит большинство депутатов". Глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин тоже уверен, что закон будет принят и это станет "восстановлением исторической справедливости для людей, которые мыслили себя как граждане единой страны". Проект, по мнению господина Плигина, "решает проблему, которую поднимают тысячи бывших граждан СССР".
"Ничего не произошло, есть только надежда, что хуже в ближайшее время не станет",– заочно возразила депутатам в беседе с Ъ глава общественного комитета помощи беженцам, член правозащитного центра "Мемориал" Светлана Ганнушкина. Закон о гражданстве действительно дает бывшим соотечественникам возможности для упрощенного получения гражданства, но, по мнению госпожи Ганнушкиной, "препятствием на пути этих возможностей становится закон "О правовом положении иностранных граждан"". Он "не дает никаких преференций" для бывших советских людей, но именно на него опираются чиновники, к которым жители стран СНГ обращаются с заявлением о получении гражданства. И с них все равно требуют пятилетнего срока проживания, а также доказательств того, что они смогут содержать себя три года исходя из прожиточного минимума: требуется "такой капитал, который рядовой гражданин не имеет", утверждает правозащитница.
Помимо того все желающие стать россиянами должны "попасть в квоты", которые устанавливают регионы на основании постановлений и распоряжений правительства РФ. Сейчас действуют два вида квот: на привлечение иностранной рабочей силы и на временное проживание. Роднит эти квоты, по оценке госпожи Ганнушкиной, "только одно: полное отсутствие критериев, на основании которых они устанавливаются". Поэтому все регионы, по ее словам, "назначают квоты от фонаря". А иностранец, встав в очередь на выделение квоты, не имеет никаких гарантий, что в нее попадет.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |